• Приглашаем посетить наш сайт
    Фет (fet.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1895"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Фокин Павел: Цветаева без глянца (Ознакомительный фрагмент). Характер
    Входимость: 3. Размер: 19кб.
    2. Альтшуллер Г. И.: Марина Цветаева. Воспоминания врача
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    3. Фокин Павел: Цветаева без глянца (Ознакомительный фрагмент). Облик
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    4. Цветаева М. И. - Горькому А. М., начало августа 1927 г.
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    5. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 10 октября 1927 г.
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    6. Одоевцева Ирина: Несостоявшаяся встреча
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    7. Фокин Павел: Цветаева без глянца (Ознакомительный фрагмент). Мировосприятие
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    8. Бояджиева Л.: Марина Цветаева. Неправильная любовь. "…Поэтом обреченная быть…"
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    9. Кузнецова (Гринева) Мария: Воспоминания
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    10. Фохт Вс.: "Воля России", № 8–9 (Отрывки)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    11. Сводные тетради. Тетрадь третья. (Страница 4)
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    12. Вейдле В.: "Версты", № 3 (Отрывок)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    13. Цветаева М. И. - Сосинскому В. Б., 16 сентября 1926 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    14. Павлович Надежда: Страница памяти
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    15. Цветаева М. И. - Буниной В. Н., 6 августа 1933 г.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    16. Адамович Г.: "Современные записки", книга 61 (Отрывки)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    17. Светлов Н.: Правый активизм в молодой лирике (Отрывки)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    18. Павлович Н.: Марина Цветаева. Версты. Стихи
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    19. Дом у Старого Пимена
    Входимость: 1. Размер: 97кб.
    20. Тараховская Елизавета: Первая встреча с М. Цветаевой
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    21. Сводные тетради. Тетрадь первая. (Страница 5)
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    22. Цветаева М. И. - Сосинскому В. Б., 24 или 31 октября 1930 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    23. Цветаева М. И. - Сувчинскому П. П. и Карсавину Л. П., 9 марта 1927 г.
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    24. Фокин Павел: Цветаева без глянца (Ознакомительный фрагмент). Собеседница
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    25. Перцов П.: Марина Цветаева. Волшебный фонарь. Вторая книга стихов
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    26. Поэт о критике
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    27. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 28 мая 1929 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    28. Цветаева М. И. - Вундерли-Фолькарт Н., 5 июля 1930 г.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    29. Сводные тетради. Тетрадь первая. (Страница 8)
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    30. Саакянц А.: Марина Цветаева. Жизнь и творчество. Чехия 1923-й
    Входимость: 1. Размер: 119кб.
    31. Герой труда (записи о Валерии Брюсове). (Примечания)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    32. Горбов Д.: Десять лет русской литературы за рубежом (Отрывки)
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    33. Цветаева М. И. - Буниной В. Н., 3 ноября 1934 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    34. Сводные тетради. Тетрадь первая. (Страница 3)
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    35. Миндлин Эм.: Из книги "Необыкновенные собеседники"
    Входимость: 1. Размер: 86кб.
    36. Сводные тетради. Тетрадь третья. (Страница 6)
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    37. Цветаева М. И. - Буниной В. Н., 26 февраля 1934 г.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    38. Струве Г.: Ковчег. Сборник союза русских писателей в Чехословакии
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    39. Рождественский Вс.: Марина Цветаева. Версты. Стихи
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    40. Клюкин Ю. П.: Марина Цветаева и Геликон
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    41. Сводные тетради. Тетрадь вторая. (Страница 7)
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    42. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 11 июня 1929 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    43. Хин-Гольдовская Р. М.: Из дневников
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    44. Цветаева М. И. - Сосинскому В. Б., 14 июля 1926 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    45. Святополк-Мирский Д.: "Крысолов" М. Цветаевой
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    46. Цветаева М. И. - Ломоносовой Р. Н., 4 декабря 1930 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    47. Вейдле Владимир: Из книги "О поэтах и поэзии"
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    48. Сводные тетради. Тетрадь третья. (Страница 8)
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    49. Цветаева М. И. - Сосинскому В. Б., 15 июня 1938 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Фокин Павел: Цветаева без глянца (Ознакомительный фрагмент). Характер
    Входимость: 3. Размер: 19кб.
    Часть текста: В. Лосской: В Марине была жажда жизни, стихийная любовь к природе, она вся была стихийная. Она была полна любви к жизни, и в то же время ее неустройство и невозможность найти полноту в этой жизни иногда звучали пессимистическим отказом от жизни. Но радость жизни не была отвлеченной… [5; 88] Елизавета Павловна Кривошапкина: Мне кажется, Марина увлеченно интересовалась всем, а то, что любила, любила горячо. Все было интересно, все было материалом для ее искусства. Себя и свою жизнь она любила наравне с людьми, природой, потому что она и ее жизнь были самым захватывающим материалом для стихов. Она была художником [1; 76]. Ариадна Сергеевна Эфрон: Цельность ее характера, целостность ее человеческой личности была замешена на противоречиях; ей была присуща двоякость (но отнюдь не двойственность) восприятия и самовыражения; чувств (из жарчайшей глубины души) и — взгляда на (чувства же, людей, события), взгляда до такой степени со стороны, что — как бы с иной планеты. Поразительная памятливость была в ней равна способности к забвению; детская изменчивость равнялась высокой верности, замкнутость — доверчивости, распахнутости; в радость ...
    2. Альтшуллер Г. И.: Марина Цветаева. Воспоминания врача
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    Часть текста: покинуть Советскую Россию, и она с маленькой дочерью Алей приехала через Германию в Прагу в поисках своего мужа Сергея Эфрона. Марина потеряла с ним связь в годы революции, когда он был офицером Белой армии. После поражения Белого движения Эфрон эмигрировал в Прагу, как и тысячи других солдат и офицеров разгромленной армии. Президент Чехословакии Т. Г. Масарик [150] предоставил им убежище, при этом студенты — медики, юристы и инженеры — получили возможность завершить образование. Чешское правительство предложило покрыть все расходы, связанные с их обучением, проживанием, обеспечением их продовольствием и одеждой вплоть до окончания ими учебного заведения. Марина Цветаева воссоединилась с мужем в 1922 году в Праге. Они поселились в окрестностях города, в полутора часах езды на поезде, в небольшой и довольно бедной деревне под названием «Мокропсы» («Мокрые псы»). Я прибыл с семьей в Прагу в том же году, и мы обосновались в той же деревне. Там я впервые и встретился с ней, уже хорошо известным поэтом, чьи книги получили в Москве высокую оценку Пастернака и Мандельштама. В то время в Мокропсах жили всего лишь шесть или семь русских семей, но впоследствии число их заметно возросло. В 1922–1924 годах мы виделись с Мариной только случайно, так как вскоре ...
    3. Фокин Павел: Цветаева без глянца (Ознакомительный фрагмент). Облик
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    Часть текста: с близорукими светлыми глазами, на которых носила долгое время очки, Марина характером была неподатливая, грубовата. Забегая вперед, скажу, что с возрастом внешность Марины менялась к лучшему, она выросла, выровнялась. 16-ти лет, будучи еще в гимназии, Марина выкрасила волосы в золотой цвет, что очень ей шло, очки носить бросила (несмотря на сильную слепоту) [1; 14]. Валентина Константиновна Перегудова (урожд. Генерозова; 1892–1967), гимназическая подруга М. И. Цветаевой: Мое знакомство с ней началось в гимназии Ф. Д., где я училась пансионеркой. Когда я была в шестом классе, к нам перешла из другой гимназии Марина, и тоже пансионеркой. <…> Я не могла не замечать сидящую на одной из парт девочку, всегда склонившуюся над книгой или что-то пишущую. Очки, которые она никогда не снимала (она была очень близорука), довольно угрюмое лицо, постоянная углубленность в себя, медленная походка, сутулящаяся фигура делали ее более взрослой, чем она была на самом деле [1; 22]. Татьяна Николаевна Астапова, одноклассница М. И. Цветаевой в гимназии М. Г. Брюхоненко: Из ее внешнего облика мне особенно запечатлелся нежный, «жемчужный» цвет лица, взгляд близоруких глаз...
    4. Цветаева М. И. - Горькому А. М., начало августа 1927 г.
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    Часть текста: просто – от сердца к сердцу. …Кстати, одно из первых моих детских, младенческих воспоминаний – слово «Мальва» 4 – то ли наша, осенняя, на клумбе в Тарусе, то ли Ваша, из уст матери, тогда совсем молодой. Еще одно: мать однажды, возвращаясь с концерта Гофмана 5 , привела домой собаку, увязавшуюся за ней, – желтую – и вопреки отцу и прислуге поселила ее у нас в доме. Назвала Челкаш 6 . Через три дня собака ушла. Мы плакали, я – пуще всех. Вот Горький моего младенчества – еще до букв, из которых слагались Вы – моего детства. О позднейшем, вплоть до пражского у Ходасевича 7 , – расскажу потом. При встрече? – Спасибо за пожелание ее. И еще раз – спасибо за Асю. Марина Цветаева 8 . Примечания 1 А. И. Цветаева по приглашению Горького гостила у него в Сорренто. См. письма 15 и 17 к С. Н. Андрониковой-Гальперн и комментарии к ним. 2 По-видимому, это были сборники Цветаевой «Стихи к Блоку» (1922) и «Разлука» (1922). (См.: Личная библиотека А. М. Горького в Москве. Описание. В 2 кн. Кн. 1. М.: Наука, 1981. С. 167.) 3 То есть все номера журнала «Воли России», в котором печаталась поэма «Крысолов» (см. т. 3). 4 Мальва – род трав. «Мальва» – рассказ М. Горького (1897). 5 Гофман Иосиф (Юзеф) (1876 – 1957) – польский пианист и композитор. Прославился как исполнитель произведений Ф. Шопена. В 1895 – 1905 гг. неоднократно выступал в России. 6 Прозвище героя одноименного рассказа М. Горького (1895). 7 В ноябре 1923 г. Ходасевич приехал из Берлина в Прагу. «Спустя несколько времени туда приехал и Горький, поселившийся в отеле «Беранек», где жил и я…» (Ходасевич В. Некрополь. Париж: YMCA-PRESS, 1976. С. 235). «Марина рассказывала, что тогда, в Праге, Ходасевич не просто предлагал познакомить ее с Горьким, которого очень любил, но –...
    5. Цветаева М. И. - Андрониковой-Гальперн С. Н., 10 октября 1927 г.
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: 10-го Окт<ября> 1927 г . Дорогая Саломея, Мур и Аля уже отболели, я, приблизительно, тоже, но дезинфекции еще не было, п. ч. раньше 6-ти недель бессмысленно, а срок им будет в конце месяца. Если не боитесь зараз, приезжайте, – у меня все бывают, я пока (тьфу, тьфу) ни с кем ничего. Не знаю степени Вашей подверженности таким явлениям. Давайте так: если у Вас, лично, была – приезжайте. Дома переоденетесь и вымоете руки (NB! одно платье будет прокаженным). Если нет – не являйтесь ни за что, придется обриться (брилась уже 4 раза, хочу еще два: новая страсть) или облезть. Письмо Ваше пришло в день моего рождения, вчера 26-го сент<ября>/9-го окт<ября> 1 , приятное совпадение. Саломея! У меня есть 6 книг одного совр<еменного> франц<узского> поэта – и КАКИЕ! С картинками! 2 Словом, очень хочу Вас видеть и надеюсь одинаково на Ваше безумие и благоразумие. Но, если соберетесь, предупредите, – я уже выхожу (разношу). Спасибо за иждивение и обещание досылки. <Приписки на полях: > ВЫДУМАЙТЕ МНЕ ГОЛОВНОЙ УБОР, ХОЖУ В ДЕТСКОЙ ФЕСКЕ. Целую Вас (le baiser du lepreux ) и жду письма. МЦ. Есть 1905 год Пастернака – ЧУДНЫЙ! 3 Примечания 1 Правильно – 8 октября. Согласно правилам, к датам прошлого века прибавляется 12 дней. Разница в 1 день у Цветаевой образовалась,...
    6. Одоевцева Ирина: Несостоявшаяся встреча
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: экраном. — А Гингеры? — вдруг вспоминает он. — Они еще в Париже. Сегодня четверг, по четвергам у них «Свидание поэтов». Хочешь, пойдем к ним? Мы бесконечно давно у них не бывали. Они будут очень, очень довольны. — Больше чем довольны — в восторге. И Гингер, и Присманова [232] — оба — они так тебя любят. Едем. Но непременно в такси, а не в метро. Туда и обратно в такси. Я страшно устала. И мы едем. Дверь нам открывает сам Гингер. Но, к моему удивлению, он не только не выражает восторга от неожиданного появления Георгия Иванова, а скорее смущен и растерян, хотя и старается скрыть это. — Вот уж кого никак не ждал. Великолепно, чудесно. Спасибо, — отрывчато произносит он, неловко топчась перед нами, укладывая наши шляпы на комод в прихожей, как бы желая задержать нас подольше. И вдруг, будто решаясь: — А у нас Марина Ивановна. Пришла проститься перед своим отъездом в Москву.. [233] Ах, вот в чем дело — Марина Цветаева здесь. Она терпеть не может ни Георгия Иванова, ни Адамовича, ни меня, считая нас петербургскими снобами-эстетами. Особенно Георгия Иванова, с тех пор как он — по ошибке — в своих «Петербургских зимах» приписал стихотворение Мандельштама «Как скоро ты смуглянкой стала», [234] посвященное ей, какой-то «хорошенькой, вульгарной зубоврачихе». Но о романе Цветаевой и Мандельштама никто в Петербурге не слыхал. Сам Мандельштам никогда в разговоре не упоминал ее имени, а о хорошенькой «зубоврачихе», вставившей ему искусственные зубы в кредит, вспоминал с удовольствием довольно часто. Марина Цветаева сочла себя обобранной, решила огласить свои права на это стихотворение в прессе, в фельетоне, написанном ею для «Последних новостей». Но Милюков не пожелал напечатать его, что глубоко возмутило ее и еще больше восстановил против Георгия...
    7. Фокин Павел: Цветаева без глянца (Ознакомительный фрагмент). Мировосприятие
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: [1; 420]. Марина Ивановна Цветаева. Из письма П. П. Сувчинскому. Сен-Жилъ, лето 1926 г.: Никакого мировоззрения — созерцания. Мирослушанье, слышанье, ряд отдельных звуков. Может быть свяжутся! Не здесь [8; 321]. Марина Ивановна Цветаева. Из письма М. А. Волошину. Гурзуф, 18 апреля 1911 г.: Книги мне дали больше, чем люди. Воспоминание о человеке всегда бледнеет перед воспоминанием о книге, — я не говорю о детских воспоминаниях, нет, только о взрослых! Я мысленно всё пережила, всё взяла. Мое воображение всегда бежит вперед. Я раскрываю еще нераспустившиеся цветы, я грубо касаюсь самого нежного и делаю это невольно, не могу не делать! Значит я не могу быть счастливой? Искусственно «забываться» я не хочу. У меня отвращение к таким экспериментам. Естественно — не могу из-за слишком острого взгляда вперед или назад. Остается ощущение полного одиночества, которому нет лечения. Тело другого человека — стена, она мешает видеть его душу. О, к<ак> я ненавижу эту стену! И рая я не хочу, где всё блаженно и воздушно, — я т<ак> люблю лица, жесты, быт! И жизни я не хочу, где всё так ясно, просто и грубо-грубо! Мои глаза и руки к<ак> бы невольно срывают покровы — такие блестящие! — со всего. Что позолочено — сотрется, Свиная кожа остается! Хорош стих? Жизнь — бабочка без пыли. Мечта — пыль без бабочки. Что же бабочка с пылью? Ах, я не знаю. Должно быть что-то иное, какая-то воплощенная мечта или жизнь, сделавшаяся мечтою. Но если это и существует, то не здесь, не на земле! [13; 96] Павел Григорьевич Антокольский: У Марины поразительное, только ей присущее свойство. Если собеседник, недавний знакомый, показался ей внимательным, ...
    8. Бояджиева Л.: Марина Цветаева. Неправильная любовь. "…Поэтом обреченная быть…"
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    Часть текста: Поэтический дар предопределяет особый состав всего существа, включающего, кроме прочих известных, некие иные сути, близкие непознанным, мистическим. Если построить метафору в русле компьютерных аналогий, то набор программ в системе «Поэт» (или «Творец») особенный, индивидуальный, и, кроме того, находятся эти программы в неконтролируемом разумом взаимодействии. Кто и как руководит ими — не стоит гадать. Процесс творчества, да и формирования самого мироощущения творца, представляет собой фантастически сложное сочетание программ разного уровня, исследующих как пласты вселенского масштаба, так и пылинки микрокосмоса. Личность поэта грандиозна и неизбежно деформирована, то есть является отклонением от усредненной нормы. Иной процесс восприятия информации, иной способ обработки, и главное — непременная устремленность к результату — получению преобразованной картины мира в виде сгустка поэтического текста. Поэт — инородец среди непоэтов, его устройство инако: «безмерность в мире мер». Но безмерность разная — разнонаполненная. Поэтический дар Цветаевой особого рода — это не бальзамические струи, врачующие раны, не уравновешенное, вдумчивое философствование. Маринин творческий арсенал взрывоопасен. Ее игры со стихиями страстей готовы уничтожить саму Марину, разнести все в клочья, заставляя потом с воем зализывать раны. Ради чего? Ради красного от крови словца — ради этого самого «воя», сублимированного в поэтической форме. Создаваемая внутри поэтовой души катастрофа необходима для остроты ощущения, для балансирования на самой кромке бытия-небытия. Какой-то частью сознания она осознает уникальность происходящих в ней процессов и как наблюдатель-естествоиспытатель торопится фиксировать результаты опыта во всей его. Цветаева работает на износ, не щадит никого и прежде всего саму себя, она не рассказывает свои истории,...
    9. Кузнецова (Гринева) Мария: Воспоминания
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    Часть текста: (Гринева) [91] ВОСПОМИНАНИЯ  Первая встреча Помню зимой 1912 года праздничный веер у нас на «Курсах драмы» Софьи Васильевны Халютиной (ныне покойной актрисы Московского Художественного театра). Я вбегаю в нашу разведку, чтобы сбросить с себя шубу и лететь как на крыльях наверх, по нашей мраморной лестнице. Скорее наверх! Там музыка, говор, радость! смех! Спешу к зеркалу поправить прическу. Увы! Зеркало занято! Я вижу в нем лицо незнакомой девушки в капоре. Она развязывает у подбородка ленты, рот ее крепко сжат, нежно-розовое лицо строго. Ленты развязаны, капор снят, и я вижу пышную шапку золотых ее тонких волос. Я стою за ее спиной. С ней молодой человек. Кто он? брат? муж? Он не спускает глаз со своей дамы. Я отхожу в сторону, за вешалку, он не видит меня. Я спокойно наблюдаю за ним. Молодой, высокий, чуть сутулится, худой, большой. Голова красивой, благородной формы, — густые, прямые черные волосы гладко причесаны на косой пробор. В больших серо-синих печальных глазах вдруг вспыхивает тонкий мальчишеский озорной юмор. Он помогает ей снять шубу. Я решаю быстро пройти мимо них и тут же изумленная замираю на месте. Какое на ней платье! Я испытываю настоящий восторг! Опять делаю вид, что поправляю свою прическу, а сама не могу отвести глаз. Необыкновенное! восхитительное платье принцессы! Шелковое, коричнево-золотое. Широкая, пышная юбка до полу, а наверху густые сборки крепко обняли ее тонкую талию, старинный корсаж, у чуть открытой шеи — камея. Это волшебная девушка из XVIII столетия. Я...
    10. Фохт Вс.: "Воля России", № 8–9 (Отрывки)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: стихи Марины Цветаевой, о которой Слоним пишет в последней части своей статьи: «Ей дан необыкновенный пафос, в каждом слове — молниеносность, разительность. Смысл сгущен, сжат, в каждой фразе — переполненность, образ — и символ и формула». И далее: «Мне всегда странно, когда я слышу, что иные простодушные (вернее, простодумные) читатели не находят в произведениях Цветаевой ничего, кроме „набора слов“, и никак не могут докопаться до смысла ее стихов и поэм». — «Многие жалуются, что не могут понять ее стихов: на самом деле они не хотят сделать известного напряжения, чтобы проследить за бегом ее мыслей, за переполненностью ее души», и т. д. Вот образец этой «насыщенности мыслью и эмоцией, содержанием». Так светят седины, Так древние главы семьи — Последнего сына, Последнейшего из семи — В последние двери — Простертым свечением рук… (Я краске не верю! Здесь пурпур — последний из слуг!) …Уже и не светом; Каким-то свеченьем светясь… Не в этом, не в этом ли — и обрывается связь. [420]   Читатель должен участвовать в творческом процессе поэта и «сделать известное напряжение», необходимое для полного претворения в себе Содержания — там, где это напряжение оправдано глубокой духовной сущностью творчества, а не вызвано синтаксическими затруднениями. «Высокое косноязычие» дано поэту именно для того, чтобы воздействовать на читателя, но поэт не имеет права ставить перед ним ребусы или крестословицы под предлогом «насыщенности». Чем одаренней художник, тем легче и строже подчиняется он законам речи. Связь, и логическая, и эмоциональная, все время обрывается в стихах Цветаевой (в последний период ее творчества) и естественно, что у читателя остается только тягостное ощущение не то мистификации, не то просто бессилия. Слоним...