Поиск по творчеству и критике
Cлово "1916"
Входимость: 25. Размер: 71кб.
Входимость: 13. Размер: 139кб.
Входимость: 13. Размер: 7кб.
Входимость: 12. Размер: 76кб.
Входимость: 10. Размер: 31кб.
Входимость: 10. Размер: 35кб.
Входимость: 10. Размер: 6кб.
Входимость: 9. Размер: 5кб.
Входимость: 9. Размер: 113кб.
Входимость: 9. Размер: 85кб.
Входимость: 8. Размер: 68кб.
Входимость: 8. Размер: 23кб.
Входимость: 8. Размер: 103кб.
Входимость: 8. Размер: 9кб.
Входимость: 8. Размер: 40кб.
Входимость: 7. Размер: 42кб.
Входимость: 6. Размер: 26кб.
Входимость: 6. Размер: 30кб.
Входимость: 5. Размер: 16кб.
Входимость: 5. Размер: 87кб.
Входимость: 5. Размер: 9кб.
Входимость: 4. Размер: 77кб.
Входимость: 4. Размер: 25кб.
Входимость: 4. Размер: 66кб.
Входимость: 4. Размер: 113кб.
Входимость: 4. Размер: 46кб.
Входимость: 4. Размер: 82кб.
Входимость: 4. Размер: 19кб.
Входимость: 4. Размер: 23кб.
Входимость: 3. Размер: 76кб.
Входимость: 3. Размер: 25кб.
Входимость: 3. Размер: 11кб.
Входимость: 3. Размер: 96кб.
Входимость: 3. Размер: 3кб.
Входимость: 3. Размер: 80кб.
Входимость: 3. Размер: 2кб.
Входимость: 3. Размер: 27кб.
Входимость: 3. Размер: 117кб.
Входимость: 3. Размер: 10кб.
Входимость: 3. Размер: 52кб.
Входимость: 3. Размер: 1кб.
Входимость: 3. Размер: 34кб.
Входимость: 3. Размер: 10кб.
Входимость: 3. Размер: 22кб.
Входимость: 3. Размер: 65кб.
Входимость: 3. Размер: 30кб.
Входимость: 3. Размер: 56кб.
Входимость: 3. Размер: 28кб.
Входимость: 3. Размер: 61кб.
Входимость: 3. Размер: 10кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 25. Размер: 71кб.
Часть текста: как она всегда говорила. Величественный снежный город, с прямыми улицами, роскошными зданиями, гармонией пропорций, был по-европейски безукоризнен и являл собою контраст простодушной "златоглавой" Москве бело-желтых особняков, понемногу вытеснявшихся новыми доходными "уродами в шесть этажей". Настолько сильны были впечатления от поездки, что Цветаева восприняла этот приезд в Петроград, как первый — словно забыв предсвадебный, в январе 1912-го. "Это было в 1916 г., зимой, я в первый раз в жизни была в Петербурге. Я дружила тогда с семьей К<анегиссе>ров… они мне показывали Петербург. Но я близорука — и был такой мороз — и в Петербурге так много памятников — и сани так быстро летели — все слилось, только и осталось от Петербурга, что стихи Пушкина и Ахматовой. Ах, нет: еще камины. Везде, куда меня приводили, огромные мраморные камины, — целые дубовые рощи сгорали! — и белые медведи на полу (белого медведя — к...
Входимость: 13. Размер: 139кб.
Часть текста: Надежда. Петербургская "тень". Святой Георгий и "благая весть". Реквием Блоку. Отрок и Сивилла. "Благодарность за Ахматову". Начало прощанья. Вновь реквием Блоку. Орфей и Подруга. Новый Год. Прощанье с Москвой. Сборы. "Сугробы" и "Переулочки". Отъезд. Новая встреча в конце зимы 1921 года обрывает работу Цветаевой над "Егорушкой", оттесняя и поэму, и ее героя, хотя последний все еще в Москве, часто бывает у Марины Ивановны, помогает ей в ее ужасном быту, читает стихи — свои и чужие… Сергей Михайлович Волконский, шестидесятилетний внук декабриста. Писатель, театральный деятель, теоретик и практик декламации, "художественного чтения", ритмики, сценического жеста. Благодаря покровительству Станиславского, с уважением относившегося к его исканиям, в 1919–1921 гг. он преподавал студентам эти предметы в Москве. Высокообразованный человек; страстный путешественник, побывавший почти во всех европейских странах, в Америке, Индии, Японии. Молодость духа, неспособность к унынию, полное отсутствие усталости от жизни. Облик: красивое породистое лицо с крупными правильными чертами,...
Входимость: 13. Размер: 7кб.
Часть текста: Анна Ахматова! Это имя - огромный вздох, И в глубь он падает, которая безымянна. Мы коронованы тем, что одну с тобой Мы землю топчем, что небо над нами-то же! И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой, Уже бессмертным на смертное сходит ложе. В певучем граде моем купола горят, И Спаса светлого славит слепец бродячий... И я дарю тебе свой колокольный град, - Ахматова! - и сердце свое в придачу. 19 июня 1916 2 Охватила голову и стою, - Что людские козни! - Охватила голову и пою На заре на поздней. Ах, неистовая меня волна Подняла на гребень! Я тебя пою, что у нас - одна, Как луна на небе! Что, на сердце вороном налетев, В облака вонзилась. Горбоносую, чей смертелен гнев И смертельна - милость. Что и над червонным моим Кремлем Свою ночь простерла, Что певучей негою, как ремнем, Мне стянула горло. Ах, я счастлива! Никогда заря Не сгорала чище. Ах, я счастлива, что тебя даря, Удаляюсь - нищей, Что тебя, чей голос - о глубь, о мгла! Мне дыханье сузил, Я впервые именем назвала Царскосельской Музы. 22 июня 1916 3 Еще один огромный взмах - И спят ресницы. О, тело милое! О, прах Легчайшей птицы! Что делала в тумане дней? Ждала и пела... Так много вздоха было в ней, Так мало - тела. Не человечески ...
Входимость: 12. Размер: 76кб.
Часть текста: как шелк, бумаги в кулаке, сначала в кулаке, потом в огне, еще выше растет, еще ниже оседает над и под каминной решеткой лохматая гора пепла. - А какая разница: пепел и зола! Что чище? Что (сравнительная степень) последнее? - Пепел, конечно, - золой еще удобряют. - Так из этого, видите, черное? и видите, серое? чтo - пепел? и чтo - зола? чтó - чтó? В горсти, черным по белому пустого бланка - «Министерство иностранных дел». - Мы с вами сейчас министерство не иностранных, а внутренних! - Не иностранных, а огненных! А еще, помните, в Москве: огневая сушка Прохоровых? 1 Суши, суши сухо, Чтобы не потухло! Рвем. Жжем. Все круче комки, все шибче швырки, диалог усыхает. Беречь? Жечь? Знаю, что мне b беречь уже пустая примолвка губ, знаю, что сожгу, жгу, не дождавшись: жечь! Что это я, ее или свое, ее или себя - жгу? И - кто замуж выходит за море? Через красное море сожженного, сжигаемого, - сожженным быть - должного. Тихий океан - что! Canadian Pacific? 2 С места не встав: - Вы к жениху через огненное море едете! «Когда ее подруги выходили замуж, она оплакивала их в свадебных песнях», - так я впервые услышала о той, первой, от своего первого взрослого друга, переводчика Гераклита - рекшего: «В начале был огонь». Брак - огонь - подруга - песня - было - будет - будет - будет. Внезапно c , как по команде, поворот всего тела и даже кресла: замечтавшись, вовремя не отвела колена....
Входимость: 10. Размер: 31кб.
Часть текста: сюжет в фольклорных поэмах Марины Цветаевой Лирический сюжет в фольклорных поэмах Марины Цветаевой Как и многие поэты начала XX века, М. Цветаева не прошла в своем творчестве мимо сокровищницы русского фольклора. Однако ее обращение к нему носит особый характер. Цветаева не стилизует фольклор, подобно К. Бальмонту, А. Коринфскому, Л. Столице и др., не использует его образы в своих целях, а, сделав мифопоэтические представления народа фактом своего индивидуального поэтического сознания, отражает фольклорными средствами собственное представление о мире. Поэмы М. Цветаевой 1920-1922 годов — «Царь-Девица», «На Красном коне», «Переулочки», «Молодец» — объединены темой народной стихии. В поэтический мир Цветаевой эта тема пришла в 1916 году и пресеклась — в основном своем русле — в 1922 году с отъездом Цветаевой за границу. Хронологические рамки этого периода ограничены книгами «Версты» (М., 1922 — стихи 1916 года) и «Ремесло» (М.; Берлин: «Геликон», 1923). Несомненным итогом его являются фольклорные поэмы, произведения яркие и сложные, до сих пор по достоинству не оцененные. Обращение Цветаевой к фольклору и народному языку, как инструменту современной поэзии, было началом процесса преодоления лирической уединенности ее первых трех книг (Вечерний альбом. М., 1910; Волшебный фонарь. М., 1912; Юношеские стихи, 1913—1915) путем приобщения к народной жизни и стихии национального...
Входимость: 10. Размер: 35кб.
Часть текста: царь, наконец снявший пурпур, соблаговоливший (или вынужденный) предстать среди нас - человеком. Чем же была твоя царственность? Тот лоскут пурпура, вольно или невольно оброненный тобою? Или есть у тебя - где-нибудь на плече или на сердце - царственный тайный знак? Ужас и любопытство, страсть к познанию и страх его, вот что каждого любящего толкает к прозе поэта. Вот ты передо мной голый, вне чар, Орфей без лиры, вот я, перед тобой, равный, - брат тебе и судья. Ты был царем, но кораблекрушение или прихоть загнали тебя голого на голый остров, где только две руки. Твой пурпур остался в море. Два вопроса: сумеешь ли ты и без пурпура быть царем (и без стиха быть поэтом)? Сумеешь ли ты им - царем или поэтом - не быть? Есть ли поэт (царственность) - неотъемлемость, есть ли поэт в тебе - суть? Поклонюсь ли тебе - голому? Поэзия язык богов! Этого никто не повторил, это мы все сказали, каждый заново. Девочка трех лет, услыхав впервые живого поэта, спросила мать: "Это Бог говорит?" Девочка ничего не понимала, а поэт не пел. Поэт говорил, но по-другому, и это по- другому (как) заставило девочку молчать. Девочка признала божество. От Державина до Маяковского (а не плохое соседство!) - поэзия - язык богов. Боги не говорят, за них говорят поэты. Есть в стихах, кроме всего (а его много!), что можно учесть, - неучтимое. Оно-то и есть стихи. Итак, Осип Мандельштам, сбросив пурпур, предстал перед нами как человек: от него отказавшись, поэт - человек как я. Равные данные. Победи меня одним собою. Осип Мандельштам. Шум времени. - Книга открылась на "Бармы закона" и взгляд, притянутый заглавной буквой, упал на слова: полковник Цыгальский. Полковник Цыгальский? Я знаю полковника Цыгальского. Ничего не встает. Но я знаю полковника Цыгальского. Первому взгляду откликнулся первый слух....
Входимость: 10. Размер: 6кб.
Часть текста: тебе чтецом Я, бессонница: - Спи, успокоена, Спи, удостоена, Спи, увенчана, Женщина. Чтобы - спалось - легче, Буду - тебе - певчим: - Спи, подруженька Неугомонная! Спи, жемчужинка, Спи, бессонная. И кому ни писали писем, И кому с тобой ни клялись мы. Спи себе. Вот и разлучены Неразлучные. Вот и выпущены из рук Твои рученьки. Вот ты и отмучилась, Милая мученица. Сон - свят, Все - спят. Венец - снят. 8 апреля 1916 2 Руки люблю Целовать, и люблю Имена раздавать, И еще - раскрывать Двери! - Настежь - в темную ночь! Голову сжав, Слушать, как тяжкий шаг Где-то легчает, Как ветер качает Сонный, бессонный Лес. Ах, ночь! Где-то бегут ключи, Ко сну - клонит. Сплю почти Где-то в ночи Человек тонет. 27 мая 1916 3 В огромном городе моем - ночь. Из дома сонного иду - прочь. И люди думают: жена, дочь, - А я запомнила одно: ночь. Июльский ветер мне метет - путь, И где-то музыка в окне - чуть. Ах, нынче ветру до зари - дуть Сквозь стенки тонкие груди - в грудь. Есть черный тополь, и в окне - свет, И звон на башне, и в руке - цвет, И шаг вот этот - никому - вслед, И тень вот эта, а меня - нет. Огни - как нити золотых бус, Ночного листика во рту - вкус. Освободите от дневных уз, Друзья, поймите, что я вам - снюсь. 17 июля 1916. Москва 4 После бессонной ночи слабеет тело, Милым становится и не своим, - ничьим. В медленных жилах еще занывают стрелы - И улыбаешься людям, как серафим. После бессонной ночи слабеют руки И глубоко равнодушен и враг и друг. Целая радуга - в каждом случайном...
Входимость: 9. Размер: 5кб.
Часть текста: Мне же вольный сон, колокольный звон, Зори ранние - На Ваганькове. 31 марта 1916 2 Из рук моих - нерукотворный град Прими, мой странный, мой прекрасный брат. По церковке - всe сорок сороков, И реющих над ними голубков. И Спасские - с цветами - ворота, Где шапка православного снята. Часовню звездную - приют от зол - Где вытертый от поцелуев - пол. Пятисоборный несравненный круг Прими, мой древний, вдохновенный друг. К Нечаянныя Радости в саду Я гостя чужеземного сведу. Червонные возблещут купола, Бессонные взгремят колокола, И на тебя с багряных облаков Уронит Богородица покров, И встанешь ты, исполнен дивных сил... Ты не раскаешься, что ты меня любил. 31 марта 1916 3 Мимо ночных башен Площади нас мчат. Ох, как в ночи страшен Рев молодых солдат! Греми, громкое сердце! Жарко целуй, любовь! Ох, этот рев зверский! Дерзкая - ох - кровь! Мой рот разгарчив, Даром, что свят - вид. Как золотой ларчик Иверская горит. Ты озорство прикончи, Да засвети свечу, Чтобы с тобой нонче Не было - как хочу. 31 марта 1916 4 Настанет день - печальный, говорят! Отцарствуют, отплачут, отгорят, - Остужены чужими пятаками- Мои глаза, подвижные как пламя. И-двойника нащупавший двойник- Сквозь легкое лицо проступит лик. О, наконец тебя я удостоюсь, Благообразия прекрасный пояс! А издали - завижу ли и Вас? - Потянется, растерянно крестясь, Паломничество по дорожке черной К моей руке, которой не отдерну, К моей руке, с которой снят запрет, К моей руке, которой больше нет. На ваши поцелуи, о, живые, Я ничего не возражу - впервые. Меня окутал с головы до пят Благообразия прекрасный плат. Ничто меня уже не вгонит в краску, Святая у меня сегодня Пасха. По улицам оставленной Москвы Поеду - я, и побредете - вы. И не один дорогою отстанет, И первый ком о крышку гроба грянет, И наконец-то будет разрешен Себялюбивый, одинокий сон. И ничего не надобно отныне...
Входимость: 9. Размер: 113кб.
Часть текста: В следственную часть НКВД, 31 октября 1939 г. Протоколы допросов М. Цветаевой в префектуре Парижа (1937 год) и письмо И. В. Сталину Совету Литфонда, 26 августа 1941 г. Цветаева М. И. - Берии Л. П., 14 июня 1940 г. Цветаева М. И. - Берии Л. П., 23 декабря 1939 г. Письма: Цветаева М. И. - Адамовичу Г. В., 31 марта 1933 г. Цветаева М. И. - Андреевой А. И., 8 июня 1939 г. Цветаева М. И. - Андрееву В. Л., 17 мая 1938 г. Цветаева М. И. - Андрееву В. Л., 4 декабря 1937 г. Цветаева М. И. - Андрееву В. Л., 9 марта 1938 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 1 сентября 1928 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 10 мая 1928 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 10 мая 1931 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 10 октября 1927 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 10 сентября 1931 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 11 декабря 1929 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 11 июля 1928 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 11 июня 1929 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 11 июня 1931 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 11 марта 1932 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 11 февраля 1928 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 11 января 1929 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 12 августа 1926 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 12 августа 1932 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 12 мая 1927 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 12 мая 1929 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 12 октября 1933 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 14 марта 1928 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 14 октября 1932 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 15 августа 1930 г. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн...
Входимость: 9. Размер: 85кб.
Часть текста: о Москве» Марина Цветаева и Осип Мандельштам Начать, пожалуй, стоит с самого конца — с последнего обращения Цветаевой к Мандельштаму. В 1933 году, через 18 лет после их встречи в Коктебеле и через 17 лет после посвященных друг другу стихов, Цветаева в статье «Поэты с историей и поэты без истории» отнесла Мандельштама (наряду с Ахматовой и Пастернаком) к поэтам без истории — к чистым лирикам, глядящимся в себя, а не в мир, читающим в себе, а не в валах истории, шуме времени, чужих глазах. Напомню вкратце, в чем суть цветаевской типологии. Если «поэты с историей прежде всего — поэты темы», «поэты воли», выбора и цели, поэты-путники («пешеходы»), наделенные «инстинктом своей генеральной линии», открывающие «себя через все явления, которые встречают на своем пути, в каждом новом шаге и каждой новой встрече», то поэты без истории («поэты-столпники») прежде всего — поэты чувства, они, «в большинстве своем, — дети... очень ранней проницательности — прозрения своей обреченности на лирику», поэты «с неусыпным ощущением судьбы, то есть себя», наделенные мощным «инстинктом чужого», инстинктом ограждения себя от всего чужеродного, отвлекающего, в их судьбе случайного, поэты, пришедшие в мир «не узнавать, а сказать », ибо «они уже все», что могут знать, «знают отродясь». Свое «я» для поэтов без истории и есть мир, весь человеческий мир («общество, семья, мораль, господствующая церковь, наука, здравый смысл,...