• Приглашаем посетить наш сайт
    Куприн (kuprin-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1890"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Фокин Павел: Цветаева без глянца (Ознакомительный фрагмент). Жилище
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    2. Поэт о критике
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    3. Святополк-Мирский Д.: "Крысолов" М. Цветаевой
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    4. Ашукин Н.: Современные женщины-поэты (М. Цветаева)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    5. Семья Марины Цветаевой
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    6. Миндлин Э.: Грабитель и поэтесса
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    7. Фокин Павел: Цветаева без глянца (Ознакомительный фрагмент). 1922–1935. "Световой ливень" (Борис Пастернак)
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    8. Сводные тетради. Тетрадь первая
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    9. Геворкян Татьяна: Несколько холодных великолепий о Москве (Марина Цветаева и Осип Мандельштам)
    Входимость: 1. Размер: 85кб.
    10. Нездешний вечер
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    11. Цветаева М. И. - Ходасевичам В. Ф. и О. Б., 13 марта 1937 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    12. Айхенвальд Ю.: Литературные заметки (Отрывок) "Хочется отметить... "
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    13. Адамович Г.: "Современные записки", книга 36 (Отрывки)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    14. Цветаева М. И. - Пастернаку Б. Л., 23-26 мая 1926 г.
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    15. Цветаева М. И. - Буниной В. Н., 5 февраля 1934 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    16. Слоним Марк: О Марине Цветаевой
    Входимость: 1. Размер: 127кб.
    17. Сводные тетради. Тетрадь третья. (Страница 2)
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    18. Святополк-Мирский Д.: Современное состояние русской поэзии. Марина Цветаева
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    19. Цветаева М. И. - Буниной В. Н., 10 января 1935 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    20. Цветаева М. И. - Гронскому Н. П., без даты
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    21. Пастернак Б.: Из писем к М. Цветаевой
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    22. Перцов П.: Марина Цветаева. Волшебный фонарь. Вторая книга стихов
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    23. Саакянц Анна: "Два поэта — две женщины — две трагедии"
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    24. Святополк-Мирский Д.: Марина Цветаева. Мóлодец. Сказка ("Первые книги Марины Цветаевой... ")
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    25. Сводные тетради. Тетрадь первая. (Страница 6)
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    26. Дом у Старого Пимена
    Входимость: 1. Размер: 97кб.
    27. Сводные тетради. Тетрадь первая. (Страница 3)
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    28. Анри Труайя. Марина Цветаева. I. Детство – благословенное и омраченное трауром детство…
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    29. Анри Труайя. Марина Цветаева. XI. Париж
    Входимость: 1. Размер: 53кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Фокин Павел: Цветаева без глянца (Ознакомительный фрагмент). Жилище
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    Часть текста: Под антресолями со стороны двора — низкие комнаты: передняя, столовая, бывшая девичья и спальня. Огибая справа заднюю сторону дома, шли мостки к ступенькам черного хода, к кухонному флигелю. Эта часть двора кончалась закоулком, заросшим желтыми акациями и тополями и упиравшимся в высокий дощатый забор, — тут колодец «домиком» с длинной рукояткой; визг ручки колодца в закоулке двора, когда воду качали, — в первые годы детства. Затем он заглох, и в жизнь нашу вступил водовоз; открывались ворота, заливалась лаем собака, громыхали колеса, плескалась вода из бочки, зимой похожей на обледенелый замок. В маленьких сенях черного хода — пусто. Там — лишь дверка в чулан, — в чулане живут керосин и воронка. Две толстых, обитых клеенкой и ветошью двери ведут в дом. <…> В маленьких, теплых сенцах — темно, на столике — керосинка, на ней широкая белая, эмалированная, с голубыми прожилками и с дырочками для пара кастрюля, в одном месте изогнутая «носиком». От нее знакомый запах подгорелого молока Налево от нее дверь в бывшую девичью; там — комод с отделениями для круп, кофе, чая, сахара. Далее, пройдя столик с керосинкой, — узкая маленькая дверка в коридорчик, ведущий в спальню. <…> Вплотную к ней — подножие лестницы в антресоли. Коричневая, крашенная масляной краской, дверь помещается на высоте трех ступеней, но она обычно раскрыта Напротив нее — высокие белые двухстворчатые двери в залу. Зала — угловая пятиоконная комната, очень высокая, как и все фасадные комнаты. <…> В зале — рояль и два зеркала между окон на улицу. Узкие, высокие, с подобием столиков-полок. По наружным стенам — филодендроны в кадках. В наружном углу — полукруглый...
    2. Поэт о критике
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    Часть текста: свое и зрячим на чужое. Бывали примеры. Хотя бы посредственная лирика громадного критика Сент-Бева. Но, во-первых, Сент-Бев писать перестал, то есть поступил по отношению к себе, поэту, именно как большой критик: оценив, осудил. Во-вторых, даже - пиши он дальше, Сент-Бева, слабого поэта, покрывает Сент-Бев, большой критик, вождь и пророк целого поколения. Стихи - слабость большого человека, не больше. В порядке слабости и в порядке исключения. Большому - чего не простишь! Но вернемся к достоверностям. Сент-Бев, за плечами которого большое творческое деяние, стихи писать перестал, то есть - поэта в себе отверг. N, за которым никакого деяния нет, не перестает, то есть на себе, как на поэте, упорствует. Сильный, имевший право на слабость, это право презрел. Слабый, этого права не имевший, на нем провалился. - Судья, казни себя сам! Приговор над собой, поэтом, громадного критика Сент-Бева - мне порукой, что он плохого во мне не назовет хорошим (помимо авторитета - оценки сходятся: что ему - плохо, то мне). Суд Сент-Бева, критика, над Сент-Бевом, поэтом - дальнейшая непогрешимость и неподсудность критика. Поощрение же посредственным критиком N посредственного поэта в себе - мне порукой, что он хорошее во мне назовет и плохим (помимо недоверия к голосу - оценки не сходятся: если это хорошо, то мое, конечно, плохо). Ставь мне в пример...
    3. Святополк-Мирский Д.: "Крысолов" М. Цветаевой
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: его действительному существу. И так как это существо «всегда течет», читательское представление о нем должно тоже постоянно применяться к каждому его повороту или терять возможность его воспринимать. История каждого «романа» писателя с читателем полна таких разрывов, — за которыми не всегда следуют сближения. И чем сильнее была читательская связь с прежним писателем, тем труднее, тем даже безнадежнее возобновление ее с писателем изменившимся. Достаточно сказать, что до сих пор гипноз «Войны и Мира» и «Анны Карениной» настолько силен над русским (и иностранным) читателем, что исключает всякую возможность подлинно художественного понимания старого Толстого. И, наоборот, восстановление связи нередко происходит ценой полного забвения первоначального предмета любви: так поклонники «Детства» и «Воспоминаний» Горького утратили всякое воспоминание даже о таких несравненных вещах, как «Мой Спутник» или «Двадцать шесть и одна». Так и с Мариной Цветаевой — трудно нащупать то единство, которое связало бы «Фортуну» и «Конец Казановы» с «Поэмой Конца» и «Крысоловом». Связующее же единство это, несомненно, существует — не столько в стиле и форме, сколько в том, что (если бы мы не боялись так напомнить о Белинском и Н. И. Карееве [394] ) мы бы до сих пор называли миросозерцанием. Определить это «миросозерцание» своими словами можно только приблизительно — оно романтично и идеалистично, но и то и другое как-то не по-русски. В цветаевском романтизме больше линии, чем цвета (самая ее невнятность происходит не от смазанности и неясности отдельных линий, а от чрезмерного количества мелких,...
    4. Ашукин Н.: Современные женщины-поэты (М. Цветаева)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: она говорит: “Не презирайте внешнего! Цвет ваших глаз так же важен, как их выражение, обивка дивана – не менее слов, на нем сказанных… Нет ничего не важного! Говорите о своей комнате: высока она или низка, и сколько в ней окон, и какие в ней занавески, и есть ли ковер, и какие цветы на нем?..” “Мои стихи – дневник, моя поэзия – поэзия собственных имен”. И, действительно, стихи М. Цветаевой интимны: она пишет о маме, о сестрах, о Володе, Сереже, о своих прогулках по Тверской – словом поэтесса, я бы сказал, даже демонстративно интимна. Часто эпиграфами к своим стихам она ставит отрывки каких-то домашних разговоров, заботливо помечая: “разговор 20 декабря”, “разговор 27 декабря”. Она любит и чувствует поэзию вещей старых и по-детски тоскует об их исчезновении: Слава прабабушек томных… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Грузные, в шесть этажей… Стихи М. Цветаевой изящны и музыкальны. В них много чистого, почти детски-наивного, искреннего чувства, хотя эта детскость подчас и утомляет. Интимность в поэзии хороша тогда, когда она обобщена и оправдана внутренним необходимым значением. К сожалению, этой оправданности в стихах Цветаевой часто не бывает. Примечания Мир женщины (Москва). 1913. № 19. С. 6. Статья опубликована под псевдонимом Новинский Н....
    5. Семья Марины Цветаевой
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Семья Марины Цветаевой Иван Владимирович Цветаев Отец М. И. Цветаевой. Создатель и первый директор (1911-13) Музея изящных искусств в Москве (современный Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). 4 (17). V. 1847—30. VIII. 1913 Мария Александровна Цветаева Мать М. И. Цветаевой. 1869—05. VII. 1906 Валерия Цветаева Валерия Ивановна Цветаева — сводная сестра М. И. Цветаевой, дочь И. В. Цветаева от первого брака. 1883—1966 Андрей Цветаев Андрей Иванович Цветаев — сводный брат М. И. Цветаевой, сын И. В. Цветаева от первого брака. 1890— Анастасия Цветаева Анастасия Ивановна Цветаева — единокровная сестра М. И. Цветаевой. 14. IX. 1894—5. IX. 1993 Сергей Эфрон Муж М. И. Цветаевой. 26. IX. 1893—. VIII. 1941 (расстрелян) Ариадна Эфрон Ариадна Эфрон — старшая дочь М. И. Цветаевой. 05 (18). IX. 1912 —26. VII. 1975 Ирина Цветаева Ирина — младшая дочь М. И. Цветаевой. 13. IV. 1917—15 (16?). II. 1920 (умерла от голода в Кунцевском детском приюте) Георгий Эфрон Георгий Эфрон (или «Мур», как его называла Марина) — сын М. И. Цветаевой. 01. II. 1925—. . 1944 (умер от ранений?)
    6. Миндлин Э.: Грабитель и поэтесса
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: Москве начала двадцатых годов. Это была одной из трех комнат ее квартиры в Борисоглебском переулке, переименованном в улицу писателя Писемского. [272] Читатель, разумеется, насторожится: что значит «петухивная»? Извольте, я объясню. Марина жила с семилетней дочерью Алей. Сергей Эфрон в то время жил в Праге. Чучела двух лисиц украшали каминную доску в комнате, пока в голодные и студеные годы Марина не содрала с них изрядно облезлые шкуры и не выменяла их на воблу или на ячневую крупу. Но раздетые догола соломенные уродцы продолжали украшать собой треснувшую доску камина: маленькая Аля упросила мать не выбрасывать их. Пришел как-то водопроводчик чинить испорченный кран, подивился уродцам, спросил: — Это что за петухив вы тут расставили? Был украинец, и «петухив» на его языке означал «петухи». Але так понравилось слово, что одного «петухива» она тут же подарила водопроводчику, второго оставила, а комната с той поры названа петухивной. Входная дверь в нее запиралась...
    7. Фокин Павел: Цветаева без глянца (Ознакомительный фрагмент). 1922–1935. "Световой ливень" (Борис Пастернак)
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    Часть текста: прикрас и искажений [1; 212]. Роман Борисович Гуль: Одно время Цветаева попросила, чтобы я пересылал ее письма в Москву для Бориса Пастернака (прямо писать не хочет, чтобы письма не попадали «в руки жены»). Борис Пастернак тогда приезжал в Берлин, тоже сидел с Эренбургом в Прагердилле. В Берлине, в издательстве «Геликон», он выпустил «Темы и вариации», «Сестру мою – жизнь». Марина его никогда не видела. Но полюбила страстно и как поэта, и ей казалось, что любит его и как женщина. Цветаева написала тогда (в Чехии) громокипящий панегирик Пастернаку – «Световой ливень». Письма, которые она присылала для Пастернака, я должен был отсылать своему знакомому в Москве, верному человеку, а он – передавать по назначению. Причем Марина Ивановна просила, чтобы я письма обязательно читал. Я читал все эти письма. Они были необычайным литературным произведением, причем эта литература была неистовой [1; 254–255]. Ариадна Сергеевна Эфрон: Не знаю, все ли письма Пастернака были привезены Мариной в Советский Союз в 1939 году (берегла – всё, все, включая ...
    8. Сводные тетради. Тетрадь первая
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    Часть текста: ИЗ ЧЕРНОВЫХ ТЕТРАДЕЙ (подарок Е. А. И<звольской> [Извольская Елена Александровна (1897 - 1975) - переводчица, религиозная писательница.] перед отъездом в Японию, Мёдон, апрель 1931 г.) ...Так с каждым мигом всё непоправимей К горлу - ремнем... И если здесь всего земное имя - Дело не в нем. [Заключительная строфа стих. Цветаевой "Земное имя" (1920; 1940).] * С. М. В<олкон>ский. [Волконский Сергей Михайлович, князь (1860 - 1937) - внук декабриста С. Г. Волконского, театральный деятель, художественный критик, мемуарист.] - Что у Вас уцелело - из ценностей? Он: - Ничто. (?) (точно спрашивая, проверяя...) - А человек? - Мало... Закат солнца... тень трепещущих деревьев... карканье вороны... * Вам удалось то, чего не удавалось до сих пор никому: оторвать меня не от: себя (отрывал всякий), а от: своего. Так, подолгу застываю над белой страницей своего Егория Храброго [Поэма "Егорушка" (1921 - 1928).]. Этого (другое - всё было!) этого со мною еще не было. * Думать в ответ. Нескончаемый разговор. Что я буду делать, когда прочту Вашу последнюю строчку? (точку!) (Ответ: писать свое. Как оно и было. Кламар, 29-го июня 1932 г.) * Вы - последнее русло моей души, мне так хорошо у Вас в берегах! (как: в руках) О, искус всего обратного мне! Искус преграды! Раскрываю книгу [С. М. Волконский...
    9. Геворкян Татьяна: Несколько холодных великолепий о Москве (Марина Цветаева и Осип Мандельштам)
    Входимость: 1. Размер: 85кб.
    Часть текста: Мандельштама (наряду с Ахматовой и Пастернаком) к поэтам без истории — к чистым лирикам, глядящимся в себя, а не в мир, читающим в себе, а не в валах истории, шуме времени, чужих глазах. Напомню вкратце, в чем суть цветаевской типологии. Если «поэты с историей прежде всего — поэты темы», «поэты воли», выбора и цели, поэты-путники («пешеходы»), наделенные «инстинктом своей генеральной линии», открывающие «себя через все явления, которые встречают на своем пути, в каждом новом шаге и каждой новой встрече», то поэты без истории («поэты-столпники») прежде всего — поэты чувства, они, «в большинстве своем, — дети... очень ранней проницательности — прозрения своей обреченности на лирику», поэты «с неусыпным ощущением судьбы, то есть себя», наделенные мощным «инстинктом чужого», инстинктом ограждения себя от всего чужеродного, отвлекающего, в их судьбе случайного, поэты, пришедшие в мир «не узнавать, а сказать », ибо «они уже все», что могут знать, «знают отродясь». Свое «я» для поэтов без истории и есть мир, весь человеческий мир («общество, семья,...
    10. Нездешний вечер
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    Часть текста: - стояли глаза. Стояли? Нет, шли. Завороженная, не замечаю, что сопутствующее им тело тронулось, и осознаю это только по безумной рези в глазах, точно мне в глазницы вогнали весь бинокль, краем в край. С того конца залы - неподвижно как две планеты - на меня шли глаза. Глаза были - здесь. Передо мной стоял - Кузмин. Глаза - и больше ничего. Глаза - и все остальное. Этого остального было мало: почти ничего. Но голос не был здесь. Голос точно не поспел за глазами, голос шел еще с того конца залы - и жизни, - а, может быть, я, поглощенная глазами, не поспевала? - первое чувство от этого голоса: со мной говорит человек - через реку, а я, как во сне, все-таки слышу, как во сне - потому что это нужно - все-таки слышу. ...Мы все читали ваши стихи в "Северных Записках". Это была такая радость. Когда видишь новое имя, думаешь: еще стихи, вообще стихи, устное изложение чувств. И большею частью - чужих. Или слова - чужие. А тут сразу, с первой строки - свое, сила. "Я знаю правду! Все прежние правды - прочь!". И это мы почувствовали - все. - А я пятнадцати лет читала ваше "Зарыта шпагой - не лопатой - Манон Леско!". Даже не читала, мне это говорил наизусть мой вроде как жених, за которого я потом не вышла замуж, именно потому, что он был - лопата: и борода лопатой, и вообще... Кузмин, испуганно: - Бо-ро-да? Бородатый жених? Я, сознавая, что пугаю: - Лопатный квадрат, оклад, а из оклада бессовестно-честные голубые глаза. Да. И когда я от него же узнала, что есть такие, которых зарывают шпагой, такие, которые зарывают шпагой. - "А меня лопатой - ну нет!"... И какой в этом восхитительный, всего старого мира - вызов, всего того века - формула: "Зарыта Шпагой ...