• Приглашаем посетить наш сайт
    Бунин (bunin-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1915"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Записная книжка № 2, 1914—1916 гг.
    Входимость: 39. Размер: 87кб.
    2. Доля Николай: "Девочкой маленькой ты мне предстала неловкою…"
    Входимость: 20. Размер: 103кб.
    3. Подруга ("Вы счастливы? - Не скажете! Едва ли!")
    Входимость: 10. Размер: 11кб.
    4. Саакянц А.: Марина Цветаева. Жизнь и творчество. Юность поэта (1914–1915)
    Входимость: 10. Размер: 77кб.
    5. Кудрова Ирма: Путь комет. Молодая Цветаева. Глава 12. Театральный "обормотник"
    Входимость: 8. Размер: 23кб.
    6. Ранчин А. М.: М. И. Цветаева - жизнь и творчество
    Входимость: 6. Размер: 40кб.
    7. Швейцер Виктория: Марина Цветаева. "Подруга" или "Ошибка"?
    Входимость: 6. Размер: 68кб.
    8. Кудрова Ирма: Путь комет. Молодая Цветаева. Глава 13. Подруга
    Входимость: 5. Размер: 14кб.
    9. Нездешний вечер
    Входимость: 5. Размер: 30кб.
    10. Гаспаров М. Л.: Марина Цветаева - от поэтики быта к поэтике слова
    Входимость: 5. Размер: 25кб.
    11. Биография (вариант 3)
    Входимость: 5. Размер: 26кб.
    12. Саакянц А.: Марина Цветаева. Жизнь и творчество. Версты одного года (1916)
    Входимость: 4. Размер: 71кб.
    13. Анри Труайя. Марина Цветаева. V. Мировая война и опыт лесбийской любви
    Входимость: 4. Размер: 23кб.
    14. Цветаева М. И. - Эфрон Е. Я., май 1915 г.
    Входимость: 4. Размер: 2кб.
    15. Бояджиева Л.: Марина Цветаева. Неправильная любовь. "Все каторжные страсти слились в одну"
    Входимость: 3. Размер: 28кб.
    16. Кудрова Ирма: Путь комет. Молодая Цветаева. Глава 9. Открытие музея. Семейное
    Входимость: 3. Размер: 32кб.
    17. Биография (вариант 8)
    Входимость: 3. Размер: 12кб.
    18. Кудрова Ирма: Путь комет. Разоблаченная морока. Основные даты жизни и творчества Марины Цветаевой
    Входимость: 3. Размер: 11кб.
    19. Цветаева М. И. - Эфрон Е. Я., 21 декабря 1915 г.
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    20. Цветаева Анастасия. Воспоминания. Молодость. Часть первая. Москва. Петроград. Глава 10. Александров. Развод с Борисом
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    21. История одного посвящения
    Входимость: 3. Размер: 76кб.
    22. Войтехович Р.: "Имя твое — птица в руке" - из чего сделаны стихи Цветаевой
    Входимость: 3. Размер: 30кб.
    23. Письма, документы Цветаевой
    Входимость: 3. Размер: 113кб.
    24. Войтехович Р.: Пушкинская эпоха в комментарии к текстам М. Цветаевой. Цветаева и "Грибоедовcкая Москва" М. О. Гершензона
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    25. Войтехович Р.: Вагнеровский подтекст в "Стихах к Блоку" Марины Цветаевой
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    26. Поэт о критике
    Входимость: 2. Размер: 63кб.
    27. Цветаева Анастасия. Воспоминания. Поездка к Горькому встреча с Мариной
    Входимость: 2. Размер: 238кб.
    28. Крым в судьбе Марины Цветаевой (автор неизвестен)
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    29. Бояджиева Л.: Марина Цветаева. Неправильная любовь. "Мой странный, мой прекрасный брат"
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    30. Белкина Мария: Скрещение судеб. Безмерность в мире мер
    Входимость: 2. Размер: 123кб.
    31. Тараховская Елизавета: Первая встреча с М. Цветаевой
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    32. Гришиненко Оксана: "Третий Рим" Марины Цветаевой (к 85-летию со дня смерти Осипа Мандельштама)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    33. Саакянц Анна: Марина Цветаева. Жизнь и творчество
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    34. Цветаева М. И. - Эфрон Е. Я., 30 июля 1915 г.
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    35. Боровикова М.: Цветаева и Ахматова (вокруг последнего стихотворения Марины Цветаевой)
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    36. Саакянц А., Мнухин Л.: Краткая хроника жизни и творчества Марины Цветаевой
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    37. Перегудова Валентина: Мое знакомство с ней началось в гимназии…
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    38. Наталья Гончарова. (Страница 3)
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    39. Войтехович Р.: К постановке проблемы "Цветаева и Гераклит"
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    40. Коркина Е. Б.: Лирический сюжет в фольклорных поэмах Марины Цветаевой
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    41. Геворкян Татьяна: Несколько холодных великолепий о Москве (Марина Цветаева и Осип Мандельштам)
    Входимость: 2. Размер: 85кб.
    42. Кудрова Ирма: Путь комет. Молодая Цветаева. Глава 11. Ася
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    43. Яблоновский А.: В халате
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    44. Кудрова Ирма: Путь комет. Молодая Цветаева. Глава 14. Поездка в Петроград. Мандельштам
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    45. Саакянц А.: Марина Цветаева. Жизнь и творчество. Юность поэта (1910–1911)
    Входимость: 2. Размер: 65кб.
    46. Мой ответ Осипу Мандельштаму
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    47. * * * ("Даны мне были и голос любый")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    48. * * * ("День угасший")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    49. Ответ на анкету (краткая автобиография, 1926)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    50. П.Э. ("День августовский тихо таял")
    Входимость: 1. Размер: 7кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Записная книжка № 2, 1914—1916 гг.
    Входимость: 39. Размер: 87кб.
    Часть текста: книжка № 2, 1914—1916 гг. ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 2 1914—1916 {Факсимиле страницы записной книжки 2} Записать отношение в Ф<еодосии> к нашим костюм Толчек. _____ Дети — и их отношение к клоунам. _____ Поцелуй белых наезд<ниц>. _____ Были мы — помни об этом … Я — твоим первым поэтом, Ты — моим лучшим стихом. 1-го мая 1914 г. БЕЛЫЙ АНГЕЛ Маленький лорд — подруга — апельсин похищение цыгана — канат<ный> плясун — белый ангел — пробуждение в замке — апельсин у изголовья — большой добрый апельсин — смерть _____ Шелковые шлейфы по ступеням. Маскарад. Горбун и женщина — Возмущение ее — Горбун бросается к ее ногам — 2?ая встреча, IV Бог, возмутившись непокор<ностью> женщины хочет сделать ее горбуньей. Жертва горбуна. Жест герцогини. _____ Монах и кролик. _____ I Казаки Поезда _____ V Золотой город _____ II Засов Шаровая молния лайковые перчатки почта _____ Папироса… гудит Загорелся Куса<ка> ____________ Кот… на небо I. Аля едет Благодарн<ость> Фридомину _____ «Какая ручка миляля» Воскресение. Мороженое — ореховое _____ Понед<ельник>: у мамы гаски, нос, мода _____ розочка упала, розочка гадость Дверь кусается Тушить — будет (т. е. дуть на ушибленное место) Дай, паята, купаться! Среда Дождь пи сделал Кусака будет мыть ручку. Бежит курица. дрожит Ради Бога. _____ Няне дано 19р. 15коп. + 4 р. 60 коп. ____________________ Шаровая ...
    2. Доля Николай: "Девочкой маленькой ты мне предстала неловкою…"
    Входимость: 20. Размер: 103кб.
    Часть текста: т. е. идущие своими путями, по выражению самой Марины. Одной только-только исполнилось 22, второй — уже 29. Кто еще не пережил этот возраст: 29 с половиной — тому трудно это понять. Это именно тот возраст, когда вдруг, неожиданно, у человека заканчивается детство, и он, став в один миг взрослым, получает или по шапке, или, в редких случаях, награду. Это Проверка, подведение итогов, вступление в новый этап. Так что, для Сони это была поистине роковая встреча. С этой точки зрения я и попытаюсь объяснить это явление. То, что это было явление, оставившее глобальный след не только в душах двух неординарных женщин, но и в душах всех тех, у кого хотя бы однажды защемило сердце при звуках: «Мне нравится, что Вы больны не мной…»— надеюсь, никто уже не сомневается. И это явление называется Любовь. Любовь, такая, которая еще не была описана в литературе. По крайней мере, я не знаю, чтобы было написано даже нечто подобное… Если взять цикл Цветаевой «Подруга», другие ее стихи, написанные в это время, «Письмо к Амазонке» и первый сборник стихотворений Софии Парнок, то вырисовывается такая! картина… Мы можем увидеть и оценить только самую верхушку этой глыбы (ой, как не хочется называть ее айсбергом — слишком уж горяча), а что было спрятано, утаено, потеряно в череде дней смутного времени: война, революция, советская власть — не дано уже постичь и восстановить никому. Это и накал «треклятых страстей», и высшее единение, и «горечь разлуки», и... Начнем с самого начала. Об их первой встрече спорят многие исследователи и биографы М. Цветаевой. Но если дата неизвестна… Если даже место не определено… Некоторые считают, что это произошло в доме Герцык-Жуковских (Диана Л. Бургин, Burgin Diana Levis. P. 103), другие ...
    3. Подруга ("Вы счастливы? - Не скажете! Едва ли!")
    Входимость: 10. Размер: 11кб.
    Часть текста: И лучше всех, За то, что мы, что наши жизни - разны Во тьме дорог, За Ваши вдохновенные соблазны И темный рок, За то, что Вам, мой демон крутолобый, Скажу прости, За то, что Вас - хоть разорвись над гробом! Уж не спасти! За эту дрожь, за то-что - неужели Мне снится сон? - За эту ироническую прелесть, Что Вы - не он. 16 октября 1914 2 Под лаской плюшевого пледа Вчерашний вызываю сон. Что это было? - Чья победа? - Кто побежден? Всe передумываю снова, Всем перемучиваюсь вновь. В том, для чего не знаю слова, Была ль любовь? Кто был охотник? - Кто - добыча? Всe дьявольски-наоборот! Что понял, длительно мурлыча, Сибирский кот? В том поединке своеволий Кто, в чьей руке был только мяч? Чье сердце - Ваше ли, мое ли Летело вскачь? И все-таки - что ж это было? Чего так хочется и жаль? Так и не знаю: победила ль? Побеждена ль? 23 октября 1914 3 Сегодня таяло, сегодня Я простояла у окна. Взгляд отрезвленной, грудь свободней, Опять умиротворена. Не знаю, почему. Должно быть, Устала попросту душа, И как-то не хотелось трогать Мятежного карандаша. Так простояла я - в тумане- Далекая добру и злу, Тихонько пальцем барабаня По чуть звенящему стеклу. Душой не лучше и не хуже, Чем первый встречный - этот вот, Чем перламутровые лужи, Где расплескался небосвод, Чем пролетающая птица И попросту бегущий пес, И даже нищая певица Меня не...
    4. Саакянц А.: Марина Цветаева. Жизнь и творчество. Юность поэта (1914–1915)
    Входимость: 10. Размер: 77кб.
    Часть текста: липовом саду — Невинном и старинном — Я с мандолиною иду, В наряде очень длинном… Пробором кудри разделив… — Тугого платья шорох, Глубоко-вырезанный лиф И юбка в пышных сборах…" А впереди — "веющий Элладой" старинный дом с колоннами, и вот уже сейчас появится "он", "нежный граф". Но все — мираж: один лишь сонный пруд, и вода "принимает, лепеча, В прохладные объятья — Живые розы у плеча, И розаны на платье". Смерть? Сон? Мечта? Или заговорила стихами сама Башкирцева? * * * За эти последние два года муза Цветаевой резко шагнула вперед, явив пусть еще и юного, но совсем иного поэта, сулившего новое и впредь. И уже запоздало звучали слова Владислава Ходасевича о "Волшебном фонаре"; впрочем, о чем еще он мог судить — ведь Цветаева своих юношеских стихов не печатала. Назвав ее "поэтессой с некоторым дарованием", он писал: "Но есть что-то неприятно-слащавое в ее описаниях полудетского мира, в ее умилении перед всем, что попадается под руку. От этого книга ее — точно детская комната: вся загромождена игрушками, вырезными картинками, тетрадями. Кажется, будто люди в ее стихах делятся на...
    5. Кудрова Ирма: Путь комет. Молодая Цветаева. Глава 12. Театральный "обормотник"
    Входимость: 8. Размер: 23кб.
    Часть текста: внизу, в потолке было квадратное окно, а на самом верху квартиры находилась комната, из которой можно было выйти прямо на крышу, чем в теплую погоду охотно пользовались друзья молодой семьи. Неподалеку, на Малой Молчановке, 8, в доме с двумя львами по обе стороны тяжелой парадной двери, оказался и «обормотник», уже в третий раз сменивший адрес. Он сохранил прежний костяк своих жильцов (сестры Эфрон и Елена Оттобальдовна) и широкий круг друзей. Сергей и Марина заходят сюда чуть не каждый день. Здесь любят слушать, как она читает свои стихи. Но, кроме того, она замечательно рассказывает о своей маленькой дочери, воспроизводя смешные и трогательные их беседы и споры. Это оказалось настолько заразительным, что на какое-то время все увлеклись подслушиванием детских разговоров и весело пересказывали их потом за вечерним столом. Дом в Борисоглебском переулке Цветаева жила здесь с осени 1914 г. по май 1922 г . Цветаева с дочерью Ариадной. 1916 г. Естественно, друзья «обормотника» — это друзья и Марины с Сережей. Между тем содружество расширяется. В одной из комнат поселяется молодой профессор истории искусств Борис Грифцов; к тому времени он уже автор получившей признание работы «Три мыслителя» — о Бердяеве, Шестове и Розанове. Следом за Вячеславом Ивановым и Алексеем Толстым Бердяев и Шестов перебрались в эти годы из Петербурга в Москву. И с обитателями «обормотника» у всех у них — в той или иной степени — самые теплые дружеские связи. В общий круг «обормотов» вливаются и молодые актеры открывшегося Камерного театра А. Я. Таирова, и художники — Фальк, Бруни, Лентулов, Сарьян, Добужинский, Кругликова, Ларионов, Гончарова… Квартирка...
    6. Ранчин А. М.: М. И. Цветаева - жизнь и творчество
    Входимость: 6. Размер: 40кб.
    Часть текста: к миру <…> — это позиция: — идеалиста-максималиста: ориентация не на то, что есть (данное), а на то, что быть должно (должное), т. е. исключительно на идеал, не существующий в реальной действительности; идеал приобретает форму мифа типа "возвышенного обмана"; — пристрастного борца с ненавистным несовершенным миром: все, что не соответствует идеалу, упорно преодолевается, гневно отвергается и уничтожается как низкое, презренное; — с другой стороны — страстная проповедь, прославление, громогласно-декларативное отстаивание идеала, яростная "защита мира высшего от мира низшего", доходящие порой до фанатичного навязывания своей истины; творца, не только разрушающего старый, несовершенный мир, и несовершенного себя, но и творящего новый, совершенный мир и высшего себя; миротворчество в таком случае есть мифотворчество; — романтика-индивидуалиста, для которого главные события разворачиваются не в реальной жизни, а в душе, а преобразование мира осуществляется не во внешней сфере "строительства жизни", а в области души и духа, как созидание нового, высшего себя и своего мира" (Ельницкая С. Поэтический мир Цветаевой. Конфликт лирического героя и действительности. Wien, 1990. [Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 30]. С. 7). Семья. Детские годы и юность. Первые стихи Марина Ивановна Цветаева...
    7. Швейцер Виктория: Марина Цветаева. "Подруга" или "Ошибка"?
    Входимость: 6. Размер: 68кб.
    Часть текста: что заставило Цветаеву ринуться навстречу этой безудержной страсти. Неудовлетворенность? В «Письме к Амазонке» Цветаева пишет о подобных встречах: «И вот этой улыбающейся молодой девушке, не желающей в своем теле чужого, не желающей ни его, ни его тела, желающей лишь моего, встречается на повороте дороги другая я, она: ее не надо бояться, от нее не надо защищаться, ибо эта «другая» не может причинить ей боли <...>пока еще она счастлива и свободна, свободна любить сердцем, без тела, любить без страха, любить, не причиняя боли»[42] . Но у самой Цветаевой в момент встречи с Парнок уже есть Сережа и Аля, она жена и мать. Через год после их встречи С. Парнок напишет стихотворение, обращенное к Сергею Эфрону. Оно кончается такими победоносными строками: Не ты, о юный, расколдовал ее. Дивясь на пламень этих любовных уст, О, первый, не твое ревниво, — Имя мое помянет любовник[43] . Возможно, какие-то интимные подробности жизни Цветаевой стали известны ее подруге, что и позволило ей так торжествовать над соперником. Или слишком спокойное течение жизни уже вступало в противоречие с натурой Цветаевой, жаждавшей бурь и катаклизмов? Насытившись тихим семейным счастьем, ее душа требовала перемен? «Судорожная, лихорадочная жадность жить»? В первом стихотворении к Парнок Цветаева бросает вызов: Я Вас люблю! – Как грозовая туча Над Вами – грех!..  Может быть, любопытство, непременная черта гения, влекло ее на путь неизведанный, таинственный и опасный? Не на это ли намекает «Письмо к Амазонке»:...
    8. Кудрова Ирма: Путь комет. Молодая Цветаева. Глава 13. Подруга
    Входимость: 5. Размер: 14кб.
    Часть текста: поэтического цикла. Обратим внимание на характерную подробность: в 1920 году при подготовке к первой публикации цикл был назван автором «Ошибка» — и только в 1940 году переименован в спокойное «Подруга». Под лаской плюшевого пледа Вчерашний вызываю сон. Что это было? — Чья победа? Кто побежден? Всё передумываю снова, Всем перемучиваюсь вновь. В том, для чего не знаю слова, Была ль любовь? Кто был охотник? Кто — добыча? Всё дьявольски-наоборот! Что понял, длительно мурлыча, Сибирский кот? В том поединке своеволий Кто, в чьей руке был только мяч? Чье сердце — Ваше ли, мое ли — Летело вскачь? И все-таки — что ж это было? Чего так хочется и жаль? — Так и не знаю: победила ль? Побеждена ль? Первоначальное смущение, бесхитростно отраженное в стихотворении, было преодолено; Марина приняла подругу такой, какой она оказалась. Спустя несколько лет в цветаевском дневнике появляется запись: «О притяжении однородных полов. Мой случай не в счет, ибо я люблю души, не считаясь с полом, уступая ему, чтобы не мешал». И там же — ироническое: «Другие продаются за деньги, я — за душу!» Безоглядная щедрость ее сердца справилась с шоком. «Пол-жизни? Всю тебе! / По-локоть? — Вот она!» Тем более что потрясение оказалось взаимным. В сонете самой Парнок читаем: Гляжу на пепел и огонь кудрей, На руки, королевских рук щедрей,— И красок нету на моей палитре! Ты, проходящая к своей судьбе! Где всходит солнце, равное тебе? Где Гёте твой и где твой Лже-Димитрий? Существенный блик бросает на саму возможность этой любви атмосфера предвоенной России. Софья Яковлевна Парнок. 1912 г. Не случайно часть российской интеллигенции восприняла начало военных действий осенью 1914 года как «очищающую бурю». Понятие греховного в начале 1910-х годов крайне ослаблено, его границы — смещены. То было время, когда, по характеристике...
    9. Нездешний вечер
    Входимость: 5. Размер: 30кб.
    Часть текста: его сторону - во весь глаз воображаемого бинокля - глаза. Над Петербургом стояла вьюга и в этой вьюге - неподвижно как две планеты - стояли глаза. Стояли? Нет, шли. Завороженная, не замечаю, что сопутствующее им тело тронулось, и осознаю это только по безумной рези в глазах, точно мне в глазницы вогнали весь бинокль, краем в край. С того конца залы - неподвижно как две планеты - на меня шли глаза. Глаза были - здесь. Передо мной стоял - Кузмин. Глаза - и больше ничего. Глаза - и все остальное. Этого остального было мало: почти ничего. Но голос не был здесь. Голос точно не поспел за глазами, голос шел еще с того конца залы - и жизни, - а, может быть, я, поглощенная глазами, не поспевала? - первое чувство от этого голоса: со мной говорит человек - через реку, а я, как во сне, все-таки слышу, как во сне - потому что это нужно - все-таки слышу. ...Мы все читали ваши стихи в "Северных Записках". Это была такая радость. Когда видишь новое имя, думаешь: еще стихи, вообще стихи, устное изложение чувств. И большею частью - чужих. Или слова - чужие. А тут сразу, с первой строки - свое, сила. "Я знаю правду! Все прежние правды - прочь!". И это мы почувствовали - все. - А я пятнадцати лет читала ваше "Зарыта шпагой - не лопатой - Манон Леско!". Даже не читала, мне это говорил наизусть мой вроде как жених, за которого я потом не вышла замуж, именно потому, что он был - лопата: и борода лопатой, и вообще... Кузмин, испуганно: - Бо-ро-да? Бородатый жених? Я, сознавая, что пугаю: - Лопатный квадрат, оклад, а из оклада бессовестно-честные голубые глаза. Да. И когда я от него же узнала, что есть такие, которых зарывают шпагой, такие, которые зарывают шпагой. - "А меня лопатой - ну нет!"... И какой в этом восхитительный, всего старого мира - вызов, всего того века - формула: "Зарыта Шпагой - не лопатой - Манон Леско!". Ведь все ради этой строки написано? - Как всякие стихи -...
    10. Гаспаров М. Л.: Марина Цветаева - от поэтики быта к поэтике слова
    Входимость: 5. Размер: 25кб.
    Часть текста: редко и в избранные сочинения отбираются скудно. И по изображенному в них домашнему миру, и по цветаевским скудным автокомментариям создается впечатление, что писались они в домашнем уединении, вдали от литературного быта, наедине с собой и с вечностью — Гете, Наполеоном и т. д. Мы знаем, что это впечатление — иллюзия, что на самом деле это не так. — Творчество молодой Цветаевои текло в русле московской литературной жизни 1910—1912 гг. и вполне вписывалось в картину молодой поэзии. Центром этой литературной жизни был Московский литературно-художественный кружок, а дирижером Брюсов; Цветаева там получила конкурсную премию. Кроме того, существовала редакция «Мусагета», которая тоже притягивала не всех, но некоторых молодых поэтов; Цветаеву туда ввел Эллис. Общая литературная ситуация в передовой поэзии этого времени тоже известна. К 1910 г. завершил свой цикл развития символизм, вожди его перестали быть группой и пошли каждый своим путем; выработанная ими поэтика — очень богатый и пестрый набор образов, эмоций, стиля, стиха — осталась достоянием учеников. Именно «набор», а не...