• Приглашаем посетить наш сайт
    Тургенев (turgenev-lit.ru)
  • Записная книжка № 2, 1914—1916 гг.

    ЗАПИСНАЯ КНИЖКА

    2

    1914—1916

    {Факсимиле страницы записной книжки 2}

    Записать отношение в Ф<еодосии> к нашим костюм Толчек.

    _____

    Дети — и их отношение к клоунам.

    _____

    Поцелуй белых наезд<ниц>.

    _____

    Были мы — помни об этом

    Я — твоим первым поэтом,

    Ты — моим лучшим стихом.

    1-го мая 1914 г.

    БЕЛЫЙ АНГЕЛ

    Маленький лорд — подруга — апельсин

    похищение цыгана — канат<ный> плясун —

    белый ангел — пробуждение в замке —

    апельсин у изголовья — большой добрый

    апельсин — смерть

    _____

    Шелковые шлейфы по ступеням. Маскарад. Горбун и женщина — Возмущение ее — Горбун бросается к ее ногам — 2?ая встреча, IV Бог, возмутившись непокор<ностью> женщины хочет сделать ее горбуньей.

    Жертва горбуна. Жест герцогини.

    _____

    _____

    I Казаки

    Поезда

    _____

    V Золотой город

    _____

    II Засов

    Шаровая молния

    лайковые перчатки

    почта

    _____

    Папироса… гудит

    Загорелся Куса<ка>

    ____________

    Кот… на небо

    I. Аля едет

    Благодарн<ость> Фридомину

    _____

    «Какая ручка миляля»

    Воскресение.

    Мороженое — ореховое

    _____

    Понед<ельник>:

    у мамы гаски, нос, мода

    _____

    розочка упала, розочка гадость

    Дверь кусается

    — будет (т. е. дуть на ушибленное место)

    Дай, паята, купаться!

    Среда

    Дождь пи сделал

    Кусака будет мыть ручку.

    Бежит курица. дрожит

    Ради Бога.

    _____

    Няне дано

    19р. 15коп. + 4 р. 60 коп.

    ____________________

    Шаровая молния 1 23 р. 75 к.

    ______________________________

    Не забыть:

    1. Купить Але матрас

    2. взять у А<лисы> Ф<едоровны> фотографии

    3. собрать всю посуду

    4. купить судки

    5. купить еще одну бельевую корзину, бумаги, стружек, веревок

    6. фотограф<ические> принадл<ежности>, замки

    Есть: 1 большая корз<ина>

    2 больших саквояжа

    1 средний

    1 порт-плэд

    1 мешок (зеленый)

    1 мал<енькая> корзиночка

    1 бельевая

    Дл<ина> корз<ины 97–98

    Дл<ина>> матр<раса>

    Здесь останется 1 больш<ая> корз<ина> с верхн<ими> вещами, платьями, книгами, карт<инами>, 1 ящик (к<отор>ый надо купить) с ненужн<ой> посудой, канд<елябрами>, висячей лампой

    __________

    со мной поедут:

    1) большой саквояж

    2) Алина высокая корзиночка

    3) маленькая корз<иночка>

    4) узел в синем одеяле с подушк<ами>

    5) зеленый мешок

    6) бельевая корзина с нужн<ой> посуд<ой>

    Аля 2-го июня 1914 г. (день С. и Л. А.)

    Пенье

    — «Мама-чка-чка» и т. д.

    — «Это замечательный реб<енок>. Когда она сегодня слушала…»

    «Меня»(поцелов<ать>)

    — «Татарин, бери Алю»

    Напудр<енное> лицо

    «Картинку посм<отрим>?

    _____

    — «Огонь».

    — «Да, огонь загорелся!»

    — «Котин дом. Загорелся котин дом.»

    (во время купания)

    Поцелуй ручку, другую ручку поцелуй; поцелуй Алю, хочу;

    поцелуй чувяку, поцелуй меня

    _____

    Бяка такая!

    _____

    Анд<рюша>: Луны нет

    Аля: Луна есть!

    _____

    Морда плачет.

    _____

    23-го июня утром

    Разглядывая портсигар — «Посмотри, мама,— море!»

    Глядя на ракушку

    — «Платьице, посмотри, красивое!»

    Фраза: «Гулять пойдем скоро,— пальто наденем?»

    Я кашляла.

    Теточек кашляет.

    Хлеб — красивый!

    Мозно одеть кольцо?

    Кусака, друг милый.

    25-го июня

    Кусака, милый друг, проситься надо!

    (На лисицу)

    Няня, пойди сюда, минутку!

    (за дверью)

    Сделай так!

    Море дома

    1 р. 25 к.

    15 к. спички

    16 марки

    8 к.

    10 к.

    5 к.

    _______

    1р. 79 к.

    3 р. 26

    45

    ________

    _______________________

    Ай, какие косточки!

    Ай, какой красивый камешек!

    На, камешки красивые

    _____

    Мама не хочет…

    — Чего мама не хочет?

    — Кутать камешки.

    — Горшок, иди сюда?

    — Обезьяна, до свидания. Обезьяна, ручку давай!

    _____

    Андрюша, забери гром!

    Андрюша, татар бери!

    _____

    Андрюшу поставили угол.

    _____

    страх грома

    _____

    Мама, на хлеб (спичка)

    Мама, осушай пи.

    «Хана!»

    — «Что такое за «ханя»

    _____

    4-го июля

    Марина!

    Кира, не пать, дорогая, вот так сиди!

    _____

    Кира без сапотьки, нету сапотьки.

    _____

    Мама, кушай карандаш!

    ______

    На Венеру: «Тетя! Тетенька! Поди сюда! На руки!»

    _____

    Марина, поди сюда!

    — «Мама, не пать!»

    (Я делаю вид, что плачу.)

    — Еще, пожалуйста,— потом!

    _____________________

    Модные груши танго.

    Скоро привезу шантеклер Вам.

    _____

    Два детства: фартуки <под строкой: платки> и боа.

    _____

    — «Марина, прицеси Альке волосы!»

    _____

    Ветер, иди сюда!

    Ветер гадкий, забери ветер.

    _____

    Мама, садись тимодан!

    _____

    5-го июля 1914 г.

    — «Больно!»

    — «Где?»

    — «Фантази!!»

    _____

    — «Мама, слушай!»*

    — «Что?»

    — «Музыку!»

    — «Где?»

    — «По дорожке ушла».

    6-го июля

    Кира, ножку побью! Больше не будешь! Кира, перетань!

    «Мама, почитай вот эту каранду!»

    _____

    (С Кирой)

    Вот это красивый носик!

    _____

    «Аля. что твоя улыбка одна стоит»

    _____

    Хана, поди сюда тоже! Я иду. Хана, бери корзинку!

    _____

    8-го июля в вагоне

    — «Ваня! По дорожке иди сюда!»

    8-го июля 1914 г. Каз<анская> Б<ожья> М<атерь>

    Когда я получил эти стихи, мне так хотелось написать Вам… ну хоть два слова, выжать из себя… две строчки, пусть бездарные… Но нет, ничего! И раньше — после Ваших писем! — сколько раз я думал написать Вам… НО пришлось быписать так много, много, много… А теперь после стихов нужно было только два слова. Но теперь я уже не могу писать…

    Эта рука выжимала 14 пудов. Ax, если бы сейчас хоть и1/2 п<уда>?.. Нет, не говорите! Все-таки хорошо чувств<овать> свое тело здоровым!

    _____

    <енный> ни у кого нет такого портрета.

    _____

    К<а>к глупо! Когда я узнал, что Вы приедете, я причесался. Кому это надо?? К<а>к глупо!

    _____

    Раньше, когда меня д<докто>ра приговаривали, давали мне жить 2 нед<ели> — я верил в выздоровление. А теперь — нет, не верю! Вот уже месяц!

    _____

    — «Можно поцеловать Вас?»

    — «Можно. (Я хочу в губы.) Заразитесь!»

    — «Ну, в лоб!»

    Целую в лоб и в губы.

    <Далее пять страниц не заполнены.>

    Март 1915 г.

    «На прощанье я тебе еще дам».

    — «Прошай, Сонечка!»

    _____

    — «Я говорю — А. С. Эфрон, а люди смеются».

    _____

    — «Ты — гадкая!»

    —- «Нет, я не гадкая,— я А. С. Эфрон».

    _____

    В первый раз войдя в церковь:

    — «Мама, это хорошая комната?»

    _____

    Хочешь быть мальчиком или девочкой?

    — «Хочу быть Алей».

    _____

    — «Я тебя супом поцеловала.

    Я чихнула борным вазелином».

    _____

    — « Мама!»

    С<ережа>: — «Что, Аля?»

    Аля: — «Ты не мама, ты — Лёва».

    _____

    12-го марта 1915 г.

    В гостях у Фефы:

    — «Аля, кто лучше всех здесь?»

    — «Я — и ты».

    _____

    — «Фефа, приходи к нам ночью, потому что все спят».

    Слова Толстого: «У нее глаза вдвое больше рта».

    Слова Туси: «Глаза, а к ним приделана девочка».

    10-го марта, понед<ельник> {В действительности вторник)

    — «Ты мне дала кусочек сыра — такой ма-аленький, а я его любила, он был такой приятный».

    _____

    15-го марта

    Папа, нельзя выгонять изо рта конфету.

    _____

    16-го <мapma> 1915 г.

    За супом:

    — «Гм… мерзость какая!»

    _____

    — «Я говорю глупости,— стихи».

    _____

    18-го марта 1915 г.

    _____

    19-го марта 1915г.

    — «Человек человека отбил».

    — «Мама, ты страшно милая мартыха».

    (Новая манера прятать морду в морду или шею и так застывать.)

    _____

    «У тебя есть подмышка и у папы есть подмышка и у меня есть подмышка,— и у людей,— у всех?»

    _____

    — «И ты — человек, и Лев человек, и я человек, а самовар — вещь, стена — вещь и т. д.»

    _____

    — «Марина. самов<ар> разговаривает — нет?»

    _____

    «Нарисуй такую себя: большую, сделай себя большую, громадную, и папу большого, и Сергея Яковл<евича> больш<ого>, и книгу папину сделай.»

    ______

    Нет, я спрашиваю этого. к<отор>ый в кресле сидит (Сережу)

    — «Папа. ты любишь себя на карточке?»

    _____

    К мартыхе:

    — «Не ешь Андрюшу (куклу), какой ты человек?»

    _____

    — «А люди какие,— они гадкие?»

    _____

    Хнычет.

    — «Я хнычу. Марина, я плачу то есть».

    _____

    21-го марта, Страст<ная> субб<ота>

    — «Я А. С. Эфрон и котик,— да, Марина?»

    _____

    «Папа сидит в кресле и смотрит на солиие».

    _____

    <ережа> (ласково): — »У тебя собачья морда».

    Аля: — «Нет, не собачья».

    С<ережа>: — «Какая же?»

    Аля: — «Моя!»

    _____

    Я делаю вид, что плачу и сквозь пальцы вижу:

    Аля яростно бьет себя по рукам и со слезами: «Я себя била! Я себя била!»

    _____

    — «Мама, ты от меня не уйдешь?

    — «Нет.»

    — «Папа, ты от меня не уйдешь?»

    — «Нет.»

    — «А я от тебя уйду,— нет?»

    23-го марта, 2-ой день Пасхи.

    Аля, раздраж<енная> на Сережу за то, что он пил чай без меня

    — «Это глупости! Свинья!»

    — «Аля, т<а>к нельзя говорить.»

    — «Я говорю — свинюшка!»

    — «И свинюшка — нельзя!»

    Аля, разъяренная:

    — «Я говорю — маленькая свинюшка. Няня, не смейся!!!»

    _____

    25-го марта 1915 г. среда.

    26-го марта 1915 г. четв<ерг>

    — «Я ругаю его ногами» (топая ногами наДжэка)

    — «Ляг, ляг, чудовище!»

    — «Когда я буду большая, у меня душа будет болеть, а пока души нет.»

    (На бегу, с только что вымытыми волосами)

    — «У меня волосы бегут, как вода.»

    _____

    27-го марта 1915 г., пятн<ица>, день С<ережи>ного отъезда.

    С<ереж>е, подымая его с постели:

    — «Ну, вставай, молодой человек, вставай!»

    — «Лев, не ешь маму, а то она фыркает, к<а>к кот». Мне — «Такая здоровая, взрослая, громадная, а вот папа тебя свалит с дивана, ты упадешь на ков<ер> и будешь плакать».

    — «Пра — милая, умная,— всех девчонкой зовет, и меня девчонкой, и тебя девчонкой, и папу девчонкой».

    _____

    Мы с Сережей гов<орим> об Алином хар<актере>

    С<ережа>: — «Но она вообще очень поддается ласк<овому> обращению.»

    Аля: — «Нет, не поддаюсь, я милая, хорошая девочка, у меня нет характера,— раньше болел, а теперь не болит.»

    _____

    Аля: — «Марина, я удивлена.»

    Я: — «Чем?»

    Аля: — «Тобою».

    ______

    — «Я тебе дам хлеба с маслом, когда твой животик поправится». (Аля одерг<ивает> платье.)

    — «Я уже поправила животик.»

    _____

    На прогулке (Земск<ий> Союз)

    — «Смотри, не забудь!»

    Я: — «Что «не забудь»?»

    Аля: — «Это не глупости, я хорошо говорю.»

    Я: — «Что же мне надо помнить?»

    Аля: — «Меня.»

    _____

    Через неск<олько> мин<ут>

    — «аМарина, ты меня не ругаешь?»

    — «Нет, я тебя очень люблю, ты мое солнышко.»

    Аля: — «Тебе не грустно?»

    — «Нет, ничего.»

    Аля: — «У тебя душа не болит?»

    — «Нет.»

    — «Уже прошло?»

    — «Что?»

    Аля: — «Душа.»

    28-го марта 1915 г., суббота, день С<ережи>ного отъезда.

    Я мою голову.

    Аля: — «Марина, что ты делаешь?»

    — «Аля, как ты думаешь, —что я делаю?»

    Аля: —- «Я думаю,— ты моешь волосы конские.»

    _____

    Аля вопит на Сережу:

    — «Лев, не трогай мамины вещи!»

    С<ережа> целует ее.

    Аля: — «Хорошо?»

    _____

    При встрече похорон

    — «Мама, это королева поехала?»

    _____

    7-го апр<еля>

    — «Муха, нельзя лезть,— я тебя нашлепаю!»

    Письмо к С<ереже>

    От меня для папы такое большое дерево,— я тебе словами сказала.

    Папа (дальше?) мама дерево напишет другое, а дальше другое мама напишет. Мама написала деревья. Значит, мама написала еше дерево.— Папа будет читать, так что невероятно.—

    Милый папа, мама написала дерево и еще напишет.

    Милый папа, ты меня любишь. Милый папа, пишу тебе письмо, я говорю про папу.

    — и так гуляла с ботиками, с калошами,— со мной утром гуляла.

    Милый Лев, я пойду одна и получу — знаешь что? — свои бусы, а папа скажет: «очень хорошие».

    — Мама написала еще дерево, и еще дерево, и еще дерево.

    Милый Лев, я подарила тебе бусы, а ты померил и мне надел. Лев давал мне хлеба с маслом, ая ничего не говорила,— ни спасибо, ничего.

    Папа, ты расскажи мне сказки. Я у Льва спрошу хлеба с маслом, а Лев скажет: хорошо. Я буду пить чай и дам тебе хлеба с маслом.

    Впечатление цирка: «студенты на тигре». Нюхание воздуха.

    _____

    11-го апр<еля> Зачем ты меня с собой не взяла?

    Это — глупости. Я тебя выброшу через форт<очку>.

    Город — это такое место, где много домов, улиц, где магазины, авт<омобили>, тра<мваи>.

    Что такое город.

    Аля: — «Город — это такое место, где шоколад в магазине и конфеты — много-много.»

    _____

    Аля (глядя, к<а>к я пишу)

    Это волк лает?

    Вот лошадка бежит — скоро-скоро.

    _____

    Милый Лев, я хочу тебе сказать утром хорошие стихи, я напишу тебе письмо.

    Я ломалась и плакала — нет, так птичка летела, и я не плакала.

    — такую рыженькую. Я шла в новом пальто с пуговицами.

    Я: Что ты хочешьЛьву сказать?

    Аля: Сейчас подумаю.

    Через неск<олько> времени

    — «Про кирпичики — я уже подумала.»

    _____

    Папа, купи мне шоколаду и конфет.

    Волк был еще и другой Лев и другой — и мама тоже была. Мы в Крым скоро поедем, сядем в вагон, увидим в окно воду, еще котов увидим, реков (реки) увидим. Много много будем видеть людей и потом слезем. Я посмотрю в окошко и тебе скажу:

    — «Марина, посмотри. Папа, до свидания. Целую»,— я так ему скажу.

    16-го апреля 1915 г.

    — «Аля,. где твоя прежняя няня?»

    — «Я ее растрепала,— вот так, так, так, и больше ее нету.»

    18-го апреля 1915 г.

    — «Марина, стул улыбается?»

    — «Нет, Алечка, стул не улыбается,— это не человек.»

    — «У него нет губ?»

    — «Нету.»

    — «А когда стул вырастет, он будет маленький и у него будут губы.»

    _____

    Залезая ко мне подмышку, предусмотрительно

    — «Здесь нет злой силы?»

    _____

    «Тихий вечер догорает», «Уж за горой дремучею», «Облаком волнистым» — особенно ясно и хорошо говорит первое и третье, в третьем последнюю строчку — почти шепотом, не подражая мне.

    Начинает петь уличный мотив шарманки.

    _____

    <Пропуск восьми строк (14 слов) неразборчивой детской абракадабры.>

    — Хорошо, а теперь ты говори так, чтобы ты сама понимала. Ведь ты не понимаешь, что говоришь?

    — Нет, не понимаю.

    — Что это — навулабикала?

    — Это глупости!

    _____

    <На странице желтое пятно, отмеченное знаком „х“ и внизу примечание: Жаркое пятно губами сделал пёс. АЦ.>

    Аля: Я с тобой подружилась.

    — «Мы с тобой встретимся,— да?»

    _____

    — «Сторож — это чел<овек>, он сторожит зверей и бросается только на людей»…

    _____

    — «Ты хорошая девочка?»

    _____

    4-го мая 1915 г.

    Наглобли виндарози

    Наглобли виндара

    _____

    <ение> в Зоолог<ическом> саду.

    — «Я посмотрела уже. Теперь довольно.»

    Пуговицы — песок — злоба на то, что обезьяна — не кошка.

    _____

    — «Мар<ина>, я замужем?»

    _____

    Письмо к Сереже 5-го мая 1915 г.

    — «Ты напиши ему — знаешь что? — голову ему напиши. Я была с мамой в Зоолог<ическом> саду и видела — знаешь, что видела? — цветы и — знаешь, что видела? — тебя! — я подумала уже. Я воды не видала, а песок видала и зверей видала, а звери одетые.

    Целую Вас крепко.

    Я похожа на муху.»

    ____

    Через 2 дня после новой няни

    (7-го мая)

    «Боженьку».

    _____

    8-го мая 1915 г., у Лили

    — «Марина, меня уже пообедали.»

    _____

    Письмо Али — 10-го мая 1915 г.

    У меня новая няня, и Лев у меня есть. Няня всегда мне строит домик. Я Богу молюсь,— как нужно Богу молиться? — Марина, у тебя есть Бог? Где твой Бог? — У меня игрушки есть вообще — знаешь какие? — вообще игрушки новые, никак перебрать их не умею. Мне их подарила мама.

    — знаешь какое? — новое пальто и шляпа тоже — с лентой красной,

    Папа, до свидания, целую Вас крепко, поедем кататься.— И больше ничего.

    17-го мая.

    — «Мы завтра пойдем гулять и свою Марину с собой возьмем.» (16-го)

    _____

    — «Паяц что-н<и>б<удь> хочет?»

    — «Нет, Алечка, он танцует!»

    Аля мрачно, про себя):

    — «Я знаю, что он хочет, он хочет на горшок.»

    19-го мая

    …Люстру подари мне в подвязке (чехле). Такой стул подари мне…

    — Еще что?

    — Книги всякие, я буду смотреть,— много-много!

    — И еще что?

    — Не знаю — (молчание) — очки!

    _____

    Я встала за записной книжкой и сижу в раздумии.

    — «Что это я»… (хотела запис<ать>)

    Аля — Очки!

    3 дня назад

    Ужас Али, ее царапание себя — меня за то, что она не могла выговорить какого-то слова.

    _____

    — «На чем же ты будешь спать — на кровати или на диване?»

    — «На диване.»

    — «Какой будет у тебя диван?»

    — «Такой же, к<а>к у тебя, и голова такая же.»

    _____

    Кокт<ебель> 26-го мая

    Господь — не знаю что, Царица Небесная, не знаю, что — могила, не знаю что — бесконечное бормотание и вдруг как из пушки: — «Бог!»

    Няня утешает Алю: — «Ты умница, ты хорошая!»

    Аля: — <Нет, я гадкая, не приучай меня, я яйца плевала.»

    Вчера, возвращаясь из аптеки:

    — «Ты меня на руки не бери, потому что я тяжелая, а когда я буду маленькая, я буду легкая, и ты меня возьмешь.»

    _____

    — «Аля. ты помнишь Льва?»

    — «Он вчера приходил?»

    — «Нет, не вчера, в Москве.»

    — Спасиба.

    _____

    <Далее три записи — на перевернутых листах.>

    4 р. 60 к.

    19 р. 15 к. 27-го мая

    1 p. 25к. (чувяки) 27-го июня

    _____

    25 р. 00 и 1 р. из денег, к<отор>ые я должна уплатить 27-го июля

    19 р. 15

    1 р. 25

    1 р. 49

    39

    _____

    26 р. 88 коп.

    — 24 р

    2р. 88 коп.

    40 40

    30 9

    _____

    12 3 р. 60

    <Далее четыре страницы не заполнены.>

    Вода

    2-го июня — 1 ведро

    — 1 ведро

    5-го июня — 1 ведро

    6-го июня — 1 ведро

    1

    1

    1

    1

    13-го июня — 1 ведро

    1

    1

    16-го июня — 1 ведро

    «Милый Лев, я тебя страшно люблю. Я живу в этой комнате спокойно. Утром встаю я и Мишка и Бобка и Лев, потом няня стирает, а я сплю. Потом раньше встала — поспала, поспала чуть-чуть и заснула. У Пра хорошо на балконе. Я хожу туда с Мариной. Я у Пра в комнате играю с злой силой, с петухом и с девочкой, и с звоночком играю. Скамеечка моя дорогая, я на ней сижу. Я надеваю платок, иду в лавку, в лавке я покупаю часы, платок себе, шоколад и конфеты. Я кушаю — знаешь что? — кашу и пью молоко, и шоколад, и морковь пью.

    А потом я иду гулять на море, собираю камни. Море синее, еще бывает белое, и светлое бывает, а волны белые.

    Мы с Мариной ходили на гору, сидели, а потом на горе мы кидали камни, в яму бросали. Я написала стихи, вот такие, с зелеными полосками и с белыми:

    Зеленые полоски.

    И Лев мой,

    Еще моя Марина.

    Целую Вас крепко.

    Вот и всё.»

    «Потому что человек был хороший, а другой был плохой. человек целовал другого, а другой не целовал,— потому я грустная.» (в ответ на вопрос: «почему ты такая грустная?»)

    _____

    «Солнце в луже валяется.»

    _____

    15-го июля, утром

    — Аля, что ты видала во сне?

    — Стихи!

    — Нет! Вспомни!

    (Молчание.)

    — Свои ноги видала.

    _____

    «Маленькую мясу съела». — «Ма-аленькая зелень, ма-аленькая гадость.»

    20-го июля 1915 г.

    — «И я была маленькая, как ты, как Андрюша.»

    — «Я не видала. Я у няни была, а ты была у С<офии Я<ковлевны>, ты росла, росла, выросла и ко мне пришла, а я дала тебе руку.»

    _____

    — «Закрою глаза и увижу во сне стихи.»

    — «Какие?»

    — «Белые.»

    _____

    — «Ты не будешь спать?»

    — «Нет, я буду играть. А смотреть картинки кто же будет?» —

    _____

    — «Я свои башмаки сюда положу, чтобы им не было холодно.»

    _____

    — «Кого ты любишь?»

    — «Льва своего, который над моей кроваткой.»

    — «Своего льва, еще Боженьку, и другую, и халат свой люблю, еще ангела, еще папу люблю, и твой халат.»

    — «А меня-то?»

    — «Да, и тебя. И себя люблю. И мешочек люблю.»

    _____

    — «Маленький котенок, теленок.»

    …«и кроватку люблю, и твою люблю, и свою люблю».

    — «Почему зайчик не целуется, к<отор>ый на стене?»

    _____

    — «Ты — мой большой ангел.»

    _____

    Почему небо не звенит? (Колокола.)

    Громко: Этот дядя похож на обезьяну.

    _____

    А кота в лавке продают? А бусы? А черешни? А бублики? А мал<енького> Боженьку? А мал<енького> дядю на брошке? А ангела? А мал<енькие> звезды?

    _____

    Случай в бане.

    _____

    <ятые> горы Ты немножечко зашумела, как дерево.

    На прогулке

    — «Колокола звонят!»

    — «Нет, не колокола,— это небо звенит.»

    _____

    — «Я маленькую злую силу видала,— она летела!»

    — «Какая она была?»

    — «На что она была похожа?»

    — «А на траву».

    _____

    31-го июля 1915 г.

    ___________________________

    <уста> 1915 г.

    Громко: Мальчик, к<отор>ый сидел — (тихо) похож на обезьяну, а я нет.

    _____

    3-го авг<уста> 1915 г., утром, гуляя

    — «Я распустила глаза, и земля стала зеленая,— ты видала?»

    Играя в песке, сама себе:

    — «Кош-мар, кош-мар!»

    — «Что ты говоришь?»

    — «Я говорю: кошмар!»

    — «А что это?»

    — «Это такой дядя, я у него была с мамой, вошла в комнату и его поцеловала.»

    — «Кого поцеловала?»

    — «А кошмара.»

    — «Какой он? Какие у него волосы?»

    — «Черные, а глаза голубые,— нет, тоже черные. Сокол.»

    — «Значит, это — Сокол?»

    — «Он, он!»

    _____

    — «Няня, скажи: пан-та-ло-ны!»

    — «Пал-та-ло-ны!»

    — «Нет, так не говорят, надо пан-та-ло-ны!»

    и т. д. и т. д.

    <уста> днем

    Про себя: «Фут-ляр. фут-ляр». Громко: — «Марина, я могу сказать фут-ляр!»

    _____

    3-го авг<уста> 1915 г., утром, играя с 4ехлетней девочкой — Верочкой.

    — «Девочка, нельзя трогать мой песок, а то я тебя убью!»

    Девочка, тихо и совершенно спокойно:

    — «Я сама тебя убью.»

    _____

    9-го авг<уста> после купания.

    — «Я не могу утопиться в корыте — я большая, а пальцы у меня маленькие, руки ма-аленькие и они могут утопиться.»

    _____

    — «А кострюлька не человек, она — животное.»

    — «Она не человек, но и не животное. Что же она?»

    — «Она ни-чего.»

    ___

    10-го авг<уста>

    — «Няня говорит неправильно, а мы с тобой — правильно.»

    _____

    (Я в лесу делала вид, что сплю)

    Я, после того, как сказала ей, что не спала:

    — «А ты что думала?»

    — «Я думала гадости про тебя.»

    — «Какие же?»

    — «Я думала,— это чучело лежит, а это — ты.»

    11-го авг<уста> вечером, в кровати.

    — больной и еще, что Андрей больной.

    _____

    (Гуляя днем, у кофейни)

    — «Вот солнце, оно далеко, его не достанешь. А ты достанешь? Нет?»

    — «Аля, а кто еще на небе?»

    — «Боженька.»

    — «Ты его еговидала?»

    — «Видала. Мы сидели в комнате и я посмотрела на небо и увидала Боженьку.»

    — « Какой же он был?»

    — «Голубой, в голубом платье и в голубой шляпе, А его звали хранитель. Я вспомнила. И он там молился.»

    _____

    Вечером, в постели: среди водоворота слов…

    — «И еще напиши папе, что я хорошо ела мед и хорошо пила молоко, и что ты хорошо пила чай и ела мед, и что ты хорошая и что я хорошая… и что мы гуляли и я тебе сказала про Боженьку…»

    _____

    Вечером, за чаем, про куклу: «И она была такая противная, с обидым (обиженным) лицом.»

    В постели. …«И шоколадку дашь? Только ты в Бубнах не покупай,— там ничего нету,— ты в лавке покупай, где мы с тобой были,— там и сыру купи.»

    _____

    — С неделю, как она меня зовет «мамонькой». Любимое слово сейчас «правильно».

    _____

    Среди страшных обоюдных нежностей, поцелуев, полной тишины от нежности

    — «А когда я вырасту, ты мне дашь копеечку на хлеб. Я положу ее в карман.»

    — «Ты мой ангеленок. Ты моя деточка! А ты скажи «Ох, ты мой родный!» Когда я буду говорить тебе «деточка», ты мне говори: «Ох, ты мой родный». А теперь <не дописано>

    — «Ты только не говори!»

    — «Ты моя деточка!»

    — «Ох, ты мой родный!»

    — «Подойди ко мне и похвали меня. Иди подойди и похвали меня!» —«Спой мне песню, про очи голубые, знаешь?» (Я пою про очи, потом «старый фрак», потом Стеньку Разина)

    — «Брови черные сошлися…»

    Аля, захлебываясь, ища слов:

    — «Мальчик был черный, и княжна тоже стала черная,— и куртка у него была черная, и панталоны… И дождь шел — это называется гроза.»

    — «И за борт ее бросает

    В набежавшую волну.»

    — «А потом злая сила подняла княжну и вытерла и пошла с девочкой гулять, а потом ее выгнала, сказала: ты больше не будешь и посадила ее в лодку.»

    Бесконечное прощание. Я иду писать.

    — «Ты меня любишь?»

    — «Я тебя страшно люблю.»

    — «И я тебя страшно люблю,— ты моя деточка. Можно еще один раз сказать «ты моя деточка»?

    — «Можно.»

    — «Ты моя деточка!»

    — «Ох, ты мой родный!»

    _____

    По дороге из Св<ятых> гор в Москву, у окна вагона:

    — «Дорога пахнет духами.»

    _____

    На станции «Серпухов».

    — «Это — не моя Москва.»

    <уста> Москва, за чаем:

    — «А у тебя в животе что-нибудь есть?»

    — «Да,— кофе и хлеб.»

    — «Зачем туда положила? Надо в голову.»

    _____

    (Слыша «Маруся отравилась» под шарманку)

    — «Вот королевы поют,—т. е. девушки».

    _____

    28-го aвг<уста> 1915 г.

    — «Ветер есть — ма-аленький, видишь — листочки дрожат. Ничего — пускай ветер нас поветрит, пускай тебя поветрит,. и меня поветрит.»

    29-го aвг<уста>.

    — «А у меня бабушка есть?»

    — «Нет, Алечка.»

    — «У меня бабушка была и прошла — и нет ее!»

    _____

    — «А меня мальчик провожал,— такой, в синем пальто. Ходил-ходил, сам не знает что, няня говорит „нельзя“, а он идет. Потом няня его взяла.»

    _____

    И горошек у вас есть

    потертый

    руками,

    Детки трогали и ели

    песок вместе с камушками,

    И большие трогали, и

    — Большие не трогали,

    а маленькие трогали.

    _____

    (Чтение вслух 31-го авг<уста>)

    30-го авг<уста> С<ережа> не хочет ехать со мной на кладбище:

    — «Мама, возьми его за руку и положи в трамвай, и дверь закрой на крючек, чтобы не убежал.»

    С<ережа>: «Это — отвратительный поступок.

    — «Нет! Это у меня пастух!» [несколько раз)

    _____

    <уста> у входной двери

    Чужая дама звонит.

    — «Нельзя трогать — это моя дверь!»

    Дама стучит.

    — «Нельзя стучать, только мама может стучать.»

    _____

    — «Вот дама плачет, оттого, что у нее нет куколки, т. е. девочки. А ты не плачешь, у тебя есть, вот она сидит.»

    _____

    — «Дама плачет: кто у нее пропал?»

    _____

    Указывая на Кусаку:

    — «Вот кот, он живой был, мурлыкал, лизался, был милый, а потом помер и души у него больше нету,— одна кость! — когда я вырасту большая, я куплю ему душу, и ты вложишь — вденешь — и он к нам придет и ляжет с нами.»

    <ября>)

    _____

    Одна из ежечасных сцен:

    С<ережа>: — «Мариночка, не давайте ей по утрам яиц,— вполне достаточно каши и какао.»

    Аля, яростно: «Надо есть яйца! Я всё равно буду есть яйца! Я всегда буду есть яйца, всё время! Нельзя маме говорить глупостей.»

    _____

    Причем — яйца ненавидит. Страшный дух зашиты и ласковость по отношению меня:

    — «Драгоценный кот мой! Дорогой, интересный мой котик. Моя умная Марина, моя хорошая, дорогая Марина!»

    (5-го сент<ября> ей исполнилось 3 г.)

    ______

    12-го сент <ября > 1915 г.

    — «Мама, не уходи! Я тебя умоляю! Я же тебя умоляю!»

    _____

    — старика, похож<его> на Пра, качающего на ноге мальчика. Игрушка приходит в движение от нажима.

    — «Уже, мама. А теперь дай мне мою книгу.»

    _____

    Другая игрушка — того же устройства — мальчик и зайчики.

    — «Я попробовала. Больше ничего не будет?»

    — «Почему тебе эти игрушки не нравятся?»

    — «Да мне нравятся,— немножко нравятся.»

    _____

    Я спрятала игрушку.

    — «Ты ее больше не хочешь?»

    Аля, радостно: — «Не хо-чу!»

    _____

    Она сейчас спит со мной, в одной кровати. Утром Наташа ее одевает: «Вставай, Алечка,там в детскую сейчас солнышко придет.»

    — «А я солнцу скажу: „Уходи, нельзя на меня смотреть!“»

    _____

    17-го сент<ября>, ночью

    — «Я теперь выросла, и меня зовут „барышня“, а тебя — Марина.»

    _____

    18-го сент<ября> день ее имянин, вечером, у меня в комнате — на диване

    — «А вот, мамонька, мы жили саду, и там был Мавел.»

    — «Кто? Мавел? Кто это: зверь, человек?»

    — «Нет. — Мавел.»

    (Губы у нее уже дрожат)

    С<ережа>; «Она, наверное, хочет сказать „Мальва“. Это — собака, да, Аля?»

    Истерически:

    — «Нет. это — Мавел.»

    После неск<ольких> минут сосредоточенности, радостно: — «Павел!»

    _____

    Бубны

    21 коп.

    _____

    20-го сент<ября> 1915 г.

    «Когда свет потушили, детская — чужая комната, а когда свет зажгли — опять детская.»

    _____

    — «Ты еще кисель будешь есть?»

    — «Да, папа позволил. Он сказал: „можно, можно“, ему надо было читать.»

    _____

    — «Стой, электричество, а то мы тебя сию минуту погасим и разобьем.»

    24-го ceнт<ябpя> 1915 г.

    _____

    — «Я скажу „папа“, а ты скажи „лапа“!»

    <ября>)

    — «У тебя будет синее шелковое платье и шляпа с пером».

    — «А потом ты выйдешь замуж.»

    — «А потом мы поедем.»

    — «Куда поедете?»

    — «К Боженьке!»

    _____

    26-го сент<ября> 1915 г.— день С<ережи>ного 22хлетия и моего 23хлетия

    — «Не надо терять пепел и огонь!» (По поводу искорки, упавшей с папиросы на волка.)

    _____

    2-го окт<ябpя> 1915 г.

    «Мама, знаешь, что мне хочется с тобой сделать? -С тобой поцеловаться.»

    _____

    <ября > веч<ером > перед сном

    «Ты ляжешь и я тебя страшно обниму и страшно поцелую.»

    _____

    «Мне тебе хочется лицо полизать.»

    _____

    На улице — 3-го окт<ября> 1915 г.

    Едет офицер на велосипеде.

    — «Посмотри, какой офицер хороший! Только ты его не бери с собой!»

    — « Почему?»

    — «А то он скажет: я Вас люблю!»

    _____

    После каши и стояния в углу.

    Я: «Вот видишь, Аля, теперь ты сразу проглотила. Почему же ты тогда не глотала?»

    — «Я думала — я ем злую силу!»

    _____

    13-го окт<ября>

    Андр<юша>: Марина мне отдаст твое платье, а ты обидишься и будешь плакать, а я тебя поставлю в угол.

    Аля: А я возьму тебя на руки и хлопну — на базар. Там есть колодец большой, и я тебя ногой протопчу.

    _____

    Раньше, утром.

    «Я страшно хочу тебя поцеловать!»

    Андр<юша> уже у меня на коленях

    — «А я Вас целую.»

    Битва поцелуев.

    Аля: «Это моя мама! Иди к своей маме, она по тебе соскучила!» — «Что это такое, что это такое?» — «Я не люблю Андрюшу!»

    _____

    — «Довольно мириться.»

    _____

    — «Я была в церкви с няней. Видала там боги, покойники, могилы, ангелы. Боги ходили друг к другу в гости и пили чай с сахаром.»

    20-го oкт<ябpя> 1915 г.

    _____

    — «Я тебя всегда буду звать „Император“!»

    — «Ах, ты моя лоскутья!»

    — «Ах, ты моя лохмотья!»

    — «Тварь моя! Тварюшечка!»

    — «Дорогая моя дрянь, Марина!»

    _____

    23-го октя<бря> 1915 г.

    «Tochteralbum» {«Дочерний альбом» (нем.)}1870 г

    — «Эта книга — старинная?»

    _____

    29-го окт<я6pя> 1915 г., перед сном.

    Я тебя буду любить целую ночь.

    31-го окт<ября> 1915 г., я уезжаю в театр.

    _____

    Твоей души милость я люблю.

    _____

    (Глядя на карт<ину> Врубеля)

    «Вот Боженька валяется на полу как собака.»

    _____

    «История очень понравилась им, и они толкнули свою мать, плакали, смеялись»…

    _____

    Я: «А если ты меня задушить, как ты думаешь, что со мной случится?»

    Аля: «Я думаю — ты издохнешь.»

    _____

    Играя одна в кубики

    — «А это будет сад. а здесь будет фонарь — царский фонарь, а это будет еще фонарь — равнодушный.»

    Разные господа

    _____

    Цыганку молодую

    _____

    О дегте

    Я не боюсь дегтя, ведь это не может быть с бородой.

    Я тебя слишком люблю.

    _____

    Коля, я Вас люблю за то, что у Вас голубые панталоны.

    _____

    Я люблю Колю за то, что у него такие маленькие губы.

    _____

    (Борису: )

    <Внизу страницы перевернутая запись: >

    т уманен

    нежданен

    ранен

    Милый Игорь Северянин

    _____

    — «У меня новая бабушка!»

    — «Где она?»

    — «А вот здесь, в шкафу У меня была др<угая> бабушка и умерла.»

    — «А эта не умрет?»

    — «Не-ет!»

    — «Почему же?»

    — «Ведь она моя!»

    _____

    Две дочки: Надя и Церера.

    <Чужим почерком: >

    6-ая Рождеств<енская>

    д. 9 кв. 9

    тел. 267-29

    Захаревич

    29-го ноября утро

    — «У меня два мужа,— Володя и Федя.»

    — «Что же Володя сказал, когда ты обвенчалась с Федей?»

    — «Я ему сказала: если ты пойдешь в церковь, там тебе монахи зададут, и свечи загорятся и ты сгоришь.»

    _____

    — «Ну, а если ты Володю разлюбишь и полюбишь какого-н<и>-б<удь> Петю?»

    — «Я Петю тоже разлюблю и возьму кого-н<и>б<удь>другого.»

    _____

    «Вот я выйду замуж. Мол<одой> человек скажет: „Не уходи, Аля.“ А я скажу: — „Не уйду.“ Он мне кольцо подарит и вуаль и мы поедем венчаться в церковь. Там будут гореть свечи, там будут фонарики, певчие. Они будут петь: — „Господи помилуй“ (дважды) — так. И потом мол<одой> чел<овек> пойдет домой, а я к тебе поеду, на лошади, верхом,— к тебе в комнату. А офицер уедет. Ая тебе всё расскажу, как было.»

    _____

    «Мы поедем на вокзал,— да, приедем. Приехали. Мы сядем в поезд. Я его толкну к стенке значит, у него голова разобьется вся, у него рот разоб<ьется>, нос, я его стукнула руками, у него руки разобьются, у него живота не будет, я ему глаза стукну, брови, и он будет разбитый.— И ноги, и плечи, и волосы, и шею. Разорву ему рубашку.— И с тобой мы уедем.— Я его сначала превращу в мышь, а потом раздавлю и брошу в колодец, вот.»

    — «А жалко тебе его не будет?»

    — «Нет. Мы с тобой поедем вместе.»

    — «А потом я превращу его в свинью и в другую свинью превр<ащу> — в синюю и в красную и в белую.»

    — А когда спр<осят> где в<аш> муж?

    — «Я скажу: я его превратила в свинью.»

    _____

    5-го<дeкaбpя> 1915 г.

    — «Старость из нее вышла?»

    О Миронове

    — «Он хочет, чтобы его застрелили? Чтобы его не было?» —

    _____

    8-го <декабря> 1915 г.

    — «А когда я состарюсь, ты меня будешь любить?»

    — «Нет, я тебя буду жалеть»

    _____

    — «А когда я войду к тебе в комнату, что ты сделаешь?»

    — «Я тебя прогоню… А потом я опять буду маленькая, а ты молодая, а потом я опять вырасту» (смеясь)

    _____

    21-го дек

    — «Марина, что ж ты трясешь головой, когда ты умеешь разговаривать?»

    19-го янв<аря> <1916 г.>, после моего приезда из Петербурга.

    — «Когда будет лето, мы с тобой будем ходить голые и собирать цветы.»

    Глядя на дым:

    — «Смотри! Смотри, как он подымается! Он не боится, потому что ничего не чувствует. А мы с тобой чувствуем.

    »

    _____

    (Два дня — сияние, смех, ласковость.

    Изменение характера: юмор и тонкое его понимание, смех над словесными ошибками.)

    Вчера С<ережа> искушал ее:

    — «Аля, хочешь, мама опять уедет в П<етербург>, а я с тобой останусь, подарю тебе конфет, игрушек, лошадку…»

    — «Довольно!!! У меня уже есть лошадка!»

    _____

    23-го янв<аря> 1916 г.

    Разглядываю иллюстрации к «Вию» (Хома Брут, панночка, нечистые силы)

    — «Вот барышня просит у кухарки жареных обезьян.»

    (аналой — плита)

    _____

    — «Я люблю тебя крепко, а ты меня сильно.»

    _____

    (Продолжение разговора.)

    — «А мы не утопились в колодце?» — «Нет.»

    — «А то бы к нам пришли разные неприятные вещи,— а мы должны любить только хорошие вещи!»

    _____

    — «Вот женщина, вот дерево — всё, к<а>к следует, и мать умерла в постели.»

    _____

    — «Вот я видала мальчика, он сидел в колясочке, смеялся и говорил: — „А-ах!, а-ах!“»

    — «И ничего больше?»

    — « <Реплика не вписана.>

    _____

    — «Странный мальчик! Откуда ты его взяла?»

    — «Я его не взяла, он чужой.»

    — «А ты бы хотела, чтобы он был твой? Не хочешь ли купить его?»

    — «Нет, лучше — продать!»

    _____

    — «Я тебя так люблю — и вдруг мне делать тебе неприятное!»

    _____

    Наверху, у С<ережи >

    — «Марина, поди-ка сюда, что я тебе скажу на ушко.» Я становлюсь на колени. Аля — гром<ким> шеп<отом>:

    — «Когда я вырасту большая, я подарю тебе красные башмаки и голубые туфельки.»

    — «А Асе что?»

    — «Асе — шкаф, такой большой-большой, мы с тобой его вместе понесем.»

    — «А что ты подаришь Борису?з

    — « Подушку — такую большую, легкую, и одеяло — красное, с птицами и цветами.»

    — «А Осипу Эмильевичу?»

    — «Ему — сундук, там будет большой Пушкин и маленький Пушкин, и еще доктор». (Goethe)

    — «А папе, Алечка?»

    — «Я ему, когда вырасту, куплю новые пуговицы и пришью.»

    — «Ну, Аля, а мне что?»

    — «Тебе я подарю брошку — коралловую — с Государыней и там еще будет жить барыня. И барышню подарю живую, она будет есть снег и умрет. Моя уже умерла.»

    _____

    В начале февраля

    Мы с Алей на волке, играет граммофон.

    — «Алечка, скажи мне, надо любить одного или можно любить многих?»

    — «Нет, надо любить многих.»

    — «Ну, а если кто-н<и>б<удь> за это рассердится?»

    — «Тогда я скажу (взволнованно, низким голосом) «Нельзя на маму сердиться,— разве можно на маму сердиться!»

    Вяльцева поет «Вспомни! Вспомни!»

    Аля: — «Почему она так грустно поет?» — «Она любила человека, а он ее бросил». Аля: «Он вернется к ней? Он скоро вернется? Скажи, чтобы он вернулся.»

    Долго думает, страшно взволнованная.

    — «Ну, если он к ней не вернется,—так я ее буду любить.»

    И весь вечер вздыхает — «Мне жалко цыганку», чуть ли не плача.

    ______

    Стихи. Уже не летние, почти все слова осмыслены, для размера иногда повторяет слог, причем сама смеется. Среди другого — слел<ующие> строчки:

    — «Что это за сердце?

    — сердце.

    Умерла мама,—

    Вот ее сердце.»

    _____

    5-го февр<аля>

    Осипу Эмильевичу: — «Зачем ты уезжаешь с мамой?»

    — «А ты проводи его в переднюю — просто к двери — и уже (вот и всё)».

    _____

    6-го февр<аля>

    «Я хотела тебя от любви — укусить.»

    _____

    Сердце лежало от больной мамы, подушки лежали на полу, один мальчик бегал-бегал и ушиб себе нос, спички лежали чьи-то, картинки стояли около окон, окна свистели, как трубы, тигры шли-пели, как мальчик.

    на небе,— очень темно. Лежали на диване — две девочки одни — большие очень стали — и говорят они. А говорят они про карточку одну.

    Цветочки росли на чернильнице с водой, подушка лежала, как в острых ушах, уши те острые были. Церкви на воздухе встали, окно стало очень пушистое; церкви звонили, как он не мог услыхать.

    Идет большая Соня в церковь молиться Богу. А церкви на воздухе стали. Тигр большой пришел — полосатый сюда. Будто бы окошко лежало на стене моей. Пришел охотник — нашу девочку плохую застрелить. Девочка очень мала стала, и плакала.

    Охотники стояли всё время. Мачеха злая встала под коврик и коврик зашатался. Козел бежит н<ет>мочи, к мачехе своей злой. Доктор лежал очень больной, и болела у него голова. Доктор выздоровел уже. Думает мачеха: съел меня кто-н<и>б<удь> и оттого меня нету; как блюдечко очистнулась, стала чистая она.»

    _____

    «Материя, это — материал.»

    _____

    (конец февраля)

    — «Миронов, почему ты так красиво ходишь?»

    — «Я люблю Миронова за то, что он так хорошо одет.»

    Сама его целует, прижимается к нему. Он целует ей руку, почтителен.

    <андельштаму>. Отнимает у меня его руку, обращает мое внимание на Миронова, когда он трогает круглую лису,— плачет навзрыд. Предлог: «Он у нее уши ломает!»

    _____

    Вчера, Сереже (2-го марта):

    — «Не играй на балалайке, мне хочется плакать».

    Раньше, в конце февраля:

    — «Мне было грустно в детской и грустно в столовой и будет грустно в передней.» — «Когда я не хочу гулять, когда дотрагиваюсь пальцем до печки и когда кусаю какую-н<и>б<удь> невкусную вещь,— игрушку.»

    _____

    — «Почему ты не любила О<сипа> Э<мильевича>?»

    — «Мне не хотелось его любить.»

    — «Волк, как трава, я утонула в волке.»

    — «Я так тебя люблю, что хочется плакать.»

    — «Стукни меня от любви и потом скажи „прости“.»

    Исполняю — она целует мне руку.

    Неистовая и ревнивая любовь ко мне. С<срежа> говорит:

    —«Иди ко мне», она бросается мне на колени, 0<сип> Э<мильевич> просит — «дай руку», она мгновенно подает мне обе.

    Мне: — «Я больше всего люблю женщину.» (На вопрос: кого ты больше всего любишь из мужчин?)

    — «Ты уйди к лестнице, а я войду к тебе в комнату и подарю тебе такой чудный подарок. Ты войдешь и увидишь.» Подарков никогда не берет обратно. Жажда путешествий:

    — «Мы с тобой поедем на вокзал! Мы с тобой когда-нибудь поедем к морю! Ты хотела бы жить здесь?» (Указывая на какую-н<и>-б<удь> картинку).

    Грусть от музыки и поиски объекта: «Мне жалко цыганку. Мне жалко Пра.» —«Мы когда-н<и>б<удь> пойдем с тобой гулять ночью и поглядим, как выглядит город.»

    <Далее на двух пропущенных страница более ранние записи: >

    Долги

    Борис въехал 5-го

    <ату> и ужины — 50

    взял у меня — 5

    взял у меня — 12

    билет — 2 р. 25 к.

    _________________________

    по 5-е янв<аря> за комн<ату> и ужины — 50

    билет — 2 р. 25

    _____

    — «Хорошенькая —

    темнота?

    — красивая?»

    блузки цветные

    голубая креповая

    желтая

    оранжевая

    <овая>

    желтая шелк<овая>

    синяя шелк<овая>

    голубая с разводами

    лиловая шелковая

    <атая> изАнг<лии>

    белые

    Сонина широкая

    Сонина полосатая маленьк<ая>

    Сонина белая (подар.)

    Сонина с цветочками

    <ым> вор<отником>

    Белая с оранж<евым> вор<отником>

    Белая крэповая (шелк.)

    Белая из летн<его> платья

    <Далее следуют записи с обратного конца записной книжки.>

    <етный> ряд

    Б. Спасский

    д. 20, кв. 11

    _____

    68 + 60 р. еда = 128р.

    25 + 12 + 10 + 4 +12 + 5 = 68 р. без стола

    —40 коп.

    Жаркое — 60 коп.

    Сало и масло — 20 коп.

    Овощи, припр<ава> — 20 коп.

    1 р. 40 + 30 = 1 р. 70 + 30 = 51 р. 00

    _____

    Асе — 4 р. поезд

    4 р.

    3 р.

    _____

    Алиных воротничков — 6

    Простынь — 6

    Летних рубашек — 7

    — 6 (с голубой)

    Панталон — 6 п<ар> (с бумаз<ейными>)

    Бумазейных платьиц — 6

    Кофточек — 3

    Чулок — 9 тепл<ых>, 4 летних

    — 3 п<ары>

    Лифчиков — 2

    Фартукочков — 3

    Няниных фартуков —5 белых, 2 пестрых

    Алиных башмак — 2 п<ары>

    — 4п<ары>

    Наволочек — 2 п<ары>

    ——

    7 белых

    1 голубое

    1 Пра

    2 красных

    1 с голуб<ими> крап<инками>

    1 мал<енькое> голуб<ое>

    _____

    45

    12

    1

    ——

    <ых> — 7

    Летних —

    Простынь — 8

    Наволочек — 8 (2 мал<еньких>)

    Панталон — 7

    — 3

    Рубашек т<еплых>— 6

    Летних — 7

    Фартуков — 3

    Чулок — 9 т<еплых> 7 л<етних>

    — 6 п<ар>

    Лифчиков — 2

    Башмаков — 2 п<ары>

    Чувяк — 2 п<ары>

    Пеленок — 4

    <еток> — 4

    Нян<иных> фарт<уков> — 1 б<елый> 2 п<естрых>

    Воротн<ичков> — 6

    Одеял — 4

    Полотенец — 6 свет<иых>

    — 5р.

    3 р. дала Асе

    3 р. 80

    3 р. 35

    1 р. 10

    _____

    1р. 40 + 30 = 42 р. 00

    Сшить еще

    3 платья

    6 кофточек

    4 платьица Але

    3 лифчика Але

    переделать мне лифчики

    4 рубашки верх<них>С<ереже

    <ереже>

    _____

    Асе дано

    Ася отдала 6 р.

    Должна мне

    + 50 за извозч<ика>

    <иал> Бабаджану.

    ___________________

    Белое платьице — 50

    4 бумаз<ейных> — 2 р.

    Серое — 1 р.

    — 2 р.

    Турецкое — 2 р.

    Юбка бел<ая> — 60 к.

    10 р. 10

    — 5 р.

    <ихе> — 5 р. 10 к.

    ___________________

    Долг портнихе — 2 р. 50

    В магазин — 3 р. 50

    __________________

    <амских> рубашек — 6

    Чулок — 9

    Подвязок — 9

    Лифчиков — 3

    М<ужских> рубашек — 4

    — 6

    Носок — 8

    Простынь — 11

    Наволочек — 9

    Полотенец — 11

    <ых>од<еял> — 3

    _____

    Ася должна мне 13 р. 30

    (д<окто>ри еще 1 р. 10) -+ 3 р. 10

    16 р. 40 коп.

    + 1 р. 50 + 50 =18 р. 40 к.

    _____

    23 00

    1 00 Асе

    1 50 М. М.

    _____

    25 50

    25 кв.

    12 ф<отографии?>

    <уга>

    30 р.

    77-

    Получено из Банка

    534 р. 30 коп.

    (24-го мая 1914 г.)

    Але пуговицы — 32 к.

    — 3 р.

    замки — 70 к.

    кольца для ключей — 20 к.

    бельевая корз<ина> — 1 р. 10 к.

    извозчик — 30 к.

    — 1 р. 55 к.

    съестное — 1 р.

    Редлихам (до 1-го) — 19р.

    ___________________

    27 р. 17

    — фотограф<ические> принадл<ежности>

    калоши

    штопальн<ых> ниток (крэм и желтых)

    марок и откр<ыток>

    веревок

    материю

    разменять 100 р.

    картонку для шляпы

    желтые шнурки

    <ета>

    ______________________________________

    NB! Не забыть ведер, аппаратов, треножника, зонтика

    NB! Купить Але 2 матросские шапочки, Асе подарок

    С собой:

    3) Алина корзинка

    4) Нянина корз<ина>

    5) ванна

    6) корыто

    <ина>для посуды

    8) ведра

    9) корз<инка> с котом

    10) Алина кроватка

    11) шарманка

    13) картонки

    к А<лександре> М<ихайловне>

    1) большая корз<ина>

    2) коляска

    >

    4) бельевая корз<ина> с посудой

    _____

    Аля, 29-го мая !914г., четв<ерг>

    в 6 ч., за кашей:

    Мама госётек пи сделала

    Мама — бяка

    _____

    — Аля, ты любить маму?

    — Любишь.

    — Нет, люблю.

    — Люблю.

    — Кого ты любишь?

    — Корову!

    — А меня любишь?

    — Люблю маму.

    — А папу любишь?

    — Люблю.

    —А Асю любишь?

    — Люблю.

    — А помнишь Асю?

    — Помню!

    — А какая Ася?

    — Синяя!

    _____

    Мама, паситься надо!

    _____

    30-го мая 1914 г.

    — «Аля, скажи Николай. Ни!»

    — «Ни»

    — «Ко»

    —- «Ко»

    — «Лай»

    — «Ау!»

    _____

    NB! Запис<ать> адр<ес> порт<нихи>

    Мерить и заплатить

    Вещи к А<лександре> М<ихайловне>

    1) больш<ая> корзина

    <ины>

    3) ящик с фотографическими принадлежностями>

    4) швейная машинка

    5) Алина коляска

    6) большая рама, картины

    _____

    Купить: Асе подарок

    рисовой пудры

    свечей

    С<ереже> зеркало

    лампу обезьяну

    аппараты книги

    зонтик блокноты

    треножник, Геркул

    С собой

    1) чемодан

    2) чемодан

    3) Алина корз<инка>

    <ина> с посудой

    5) маленькая корз<инка>

    6) кошачья

    7) шарманка

    8) треножник, зонтик

    10) ванна

    11) кроватка

    12) корыто

    13) узел с одеялами

    <ина>

    15) 3 стола

    16) 3 кровати

    17) ведра

    18) жестянку от керос<ина>

    20) Алин стульчик

    21) 2 табурета

    22) самовар Пра

    <На перевернутой странице, на свободном месте от списков 1914 г.— хронологически последняя запись этой книжки: >

    — «А если бы ночь была милая,— звездная?»

    _____

    — «Где ты чувствуешь грусть?»

    — «В сердце!» (показывает)

    — «Только два друга,— ты и Соня.»

    _____

    — «Ты со мной и одна.»

    _____

    <Продолжение записей 1914 г.>

    Ася должна — 18р. 40 к.

    92 к.

    3 р. (извоз<чик>)

    1 р. (виш<ни?>)

    92 р.

    115 р. 32

    — 50

    12-го мая 1914 г. 1l4 p. 32

    1 р. 25

    — 5р.

    16-го мая 111р. 07

    — 106 р. 50

    5 р.

    5р.

    1 р. 20

    кофе (банка)

    пёсика нету и т. д.

    Макс! Боюсь!

    Боюсь! Дерево! (ветер)

    Мама, пиши, паята.

    Перо упало.

    Гори! Гори! Мама, кушай!

    Палиська.

    _____

    Духи, кольца, картинки, пенье,

    Мама, тут идем.

    Не хочу!

    _____

    11-го июня 1914 г.

    74 + 32 + 12 + 6 + 10 + 8 = 1 р. 42 к.

    2 р. 43 — 1 р. 42 = 1 р. 01 к.

    <Далее на свободном месте коктебельские записи лета 1915 г.>

    есть 1 Сереже

    — темный

    истрачено на кофе — 5.50

    5.50

    3 больших, 1 средний, 5.50

    2 р. 50

    1 маленький 1 р. 50

    куплю еще один

    средний (3 р.) и один большой.

    у Сережи — со звездами

    у меня — со звездами

    у Сони — со звездами

    для Али — маленький квадратный

    Асе — один средний

    Адел<аиде> Каз<имировне> — один средний

    _____

    1 маленький.

    Обменяю 2 — со звездами Соне и мне,

    куплю 1 средний и еще 1 маленький.

    Куплю 1 за 6 р. со звездами,

    Со звездами:

    у С<ережи> — 1

    у Сони — 1

    у меня — 1

    средний — Асе

    маленький — Але.

    Сегодня

    марганц<евый> к<алий

    <ийские> булавки

    вз

    _____

    Няне дано

    19 р. 15 коп.

    4 р. 60 коп.

    1 р. 49 коп.

    — 24 р.

    1 р. 24 коп. из денег за июль

    (27-го ей получать)

    _____

    Обеды у Е. П. с 2-го июня

    — 16-го и 17-го — Сереже

    1) Отдать Е. П. 1 p. 20 к.

    2) Взять у Пра векселя

    10 р. 00

    — 7 р. 25

    3) Взять у Майи тетрадь

    _____

    ВЕЩИ

    В багаж:

    2 б<ольших> корзины

    серый чемодан

    ванна

    кроватка

    Алина корзинка

    3 ведра

    С СОБОЙ

    2. Кусачья корз<инка>

    3. рыжий чемодан

    4. ящик с фот<оаппаратом>

    6. зеленый мешок

    8. картонка

    всех 18 вещей

    Не забыть бутылку с молоком, улож<ить> мелочи,

    взять у П<етра> Н<иколаевича> вещи

    _____

    <На обороте заднего шмуцтитула и обороте заднего форзаца — записи, вероятно, августа 1913 г.>

    Слесарь

    Ремни

    Банк<овские> бумаги

    Улож<ить> блюдо, подсв<ечники>

    Взять нянин паспорт

    <ить> кост<юм> Ж<анны>Д’Арк

    достать портрет Сережи

    Улож<ить> верблюда

    Милые мне письма

    в несгораемый,

    Купить; ремни, затворы, треножник,

    Але шляпу

    Уложить: кострюли, зеленую скатерть,

    кост<юм> Жанны Д’Арк

    Покрыть Сережин стол линолеумом

    Отдать жилице ключ от двери, от

    несгор<аемого>, оставить адр<ес>

    Надеть всюду замки

    <Рукой С. Я. Эфрона — первые строки микроскопической мелкописью, последние — буквами обычной величины: >

    Уж я не верю увереньям,

    Уж я не верую в любовь,

    И не могу предаться вновь

    Раз изменившим сновиденьям

    Не заводи о прошлом слова

    О друг заботливый больнова

    В его дремоте не тревожь.

    Милая дорогая

    — я Ваш <рисунок головы льва>

    преданный

    Прощайте

    Прощайте Прощайте

    Раздел сайта: