• Приглашаем посетить наш сайт
    Орловка (orlovka.niv.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1922"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Письма, документы Цветаевой
    Входимость: 18. Размер: 113кб.
    2. Сводные тетради. Тетрадь первая. (Страница 4)
    Входимость: 16. Размер: 50кб.
    3. Слоним Марк: О Марине Цветаевой
    Входимость: 14. Размер: 127кб.
    4. Саакянц А.: Марина Цветаева. Жизнь и творчество. Чехия 1922-й
    Входимость: 13. Размер: 49кб.
    5. Саакянц А.: Марина Цветаева. Жизнь и творчество. Последняя Москва (март 1921 — май 1922)
    Входимость: 12. Размер: 139кб.
    6. Фокин Павел: Цветаева без глянца (Ознакомительный фрагмент). 1922. "Геликон" (Абрам Вишняк)
    Входимость: 11. Размер: 33кб.
    7. Ответ на анкету (краткая автобиография, 1926)
    Входимость: 11. Размер: 11кб.
    8. Саакянц А.: Марина Цветаева. Жизнь и творчество. Одиннадцать недель в Берлине (май 1922 — июль 1922)
    Входимость: 11. Размер: 47кб.
    9. Сугробы
    Входимость: 11. Размер: 11кб.
    10. Миндлин Эм.: Из книги "Необыкновенные собеседники"
    Входимость: 11. Размер: 86кб.
    11. Ревзина О. Г.: Число и количество в поэтическом языке М. Цветаевой
    Входимость: 10. Размер: 66кб.
    12. Клюкин Ю. П.: Марина Цветаева и Геликон
    Входимость: 10. Размер: 40кб.
    13. Сводные тетради. Тетрадь первая. (Страница 3)
    Входимость: 10. Размер: 41кб.
    14. Ответ на анкету
    Входимость: 9. Размер: 10кб.
    15. Ранчин А. М.: М. И. Цветаева - жизнь и творчество
    Входимость: 8. Размер: 40кб.
    16. Кудрова Ирма: Путь комет. Молодая Цветаева. Глава 27. Первородство — на сиротство
    Входимость: 7. Размер: 27кб.
    17. Саакянц А., Мнухин Л.: Краткая хроника жизни и творчества Марины Цветаевой
    Входимость: 7. Размер: 34кб.
    18. Коркина Е. Б.: Лирический сюжет в фольклорных поэмах Марины Цветаевой
    Входимость: 7. Размер: 31кб.
    19. Деревья ("В смертных изверясь")
    Входимость: 7. Размер: 6кб.
    20. Эфрон Ариадна: Моя мать Марина Цветаева. Берлин
    Входимость: 7. Размер: 55кб.
    21. Кудрова Ирма: Путь комет. После России. Глава 1. Берлин
    Входимость: 7. Размер: 35кб.
    22. Биография (вариант 1)
    Входимость: 6. Размер: 8кб.
    23. Кудрова Ирма: Путь комет. После России. Глава 2. 1923-й
    Входимость: 6. Размер: 140кб.
    24. Сводные тетради. Тетрадь первая. (Страница 5)
    Входимость: 6. Размер: 38кб.
    25. Фокин Павел: Цветаева без глянца (Ознакомительный фрагмент). 1922–1935. "Световой ливень" (Борис Пастернак)
    Входимость: 6. Размер: 29кб.
    26. Биография (вариант 3)
    Входимость: 6. Размер: 26кб.
    27. Рядчикова Е. Н., Ахмадеева С. А.: Аппликативная метафора как особенность идиостиля Марины Цветаевой
    Входимость: 6. Размер: 113кб.
    28. Кудрова Ирма: Дом на горе
    Входимость: 6. Размер: 113кб.
    29. Анри Труайя. Марина Цветаева. IX. Одно изгнание за другим: Германия, Чехословакия
    Входимость: 5. Размер: 50кб.
    30. Швейцер Виктория: Марина Цветаева. После России
    Входимость: 5. Размер: 111кб.
    31. Эренбург И.: Марина Цветаева. Разлука. Стихи; Стихи к Блоку
    Входимость: 5. Размер: 6кб.
    32. Автобиография, 1940 г.
    Входимость: 5. Размер: 6кб.
    33. Критика о Цветаевой
    Входимость: 5. Размер: 27кб.
    34. Поэт о критике
    Входимость: 5. Размер: 63кб.
    35. Павловский А. И.: Цветаева М. И. (Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3.)
    Входимость: 5. Размер: 17кб.
    36. Слоним М.: Марина Цветаева Разлука. Стихи
    Входимость: 5. Размер: 6кб.
    37. Саакянц Анна: Марина Цветаева. Жизнь и творчество
    Входимость: 5. Размер: 4кб.
    38. Белкина Мария: Скрещение судеб. Безмерность в мире мер
    Входимость: 4. Размер: 123кб.
    39. Геворкян Татьяна: Несколько холодных великолепий о Москве (Марина Цветаева и Осип Мандельштам)
    Входимость: 4. Размер: 85кб.
    40. Зайцев Петр: …У нас в ГИЗе
    Входимость: 4. Размер: 8кб.
    41. Эренбург Илья: Из книги "Люди, годы, жизнь"
    Входимость: 4. Размер: 17кб.
    42. Сводные тетради. Тетрадь первая. (Страница 6)
    Входимость: 4. Размер: 41кб.
    43. Световой ливень
    Входимость: 4. Размер: 34кб.
    44. Святополк-Мирский Д.: Марина Цветаева. После России. Стихи 1922–1925
    Входимость: 4. Размер: 4кб.
    45. Боровикова М.: Цветаева и Ахматова (вокруг последнего стихотворения Марины Цветаевой)
    Входимость: 4. Размер: 35кб.
    46. Белый Андрей: Поэтесса-певица ("Разлука», стиxотворения Марины Цветаевой)
    Входимость: 4. Размер: 8кб.
    47. Святополк-Мирский Д.: Марина Цветаева
    Входимость: 4. Размер: 11кб.
    48. Пильский П.: Марина Цветаева Стихи к Блоку
    Входимость: 4. Размер: 4кб.
    49. Саакянц Анна: "Марина Цветаева"
    Входимость: 4. Размер: 76кб.
    50. Саакянц Анна: "Три Москвы Марины Цветаевой"
    Входимость: 4. Размер: 27кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Письма, документы Цветаевой
    Входимость: 18. Размер: 113кб.
    Часть текста: В комитет помощи русским писателям и ученым во Франции и в союз русских писателей и журналистов В следственную часть НКВД, 31 октября 1939 г. Протоколы допросов М. Цветаевой в префектуре Парижа (1937 год) и письмо И. В. Сталину Совету Литфонда, 26 августа 1941 г. Цветаева М. И. - Берии Л. П., 14 июня 1940 г. Цветаева М. И. - Берии Л. П., 23 декабря 1939 г. Письма: Цветаева М. И. - Адамовичу Г. В., 31 марта 1933 г. Цветаева М. И. - Андреевой А. И., 8 июня 1939 г. Цветаева М. И. - Андрееву В. Л., 17 мая 1938 г. Цветаева М. И. - Андрееву В. Л., 4 декабря 1937 г. Цветаева М. И. - Андрееву В. Л., 9 марта 1938 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 1 сентября 1928 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 10 мая 1928 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 10 мая 1931 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 10 октября 1927 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 10 сентября 1931 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 11 декабря 1929 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 11 июля 1928 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 11 июня 1929 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 11 июня 1931 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 11 марта 1932 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 11 февраля 1928 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 11 января 1929 г. Цветаева М. И. -...
    2. Сводные тетради. Тетрадь первая. (Страница 4)
    Входимость: 16. Размер: 50кб.
    Часть текста: поцелуй. - Я отменяю эти шлепки (фр.).] (Ариадна Скрябина в детстве) * Март 1921 г. - пробуждение у Али любознательности (март, к<оторо>го в моей жизни никогда не было). * Аля, читающая книгу про птиц и зверей: - М.! Я ведь птиц люблю, а не органы! * Предисловие к Егорушке: Житие Егория Храброго мною не вычитано и не выдумано. Оно мне примечталось. Таким и даю. МЦ. или, короче: Егорий Храбрый - примечтавшееся житиe - * Волосы - после мытья - звенят. * Аля: - М.! Ее душа не полетит не потому что она грешная, а потому что она грузная. Ее душа - плоть. * Заложенное в тетрадку начало письма к Э<ренбур>гу: Москва, 7-го нов<ого> марта 1922 г. Мой дорогой! Сегодня у меня блаженный день: никуда не ходила, шила тетрадку для Егорушки (безумно-любимая вещь, к которой рвусь уж скоро год) и писала стихи. И теперь, написав С., пишу Вам. - Все счастья сразу! - Как когда слушаешь музыку. (Там - все реки сразу.) Писала стихи Масляница, трепаные как она сама. Сегодня за моим столом - там, где я сейчас сижу, сидел Чабров. Я смотрела на него сверху: на череп, плечо, пишущую руку - и думала: так я ...
    3. Слоним Марк: О Марине Цветаевой
    Входимость: 14. Размер: 127кб.
    Часть текста: Мариной Ивановной Цветаевой. Я знал ее стихи, и мне очень понравился ее только что вышедший маленький сборник «Разлука». Мне хотелось поговорить о нем, но, услыхав, что я живу в Праге, МИ забросала меня вопросами. Она весной приехала в Германию из Москвы, а муж ее, Сергей Яковлевич Эфрон, офицер белой армии, с которым она не виделась несколько лет, попал после эвакуации деникинцев и врангелевцев в Чехословакию, поступил там в Карлов университет, и они собирались поселиться в Праге. Она говорила негромко, быстро, но отчетливо, опустив большие серо-зеленые глаза и не глядя на собеседника. Порою она вскидывала голову, и при этом разлетались ее легкие золотистые волосы, остриженные в скобку, с челкой на лбу. При каждом движении звенели серебряные запястья ее сильных рук, несколько толстые пальцы в кольцах — тоже серебряных — сжимали длинный деревянный мундштук: она непрерывно курила. Крупная голова на высокой шее, широкие плечи, какая-то подобранность тонкого, стройного тела и вся ее повадка...
    4. Саакянц А.: Марина Цветаева. Жизнь и творчество. Чехия 1922-й
    Входимость: 13. Размер: 49кб.
    Часть текста: и свисающая сверху лампочка. Из окна — не радующий взора вид на фабричные трубы, пустыри и унылые холмы вдали. "Не Парнас, не Синай, просто голый казарменный холм. — Равняйся! Стреляй!" — скажет потом Цветаева в "Поэме Горы" о другом похожем холме… Окраины, пригороды, деревни — только это и будет суждено Цветаевой впредь… В ее тетради сохранились переписанные позднее наброски: "ОТГОЛОСКИ ПРАЖСКОЙ СВОБОДАРНИ" …………… зов утробы заво'дской Сброд. . . и картузов: Сиротство, сиротство! На вытяжку — корпуса, Рабочий поникший С ребенком, что родился' Сегодня — для них же Намедни Где начало правды, где схлынул жир Дорогих квартир, Где. . . и столько дыр В смерть — и выход в мир… И в другом наброске, еще безнадежней: Когда города Обрушиваются на нас Глухими дверьми И слепостью стен фабричных, В те первые дни Отчаяний заграничных, Подъездов, застав… Что может быть необъятней и безысходней этих "отчаяний заграничных", этого ненавистного бытонеустройства, то и дело маячащего впереди большим вопросительным знаком? Впрочем, Цветаева умела заставить быт "посторониться". Уже через пять дней после переезда — запись: "Начинаю эту тетрадь в Чехии, в горах у лесника — без адреса — ...
    5. Саакянц А.: Марина Цветаева. Жизнь и творчество. Последняя Москва (март 1921 — май 1922)
    Входимость: 12. Размер: 139кб.
    Часть текста: "Ученик". Переписка с Ахматовой. Верность "Марины". Т. Ф. Шлёцер. Стихи к Сергею Эфрону. Надежда. Петербургская "тень". Святой Георгий и "благая весть". Реквием Блоку. Отрок и Сивилла. "Благодарность за Ахматову". Начало прощанья. Вновь реквием Блоку. Орфей и Подруга. Новый Год. Прощанье с Москвой. Сборы. "Сугробы" и "Переулочки". Отъезд. Новая встреча в конце зимы 1921 года обрывает работу Цветаевой над "Егорушкой", оттесняя и поэму, и ее героя, хотя последний все еще в Москве, часто бывает у Марины Ивановны, помогает ей в ее ужасном быту, читает стихи — свои и чужие… Сергей Михайлович Волконский, шестидесятилетний внук декабриста. Писатель, театральный деятель, теоретик и практик декламации, "художественного чтения", ритмики, сценического жеста. Благодаря покровительству Станиславского, с уважением относившегося к его исканиям, в 1919–1921 гг. он преподавал студентам эти предметы в Москве. ...
    6. Фокин Павел: Цветаева без глянца (Ознакомительный фрагмент). 1922. "Геликон" (Абрам Вишняк)
    Входимость: 11. Размер: 33кб.
    Часть текста: – на сон грядущий. (Это наш с Вами час, днем мы – ремесленники.) Мой родной! Книга, которая сейчас – Вашей рукой – врезалась в мою жизнь – НЕ случайна. Услышав – обмерла[58]. Вы сами не знаете – Вы ничего не знаете! – до чего всё ПРАВИЛЬНО. Но Вы ничего не знаете, Вы только очень чутки (не СОЧУВСТВЕННО, – как зверь: всем востромордием!) – в какие-то минуты Вы безошибочны. Я не преувеличиваю Вас, всё это в пределах темнот (которые беспредельны!) – и мехов (шепотов, бормотов и т. д.). – Пока. – Я знаю Вас, Вашу породу, Вы больше вглубь (и не отвес, а винт), чем ввысь. А вглубь – это ночь. Уносит – рассвет, уводит – закат, ночь втягивает и погружает. Тонет сама. Поэтому мне с Вами хорошо без света: в голосах (как в мехах!), я бы сказала: в голосовых настороженностях. Это не переутончёние: я просто точна. Поэтому во все такие часы Вашей жизни (срок полгода!) Вы будете – со мной. Есть люди страстей – чувств – Вы человек дуновений. Мир Вы воспринимаете накожно: это не меньше чем: душевно. Через кожу (ощупь, пять чувств) Вы воспринимаете и чужие души, и это, может быть, верней. Ибо в своей области Вы – виртуоз (попутная мысль: забалую?) Вам не надо всей руки в руке, достаточно и рукава. Поэтому Вы так дома в некоторых моих стихах (НЕ в Красном Коне!). – Чуткость на умыслы. – Я не преувеличиваю Вас в своей жизни – Вы легки даже на моих...
    7. Ответ на анкету (краткая автобиография, 1926)
    Входимость: 11. Размер: 11кб.
    Часть текста: (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так, от нас, Цветаевых, Москве три библиотеки. Отдала бы и я свою, если бы за годы Революции не пришлось продать. Раннее детство - Москва и Таруса (хлыстовское гнездо на Оке), с 10 лет по 13 лет (смерть матери) - заграница, по 17 лет вновь Москва. В русской деревне не жила никогда. Главенствующее влияние - матери (музыка, природа, стихи, Германия. Страсть к еврейству. Один против всех. Heroica). Более скрытое, но не менее сильное влияние отца. (Страсть к труду, отсутствие карьеризма, простота, отрешенность.) Слитое влияние отца и матери - спартанство. Два лейтмотива в одном доме: Музыка и Музей. Воздух дома не буржуазный, не интеллигентский - рыцарский. Жизнь на высокий лад. Постепенность душевных событий: все раннее детство - музыка, 10 лет - революция и море (Нерви, близ Генуи, эмигрантское гнездо), 11 лет - католичество, 12 лет - первое родино-чувствие ("Варяг", Порт-Артур), с 12 лет и поныне - Наполеониада, перебитая в 1905 г. Спиридоновой и Шмидтом, 13, 14, 15 лет - народовольчество, сборники "Знания", Донская речь. Политическая экономия Железнова, стихи Тарасова, 16 лет - разрыв с идейностью, любовь к Сарре Бернар ("Орленок"), взрыв бонапартизма, с 16 лет по 18 лет - Наполеон (Виктор Гюго, Беранже, Фредерик Массон, Тьер, мемуары. Культ). Французские и германские поэты. Первая встреча с Революцией - в 1902-03 г. (эмигранты), вторая в 1905-06 г. (Ялта, эсеры). Третьей не было. Последовательность любимых книг (каждая дает эпоху): Ундина (раннее детство), Гауф-Лихтенштейн (отрочество). Aiglon Ростана (ранняя юность). Позже и поныне: Гейне - Гете - Гельдерлин. Русские прозаики - говорю от своего нынешнего лица - Лесков и Аксаков. Русские поэты - Державин и Некрасов. Из современников - Пастернак. Наилюбимейшие стихи в детстве - пушкинское "К морю" и лермонтовский "Жаркий ключ". Дважды - «Лесной...
    8. Саакянц А.: Марина Цветаева. Жизнь и творчество. Одиннадцать недель в Берлине (май 1922 — июль 1922)
    Входимость: 11. Размер: 47кб.
    Часть текста: созерцала Берлин, его скверы, кафе, цветы, модные магазины, людей, казавшихся после Москвы такими чистыми и нарядными… Эренбург с женой очень помогли Марине Ивановне на первых порах, пока Сергей Яковлевич еще задерживался в Праге. Увы, высшее образование не слишком пригодится ему в его незадачливой и драматичной судьбе… * * * Послевоенный Берлин — столицу существовавшей уже более трех лет социал-демократической республики, в то время называли "русским Берлином": русских там жило тогда около ста тысяч. Русские магазины, лавки, рестораны, парикмахерские, театр. Несколько газет и множество издательств: "Русское творчество", "Мысль", "Детинец", "Икар", "Грани", "Геликон" — и прочие, и прочие. Все это было по преимуществу сосредоточено на сравнительно небольшой территории между Прагерплац и Ноллендорфплац. В помещении фешенебельного кафе на Курфюрстенштрассе, 75 нашел свой приют организованный, по аналогии с петроградским, "Дом Искусств"; там выступали поэты и писатели. Их много приезжало из Советской России: поглядеть, издаться; одни возвращались домой, другие колебались, третьи оставались… Андрей Белый, Алексей Ремизов, Илья Эренбург, Виктор Шкловский, Алексей Толстой с Натальей Крандиевской, Владислав Ходасевич с Ниной Берберовой. Однажды в кафе "Прагердиле", когда там была Цветаева с дочерью, мелькнул Сергей Есенин, наделавший в Германии, по его словам, "много скандала и...
    9. Сугробы
    Входимость: 11. Размер: 11кб.
    Часть текста: нету дарственной Тебе - моей. Не здесь, где спрошено, Там, где отвечено. Не здесь, где крошева Промеж - и месива Смерть - червоточиной, И ревность-змей. Здесь нету вотчины Тебе - моей. И не оглянется Жизнь крутобровая! Здесь нет свиданьица! Здесь только проводы, Здесь слишком спутаны Концы ремней... Здесь нету утрени Тебе - моей. Не двор с очистками - Райскими кущами! Не здесь, где взыскано, Там, где отпущено, Где вся расплeскана Измена дней. Где даже слов-то нет: - Тебе - моей... - 25 февраля 1922 3 Широкое ложе для всех моих рек - Чужой человек. Прохожий, в которого руки - как в снег Всей жаркостью век Виновных, - которому вслед я и вслед, В гром встречных телег. Любовник, которого может и нет, (Вздох прожит - и нет!) Чужой человек, Дорогой человек, Ночлег-человек, Навек-человек! - Невемый! - На сале змеином, без свеч, Хлеб свадебный печь. В измену! - Руслом расставаний, не встреч Реке моей бечь. - В свиданье! - А коли темна моя речь - Дом каменный с плеч! Над рвом расставаний, над воркотом встреч Реки моей речь... Простор-человек, Ниотколь-человек, Сквозь-пол - человек, Прошел-человек. 25 февраля 1922 4 А уж так: ни о чем! Не плечом-не бочком, Не толчком-локотком, Говорком, говорком. В горле - легкий громок, Голос встречных дорог, От судьбы ветерок: Говорок, говорок. От крутой орлиной страсти Перстенек на пальце. А замешено то счастье На змеином сальце. А не хошь - не бери! Может, ветер в двери, Может, встречные три, - А и сам разбери! Хошь и крут мой порог - Потрудись, паренек! Не с горохом пирог, - Сахарок-говорок! Закажи себе на ужин, Господин хороший, Закажи себе жемчужин, Горловых горошин. Голубиных тех стай Воркот, розовый рай? Ай река через край? Две руки подставляй! Может, путь-мой-широк Покатил перстенек Мимо рук - да ...
    10. Миндлин Эм.: Из книги "Необыкновенные собеседники"
    Входимость: 11. Размер: 86кб.
    Часть текста: Эм. Миндлин [113] ИЗ КНИГИ «НЕОБЫКНОВЕННЫЕ СОБЕСЕДНИКИ»  I В силуэте, рисованном [114] Кругликовой, все, даже отложной белый воротничок на широкой «цыганской» блузе, и короткие волнистые волосы, и девическое выражение округлого лица, — все напоминает мне Марину Цветаеву такой, какой я встретил ее весной 1921 года в Москве. Она сказала, тряхнув головой и вынимая изо рта папиросу: «Ася мне писала о вас». Ася — ее сестра Анастасия Цветаева, автор двух книг: «Дым, дым и дым» и «Королевские размышления». В ту пору я был бездомен в Москве. По вечерам я приходил в «Домино» — кафе поэтов, и кто-нибудь из поэтов давал мне ночной приют в своем московском жилище. В ожидании, когда судьба ниспошлет мне «приютодавца», я просиживал стулья за пустыми столиками кафе «Домино», слушал стихи и споры, спорил и сам читал, сквозь стихотворный чад — в какую бы сторону ни смотрел! — видел писанные на стенах лики поэтов Брюсова, Кириллова, Бальмонта, чьи-то еще. На эстраде Вадим Шершеневич читал стихи из книги «Лошадь, как лошадь», а огромный (Портос из «Трех мушкетеров»!) Арго, с шарфом на шее, в невообразимо широкой блузе, с узловатой палкой в руках, стоял в кулисах и неутомимо острил. В втором зале (в него надо было взойти по двум ступенькам) за столиком у стены, спиной к эстрадному залу, в обществе дамы сидел Маяковский. Ему прислуживал сам хозяин буфета...