• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (cult-news.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1988"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Войтехович Р.: Вагнеровский подтекст в "Стихах к Блоку" Марины Цветаевой
    Входимость: 4. Размер: 42кб.
    2. Кудрова Ирма: Гибель Марины Цветаевой. Приложение II
    Входимость: 4. Размер: 49кб.
    3. Саакянц А.: Марина Цветаева. Жизнь и творчество. Список основных материалов, использованных при подготовке книги
    Входимость: 3. Размер: 9кб.
    4. Войтехович Р.: "Имя твое — птица в руке" - из чего сделаны стихи Цветаевой
    Входимость: 3. Размер: 30кб.
    5. Белкина Мария: Скрещение судеб. Безмерность в мире мер
    Входимость: 2. Размер: 123кб.
    6. Сводные тетради. Тетрадь первая. (Страница 8)
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    7. Ответ на анкету (краткая автобиография, 1926)
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    8. Кудрова Ирма: Гибель Марины Цветаевой. Елабуга
    Входимость: 2. Размер: 133кб.
    9. О новой русской детской книге
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    10. Ревзина О. Г.: Число и количество в поэтическом языке М. Цветаевой
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    11. Сводные тетради. Тетрадь первая. (Страница 5)
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    12. Саакянц А.: Марина Цветаева. Жизнь и творчество. Звездный год" во Франции (ноябрь 1925 — 1926). Париж
    Входимость: 1. Размер: 73кб.
    13. Цветаева М. И. - Горькому А. М., 8 октября 1927 г.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    14. Кривошапкина Елизавета: В Феодосии
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    15. Кудрова Ирма: Третья версия. Еще раз о последних днях Марины Цветаевой
    Входимость: 1. Размер: 115кб.
    16. Белкина Мария: Скрещение судеб. В комнате Зоологического музея
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    17. Швейцер Виктория: Марина Цветаева. После России
    Входимость: 1. Размер: 111кб.
    18. Бем А.: Письма о литературе. Соблазн простоты
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    19. Альтшуллер Г. И.: Марина Цветаева. Воспоминания врача
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    20. Фокин Павел: Цветаева без глянца (Ознакомительный фрагмент). Облик
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    21. Цветаева М. И. - Северянину Игорю, 28 февраля 1931 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    22. Повесть о Сонечке, часть 2 (страница 4)
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    23. Фокин Павел: Цветаева без глянца (Ознакомительный фрагмент). Характер
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    24. Кудрова Ирма: Гибель Марины Цветаевой. Болшево
    Входимость: 1. Размер: 119кб.
    25. Рядчикова Е. Н., Ахмадеева С. А.: Аппликативная метафора как особенность идиостиля Марины Цветаевой
    Входимость: 1. Размер: 113кб.
    26. Повесть о Сонечке, часть 1 (страница 4)
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    27. Швейцер Виктория: Марина Цветаева. От автора
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    28. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 3 апреля 1933 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    29. Цветаева М. И. - Ломоносовой Р. Н., 3 апреля 1930 г.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    30. Сводные тетради. Тетрадь третья. (Страница 5)
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    31. Дом-музей Цветаевых ( с. Ново-Талицы)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    32. Липеровская Софья: Юные годы
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    33. Кудрова Ирма: Гибель Марины Цветаевой. Лубянка
    Входимость: 1. Размер: 113кб.
    34. Фокин Павел: Цветаева без глянца (Ознакомительный фрагмент). Мур (сын Георгий Сергеевич Эфрон)
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    35. Фокин Павел: Цветаева без глянца (Ознакомительный фрагмент). Гардероб
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    36. Струве Г.: Ковчег. Сборник союза русских писателей в Чехословакии
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    37. Чирикова Валентина: Костер Марины Цветаевой
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    38. Клюкин Ю. П.: Марина Цветаева и Геликон
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    39. Ранчин А. М.: М. И. Цветаева - жизнь и творчество
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    40. Веприцкая Людмила: Из воспоминаний
    Входимость: 1. Размер: 10кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Войтехович Р.: Вагнеровский подтекст в "Стихах к Блоку" Марины Цветаевой
    Входимость: 4. Размер: 42кб.
    Часть текста: раз анализировался 1 , но вагнеровский подтекст еще ни разу не рассматривался. Тем важнее обосновать введение имени Вагнера в наш анализ доказательством знакомства Цветаевой с вагнеровскими сочинениями, на что косвенно может указывать и знание его биографии. Цветаева не была таким ярким вагнерианцем, как ее старшие современники Вяч. Иванов, И. Ф. Анненский, А. А. Блок, Андрей Белый и А. В. Луначарский, которым посвятил последнюю главу своего фундаментального исследования «Рихард Вагнер и русская культура» (1990) А. А. Гозенпуд [Гозенпуд]. Тем не менее, имя великого композитора всегда было окружено у Цветаевой ореолом почтения. Елена Айзенштейн обобщила большую часть упоминаний имени композитора в текстах Цветаевой и сделала вывод, что Цветаева «высоко чтила» Вагнера [Айзенштейн 2000а: 43–45, 197, 201, 259]. В поэзии и прозе Цветаевой наиболее эксплицированный вагнеровский мотив — мотив «золота Рейна» или «клада нибелунгов» из тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунгов». Он возникает в стихотворении «Променявши на стремя…» (19 февраля 1925 г.) и обсуждается затем в 1926 г. в письме Пастернаку от 23 мая. В письме речь идет о Р. М. Рильке: «Меня...
    2. Кудрова Ирма: Гибель Марины Цветаевой. Приложение II
    Входимость: 4. Размер: 49кб.
    Часть текста: 1982 года в Сочи скульптор Нина Вельмина, создавшая впоследствии бюст Марины Цветаевой. Запись этой беседы не вошла в изданный том «Воспоминаний о Марине Цветаевой», напечатанный в 1992 году в Москве в издательстве «Советский писатель». Между тем, на наш взгляд, воспоминания И. Б. Игнатовой очень информативны и вызывают несомненное доверие. Хронологически они относятся непосредственно к тому периоду жизни поэта, которому посвящена данная книга. Текст записи Н. Вельминой ранее был опубликован в журнале «Россияне» (1992, 11/12). В нашей публикации воспоминания несколько отредактированы: объединены темы и убраны многочисленные повторы. Цветаева с сыном поселилась в трехкомнатной квартире видного ученого Б. И. Шукста, уехавшего на север в служебную командировку, поздней осенью 1940 года. Она сняла здесь одну комнату (14 кв. м) и прожила в ней до самой эвакуации, то есть до 8 августа 1941 года. «Мы жили на Покровском бульваре дом номер 14/5, угол Малого Вузовского переулка, квартира 62. Это был так называемый «второй дом Совнаркома», в нем жили люди, занимавшие видные посты в государстве, — и такие ученые, как мой отец. В эти годы множество жильцов дома уже были арестованы, на нашей лестнице только две квартиры оставались неопечатанными». Квартира была трехкомнатная. В большой комнате жила сама Идея — или, как ее тогда все называли, Ида Шукст, слева — в комнате поменьше — Марина Ивановна Цветаева с сыном Георгием (Муром), справа — супружеская пара, которая постоянно враждовала с М. И. Однажды М. И. сказала Иде: «У меня свое везенье — продала янтарь и приобрела...
    3. Саакянц А.: Марина Цветаева. Жизнь и творчество. Список основных материалов, использованных при подготовке книги
    Входимость: 3. Размер: 9кб.
    Часть текста: текста О. Ждановой, М. Фейнберг. М.: Т-во "Писатель", 1992. 5. Волконский С., кн. Быт и бытие. Из прошлого, настоящего, вечного. 1924, кн-во "Медный всадник". 6. Воспоминания о Марине Цветаевой/Сост. Л. А. Мнухин, Л. М. Турчинский. М.: Сов. писатель, 1992. 7. Гуль Р. Я унес Россию. Апология эмиграции. Т. 1. Россия в Германии. Нью-Йорк: Мост, 1984. 8. Зайцев Б. Мои современники/Сост. Н. Б. Зайцева-Сологуб. Лондон, 1988. 9. "Звезда", журн., СПБ, 1992, N 10. (Номер, поев. М. Цветаевой. К столетию со дня рождения). 10. Коркина Е. Б. Об архиве Марины Цветаевой. — "Встречи с прошлым", М.: Сов. Россия, 1982. 11. Кудрова И. Версты, дали… М.: Сов. Россия, 1991. 12. Кудрова И. Возвращение на родину. Русская мысль, 1994, N 2041–2048. 13. Кудрова И. Гибель Марины Цветаевой. М.: Независимая газета, 1995. 14. Лосская В. Марина Цветаева в жизни. Неизданные воспоминания современников. Культура и традиции. М.: Дом Марины Цветаевой, 1992. 15. Марина Цветаева. Библиографический указатель литературы о жизни и деятельности. 1910–1941 гг. и 1942–1962 гг. /Сост. Л. А. Мнухин. Wiener Slawistischer Almanach....
    4. Войтехович Р.: "Имя твое — птица в руке" - из чего сделаны стихи Цветаевой
    Входимость: 3. Размер: 30кб.
    Часть текста: как душные цветы…». Первая строка его создана путем смелого ассоциативного «распространения» имени Софья Парнок. Видимо, через «парные», «парниково-оранжерейные» ассоциации, возможно — через ассоциацию Софья — soif (фр. «жажда») или Софья — «сохнуть», возможно через parfum (фр. аромат, духи; parfumer — «наполнять ароматом, душить»), в котором сливаются начало фамилии Парнок и наиболее выразительный консонант имени Софья. Так или иначе 2 , «душность» этого имени наложилась на традиционную метафору «женщина — цветок», и получился образ «душных цветов». Примечательно, что исходное значение имени София (греч. «мудрость») не играет здесь никакой роли 3 . Через год тот же способ письма, имевший статус локального приема, будет возведен в ранг чуть ли не жанрообразующего принципа 4 . Правда, это жанровое образование, подобно некоторым химическим элементам, созданным в лабораторных условиях, просуществовало недолго, но легко можно представить себе серию подобных же «мадригалов», основанных на ассоциативном распространении имени адресата.  Милое слово «курлык» До сих пор этот прием не рассматривался в диалектическом единстве с цветаевской медитацией над значимыми именами, такими как Ариадна (имя мифологической героини) и Марина («морская») 5 . Но очевидно, что от отроческого стихотворения «Душа и имя» до «Имя твое — птица в руке…» путь совершенно прямой. Заметим, что Цветаева видела общность между именами Ариадна и Антрилия. За последним, насколько нам известно, никакой мифологии не стоит....
    5. Белкина Мария: Скрещение судеб. Безмерность в мире мер
    Входимость: 2. Размер: 123кб.
    Часть текста: бывают и исключения. К обеду в столовой за табльдотом собирается человек двенадцать-пятнадцать. Стол накрывают по-домашнему и суповую миску ставят на стол, когда все уже в сборе, и потому обитатели дома стараются не заставлять себя ждать. И ровно к означенному часу, скинув верхнюю одежду в маленькой и тесной передней, где стоит старое трюмо с подзеркальником, заваленным шапками, и вешалка горбится и скрипит под тяжестью шуб, — Марина Ивановна с Муром появляются в столовой. Он массивный, высокий, с маской высокомерия и даже надменности, за которой, быть может, он так старательно пытается скрыть свои всего лишь пятнадцать лет от роду. Она ему по плечо, нет, все-таки чуть выше, худая, нервная, «светлошерстая и даже весьма светлошерстая!..» Общий поклон, и они усаживаются на свои места. У каждого за столом свое место, своя салфетка в кольце. Кстати, тогда, в ту зиму, в Москве с возмущением говорили о недостойном поведении в голицынской столовой В. М. Волькенштейна. Он был драматургом, театральным деятелем. Марина Ивановна знала его еще в предреволюционные годы, он был когда-то мужем Софьи Парнок, которой она увлекалась. А в 1920-м в письме к Евгению Ланну она поминает о нем, что он пришел к ней в Борисоглебский, просил устроить...
    6. Сводные тетради. Тетрадь первая. (Страница 8)
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    Часть текста: вдовица ли? Молода ль утешная? Аль от слез глаза повыцвели? Не видать - лицо завешено. Платье - покроя: Ровно бы струи. Лик под фатою: Правит вслепую. Волна струечкой расколется, Струя лебедью полощется. Таковы слова соколику Говорила перевозчица: - Не зови слезы - да жемчугом, Не зови морской - да пресною, Эти волны - слезы женские, Эти всплески - слезы сестрины Слеза вдовичья, Кровяная: материнская. * Что пропал румян И не шлет вестей. Солона - из ран... Той воды не пей! Что шумит камыш Из его кости. Той не слышь, Той не льсти И - что кровь в пески: - Испей, испей! Отмсти, отмсти! И - что Отмсти! Отмсти! Восстань! Восстань! И дружно: - К оружью! Раскатом: - Поратуй! За мужа! За мужа! За брата! За брата! - Жжет язва! - За князя, за князя! За сына, за сына! Погиб! Исчез! И всхлип И всплеск Не ест! Не пьет! И всплеск, И всплёск... * Жжет язва! За князя, за князя! За сына! - Не выне- * - За сына, за сына, За сына! - Не выне- сло сердце, всей горстью в зыбь Егор. Испил молодец кровяной слезы, Отведал женского плачу. Не вынес - львиная Душа! И хлынула В уста Егорьевы - Река лазорева. * Не вынес - львиная Душа и хлынула В уста малиновы - Струя полынная Ровно бы - Между В уста Егорьевы - Река лазорева И струя - струе как птицы: - Спите! Спите! Мститель! Мститель! И волна волне - как сосны: - Славьте, славьте! Послан, послан! И в лоб и в тыл, И всплёск и всхлип: - Испил! Испил! Отмстит! Отмстит! На седьмые небеса - С лица дивного фата! ... Голубины воркота Вешние, Вербные, Щедрые, Чистые... - Мать Милосердная! Дева Пре... - Тише, таи! Слышу... Навек... Трепет фаты, Лепет ладьи О брег... * (Конец второй черной тетради с Мoлодцем и попытки беловика Лазорь-Реки.) ЧЕРНОВАЯ ТЕТРАДЬ (II В ЧЕХИИ) Прага, Горние Мокропсы (Черная, без блеску, формат книги, а не тетради, толстая.)...
    7. Ответ на анкету (краткая автобиография, 1926)
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    Часть текста: одаренная в музыке. Умерла рано. Стихи от нее. Библиотеку (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так, от нас, Цветаевых, Москве три библиотеки. Отдала бы и я свою, если бы за годы Революции не пришлось продать. Раннее детство - Москва и Таруса (хлыстовское гнездо на Оке), с 10 лет по 13 лет (смерть матери) - заграница, по 17 лет вновь Москва. В русской деревне не жила никогда. Главенствующее влияние - матери (музыка, природа, стихи, Германия. Страсть к еврейству. Один против всех. Heroica). Более скрытое, но не менее сильное влияние отца. (Страсть к труду, отсутствие карьеризма, простота, отрешенность.) Слитое влияние отца и матери - спартанство. Два лейтмотива в одном доме: Музыка и Музей. Воздух дома не буржуазный, не интеллигентский - рыцарский. Жизнь на высокий лад. Постепенность душевных событий: все раннее детство - музыка, 10 лет - революция и море (Нерви, близ Генуи, эмигрантское гнездо), 11 лет - католичество, 12 лет - первое родино-чувствие ("Варяг", Порт-Артур), с 12 лет и поныне - Наполеониада, перебитая в 1905 г. Спиридоновой и Шмидтом, 13, 14, 15 лет - народовольчество, сборники "Знания", Донская речь. Политическая экономия Железнова, стихи Тарасова, 16 лет - разрыв с идейностью, любовь к Сарре Бернар ("Орленок"), взрыв бонапартизма, с 16 лет по 18 лет - Наполеон (Виктор Гюго, Беранже, Фредерик Массон, Тьер, мемуары. Культ). Французские и германские поэты. Первая встреча с Революцией - в 1902-03 г. (эмигранты), вторая в 1905-06 г. (Ялта, эсеры). Третьей не было. Последовательность любимых книг ...
    8. Кудрова Ирма: Гибель Марины Цветаевой. Елабуга
    Входимость: 2. Размер: 133кб.
    Часть текста: вот главное. Но увидеть изнутри человека в этой предельной ситуации — задача почти невозможная. И тем более когда это касается личности столь незаурядной, как личность Марины Цветаевой. Все это так. Оговорки необходимы. А все же наш долг перед памятью великого поэта собрать воедино все подробности и обстоятельства, дабы полнее представить картину трагедии, последний акт которой разыгрался 31 августа 1941 года в маленьком городке Елабуге. Ибо есть в этой картине совсем непрописанные места. Оттого и гуляет так много версий гибели Цветаевой: каждая, по существу, есть попытка утолить беспокойство, которое возникает вокруг всякой тайны. Что бы ни утверждали иные знатоки, пытающиеся поставить тут точку, всякий раз получается лишь запятая — или многоточие. Загадка Елабуги остается; быть может, она останется навсегда. Так не будем и делать вид, что тут все уже ясно. Хотя бы потому, что есть подозрение: если объявить «елабужский период» в биографии поэта проясненным, это может оказаться на руку тем, кто знает о нем больше, чем мы с вами. Вот почему я вижу смысл в том, чтобы пристальнее вглядеться в последние дни Цветаевой. И обозначить неясности, сформулировать вопросы, на которые сегодня еще нет ответов. Тогда со временем они могут обнаружиться. Расчистим же для...
    9. О новой русской детской книге
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: родном. (Детей без собственных стихов - нет, как нет без песен - народов.) Второе качество (без которого первое, то есть сами стихи - порок) - качество самих стихов: превосходное. Читаешь, восхищаешься, и: кто это пишет? Никто. Безымянный. Имя, ничего не говорящее. Пишет высокая культура стиха. Так в моем детстве и поэты для детей не писали. Третье: сама тема этих книг: реальная, в противуположность так долго и еще так недавно господствовавшей в русской дошкольной литературе лжефантастике, всем этим феям, гномам, цветочкам и мотылечкам, не соответствующим ни народности (первые), ни природе (вторые). Четвертое: разгрузка от удушливо-слащавого быта детской, с его мамами, нянями, барашками, ангелочками, малютками, опять-таки никакой реальности не соответствующими (сравни довоенный младенческий журнал «Малютка» и раннее детство Багрова-внука, тех «мам» - и ту мать), а если и соответствующими - то к прискорбию. Есть и в новой детской литературе бараны, но - именно бараны, и пасутся они на пастбищах Туркестана, и шерсть у них клочьями, а не завитая у парикмахера. Ребенок игрушечного барашка...
    10. Ревзина О. Г.: Число и количество в поэтическом языке М. Цветаевой
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    Часть текста: или по крайней мере как определимое количественно, если даже это количество и нельзя проверить», — писал Ш. Балли 2 . В языковой системе главным средством выражения количественной определенности являются счетные слова, т. е. количественные и собирательные числительные, счетно-порядковые прилагательные, существительные с количественным значением, наречия. Счетные слова могут выступать средством идентификации и предикации, служить количественными и обстоятельственными распространителями. Языковые особенности счетных слов таковы: а) семантика счетных слов бедна и устойчива во времени: они обозначают число и количество, имеют также значение цифры, отметки. Исключение составляет счетно-местоименное слово один , у которого есть такие имеющие дополнительную сему значения, как «единственный», «один и тот же», «одинаковый». Слова со значением большого количества переводят свою мерную точность в гиперболическое значение «очень много, неисчислимое множество»: «Ах, горят парижские бульвары! (Понимаешь — миллионы глаз!)...