ЗАПИСНАЯ КНИЖКА
2
1914—1916
{Факсимиле страницы записной книжки 2}
Записать отношение в Ф<еодосии> к нашим костюм Толчек.
_____
Дети — и их отношение к клоунам.
_____
Поцелуй белых наезд<ниц>.
_____
Были мы — помни об этом
…
Я — твоим первым поэтом,
Ты — моим лучшим стихом.
1-го мая 1914 г.
БЕЛЫЙ АНГЕЛ
Маленький лорд — подруга — апельсин
похищение цыгана — канат<ный> плясун —
белый ангел — пробуждение в замке —
апельсин у изголовья — большой добрый
апельсин — смерть
_____
Шелковые шлейфы по ступеням. Маскарад. Горбун и женщина — Возмущение ее — Горбун бросается к ее ногам — 2?ая встреча, IV Бог, возмутившись непокор<ностью> женщины хочет сделать ее горбуньей.
Жертва горбуна. Жест герцогини.
_____
_____
I Казаки
Поезда
_____
V Золотой город
_____
II Засов
Шаровая молния
лайковые перчатки
почта
_____
Папироса… гудит
Загорелся Куса<ка>
____________
Кот… на небо
I. Аля едет
Благодарн<ость> Фридомину
_____
«Какая ручка миляля»
Воскресение.
Мороженое — ореховое
_____
Понед<ельник>:
у мамы гаски, нос, мода
_____
розочка упала, розочка гадость
Дверь кусается
— будет (т. е. дуть на ушибленное место)
Дай, паята, купаться!
Среда
Дождь пи сделал
Кусака будет мыть ручку.
Бежит курица. дрожит
Ради Бога.
_____
Няне дано
19р. 15коп. + 4 р. 60 коп.
____________________
Шаровая молния 1 23 р. 75 к.
______________________________
Не забыть:
1. Купить Але матрас
2. взять у А<лисы> Ф<едоровны> фотографии
3. собрать всю посуду
4. купить судки
5. купить еще одну бельевую корзину, бумаги, стружек, веревок
6. фотограф<ические> принадл<ежности>, замки
Есть: 1 большая корз<ина>
2 больших саквояжа
1 средний
1 порт-плэд
1 мешок (зеленый)
1 мал<енькая> корзиночка
1 бельевая
Дл<ина> корз<ины 97–98
Дл<ина>> матр<раса>
Здесь останется 1 больш<ая> корз<ина> с верхн<ими> вещами, платьями, книгами, карт<инами>, 1 ящик (к<отор>ый надо купить) с ненужн<ой> посудой, канд<елябрами>, висячей лампой
__________
со мной поедут:
1) большой саквояж
2) Алина высокая корзиночка
3) маленькая корз<иночка>
4) узел в синем одеяле с подушк<ами>
5) зеленый мешок
6) бельевая корзина с нужн<ой> посуд<ой>
Аля 2-го июня 1914 г. (день С. и Л. А.)
Пенье
— «Мама-чка-чка» и т. д.
— «Это замечательный реб<енок>. Когда она сегодня слушала…»
«Меня»(поцелов<ать>)
— «Татарин, бери Алю»
Напудр<енное> лицо
«Картинку посм<отрим>?
_____
— «Огонь».
— «Да, огонь загорелся!»
— «Котин дом. Загорелся котин дом.»
(во время купания)
Поцелуй ручку, другую ручку поцелуй; поцелуй Алю, хочу;
поцелуй чувяку, поцелуй меня
_____
Бяка такая!
_____
Анд<рюша>: Луны нет
Аля: Луна есть!
_____
Морда плачет.
_____
23-го июня утром
Разглядывая портсигар — «Посмотри, мама,— море!»
Глядя на ракушку
— «Платьице, посмотри, красивое!»
Фраза: «Гулять пойдем скоро,— пальто наденем?»
Я кашляла.
Теточек кашляет.
Хлеб — красивый!
Мозно одеть кольцо?
Кусака, друг милый.
25-го июня
Кусака, милый друг, проситься надо!
(На лисицу)
Няня, пойди сюда, минутку!
(за дверью)
Сделай так!
Море дома
1 р. 25 к.
15 к. спички
16 марки
8 к.
10 к.
5 к.
_______
1р. 79 к.
3 р. 26
45
________
_______________________
Ай, какие косточки!
Ай, какой красивый камешек!
На, камешки красивые
_____
Мама не хочет…
— Чего мама не хочет?
— Кутать камешки.
— Горшок, иди сюда?
— Обезьяна, до свидания. Обезьяна, ручку давай!
_____
Андрюша, забери гром!
Андрюша, татар бери!
_____
Андрюшу поставили угол.
_____
страх грома
_____
Мама, на хлеб (спичка)
Мама, осушай пи.
«Хана!»
— «Что такое за «ханя»
_____
4-го июля
Марина!
Кира, не пать, дорогая, вот так сиди!
_____
Кира без сапотьки, нету сапотьки.
_____
Мама, кушай карандаш!
______
На Венеру: «Тетя! Тетенька! Поди сюда! На руки!»
_____
Марина, поди сюда!
— «Мама, не пать!»
(Я делаю вид, что плачу.)
— Еще, пожалуйста,— потом!
_____________________
Модные груши танго.
Скоро привезу шантеклер Вам.
_____
Два детства: фартуки <под строкой: платки> и боа.
_____
— «Марина, прицеси Альке волосы!»
_____
Ветер, иди сюда!
Ветер гадкий, забери ветер.
_____
Мама, садись тимодан!
_____
5-го июля 1914 г.
— «Больно!»
— «Где?»
— «Фантази!!»
_____
— «Мама, слушай!»*
— «Что?»
— «Музыку!»
— «Где?»
— «По дорожке ушла».
6-го июля
Кира, ножку побью! Больше не будешь! Кира, перетань!
«Мама, почитай вот эту каранду!»
_____
(С Кирой)
Вот это красивый носик!
_____
«Аля. что твоя улыбка одна стоит»
_____
Хана, поди сюда тоже! Я иду. Хана, бери корзинку!
_____
8-го июля в вагоне
— «Ваня! По дорожке иди сюда!»
8-го июля 1914 г. Каз<анская> Б<ожья> М<атерь>
Когда я получил эти стихи, мне так хотелось написать Вам… ну хоть два слова, выжать из себя… две строчки, пусть бездарные… Но нет, ничего! И раньше — после Ваших писем! — сколько раз я думал написать Вам… НО пришлось быписать так много, много, много… А теперь после стихов нужно было только два слова. Но теперь я уже не могу писать…
Эта рука выжимала 14 пудов. Ax, если бы сейчас хоть и1/2 п<уда>?.. Нет, не говорите! Все-таки хорошо чувств<овать> свое тело здоровым!
_____
<енный> ни у кого нет такого портрета.
_____
К<а>к глупо! Когда я узнал, что Вы приедете, я причесался. Кому это надо?? К<а>к глупо!
_____
Раньше, когда меня д<докто>ра приговаривали, давали мне жить 2 нед<ели> — я верил в выздоровление. А теперь — нет, не верю! Вот уже месяц!
_____
— «Можно поцеловать Вас?»
— «Можно. (Я хочу в губы.) Заразитесь!»
— «Ну, в лоб!»
Целую в лоб и в губы.
<Далее пять страниц не заполнены.>
Март 1915 г.
«На прощанье я тебе еще дам».
— «Прошай, Сонечка!»
_____
— «Я говорю — А. С. Эфрон, а люди смеются».
_____
— «Ты — гадкая!»
—- «Нет, я не гадкая,— я А. С. Эфрон».
_____
В первый раз войдя в церковь:
— «Мама, это хорошая комната?»
_____
Хочешь быть мальчиком или девочкой?
— «Хочу быть Алей».
_____
— «Я тебя супом поцеловала.
Я чихнула борным вазелином».
_____
— « Мама!»
С<ережа>: — «Что, Аля?»
Аля: — «Ты не мама, ты — Лёва».
_____
12-го марта 1915 г.
В гостях у Фефы:
— «Аля, кто лучше всех здесь?»
— «Я — и ты».
_____
— «Фефа, приходи к нам ночью, потому что все спят».
Слова Толстого: «У нее глаза вдвое больше рта».
Слова Туси: «Глаза, а к ним приделана девочка».
10-го марта, понед<ельник> {В действительности вторник)
— «Ты мне дала кусочек сыра — такой ма-аленький, а я его любила, он был такой приятный».
_____
15-го марта
Папа, нельзя выгонять изо рта конфету.
_____
16-го <мapma> 1915 г.
За супом:
— «Гм… мерзость какая!»
_____
— «Я говорю глупости,— стихи».
_____
18-го марта 1915 г.
_____
19-го марта 1915г.
— «Человек человека отбил».
— «Мама, ты страшно милая мартыха».
(Новая манера прятать морду в морду или шею и так застывать.)
_____
«У тебя есть подмышка и у папы есть подмышка и у меня есть подмышка,— и у людей,— у всех?»
_____
— «И ты — человек, и Лев человек, и я человек, а самовар — вещь, стена — вещь и т. д.»
_____
— «Марина. самов<ар> разговаривает — нет?»
_____
«Нарисуй такую себя: большую, сделай себя большую, громадную, и папу большого, и Сергея Яковл<евича> больш<ого>, и книгу папину сделай.»
______
Нет, я спрашиваю этого. к<отор>ый в кресле сидит (Сережу)
— «Папа. ты любишь себя на карточке?»
_____
К мартыхе:
— «Не ешь Андрюшу (куклу), какой ты человек?»
_____
— «А люди какие,— они гадкие?»
_____
Хнычет.
— «Я хнычу. Марина, я плачу то есть».
_____
21-го марта, Страст<ная> субб<ота>
— «Я А. С. Эфрон и котик,— да, Марина?»
_____
«Папа сидит в кресле и смотрит на солиие».
_____
<ережа> (ласково): — »У тебя собачья морда».
Аля: — «Нет, не собачья».
С<ережа>: — «Какая же?»
Аля: — «Моя!»
_____
Я делаю вид, что плачу и сквозь пальцы вижу:
Аля яростно бьет себя по рукам и со слезами: «Я себя била! Я себя била!»
_____
— «Мама, ты от меня не уйдешь?
— «Нет.»
— «Папа, ты от меня не уйдешь?»
— «Нет.»
— «А я от тебя уйду,— нет?»
23-го марта, 2-ой день Пасхи.
Аля, раздраж<енная> на Сережу за то, что он пил чай без меня
— «Это глупости! Свинья!»
— «Аля, т<а>к нельзя говорить.»
— «Я говорю — свинюшка!»
— «И свинюшка — нельзя!»
Аля, разъяренная:
— «Я говорю — маленькая свинюшка. Няня, не смейся!!!»
_____
25-го марта 1915 г. среда.
26-го марта 1915 г. четв<ерг>
— «Я ругаю его ногами» (топая ногами наДжэка)
— «Ляг, ляг, чудовище!»
— «Когда я буду большая, у меня душа будет болеть, а пока души нет.»
(На бегу, с только что вымытыми волосами)
— «У меня волосы бегут, как вода.»
_____
27-го марта 1915 г., пятн<ица>, день С<ережи>ного отъезда.
С<ереж>е, подымая его с постели:
— «Ну, вставай, молодой человек, вставай!»
— «Лев, не ешь маму, а то она фыркает, к<а>к кот». Мне — «Такая здоровая, взрослая, громадная, а вот папа тебя свалит с дивана, ты упадешь на ков<ер> и будешь плакать».
— «Пра — милая, умная,— всех девчонкой зовет, и меня девчонкой, и тебя девчонкой, и папу девчонкой».
_____
Мы с Сережей гов<орим> об Алином хар<актере>
С<ережа>: — «Но она вообще очень поддается ласк<овому> обращению.»
Аля: — «Нет, не поддаюсь, я милая, хорошая девочка, у меня нет характера,— раньше болел, а теперь не болит.»
_____
Аля: — «Марина, я удивлена.»
Я: — «Чем?»
Аля: — «Тобою».
______
— «Я тебе дам хлеба с маслом, когда твой животик поправится». (Аля одерг<ивает> платье.)
— «Я уже поправила животик.»
_____
На прогулке (Земск<ий> Союз)
— «Смотри, не забудь!»
Я: — «Что «не забудь»?»
Аля: — «Это не глупости, я хорошо говорю.»
Я: — «Что же мне надо помнить?»
Аля: — «Меня.»
_____
Через неск<олько> мин<ут>
— «аМарина, ты меня не ругаешь?»
— «Нет, я тебя очень люблю, ты мое солнышко.»
Аля: — «Тебе не грустно?»
— «Нет, ничего.»
Аля: — «У тебя душа не болит?»
— «Нет.»
— «Уже прошло?»
— «Что?»
Аля: — «Душа.»
28-го марта 1915 г., суббота, день С<ережи>ного отъезда.
Я мою голову.
Аля: — «Марина, что ты делаешь?»
— «Аля, как ты думаешь, —что я делаю?»
Аля: —- «Я думаю,— ты моешь волосы конские.»
_____
Аля вопит на Сережу:
— «Лев, не трогай мамины вещи!»
С<ережа> целует ее.
Аля: — «Хорошо?»
_____
При встрече похорон
— «Мама, это королева поехала?»
_____
7-го апр<еля>
— «Муха, нельзя лезть,— я тебя нашлепаю!»
Письмо к С<ереже>
От меня для папы такое большое дерево,— я тебе словами сказала.
Папа (дальше?) мама дерево напишет другое, а дальше другое мама напишет. Мама написала деревья. Значит, мама написала еше дерево.— Папа будет читать, так что невероятно.—
Милый папа, мама написала дерево и еще напишет.
Милый папа, ты меня любишь. Милый папа, пишу тебе письмо, я говорю про папу.
— и так гуляла с ботиками, с калошами,— со мной утром гуляла.
Милый Лев, я пойду одна и получу — знаешь что? — свои бусы, а папа скажет: «очень хорошие».
— Мама написала еще дерево, и еще дерево, и еще дерево.
Милый Лев, я подарила тебе бусы, а ты померил и мне надел. Лев давал мне хлеба с маслом, ая ничего не говорила,— ни спасибо, ничего.
Папа, ты расскажи мне сказки. Я у Льва спрошу хлеба с маслом, а Лев скажет: хорошо. Я буду пить чай и дам тебе хлеба с маслом.
Впечатление цирка: «студенты на тигре». Нюхание воздуха.
_____
11-го апр<еля> Зачем ты меня с собой не взяла?
Это — глупости. Я тебя выброшу через форт<очку>.
Город — это такое место, где много домов, улиц, где магазины, авт<омобили>, тра<мваи>.
Что такое город.
Аля: — «Город — это такое место, где шоколад в магазине и конфеты — много-много.»
_____
Аля (глядя, к<а>к я пишу)
Это волк лает?
Вот лошадка бежит — скоро-скоро.
_____
Милый Лев, я хочу тебе сказать утром хорошие стихи, я напишу тебе письмо.
Я ломалась и плакала — нет, так птичка летела, и я не плакала.
— такую рыженькую. Я шла в новом пальто с пуговицами.
Я: Что ты хочешьЛьву сказать?
Аля: Сейчас подумаю.
Через неск<олько> времени
— «Про кирпичики — я уже подумала.»
_____
Папа, купи мне шоколаду и конфет.
Волк был еще и другой Лев и другой — и мама тоже была. Мы в Крым скоро поедем, сядем в вагон, увидим в окно воду, еще котов увидим, реков (реки) увидим. Много много будем видеть людей и потом слезем. Я посмотрю в окошко и тебе скажу:
— «Марина, посмотри. Папа, до свидания. Целую»,— я так ему скажу.
16-го апреля 1915 г.
— «Аля,. где твоя прежняя няня?»
— «Я ее растрепала,— вот так, так, так, и больше ее нету.»
18-го апреля 1915 г.
— «Марина, стул улыбается?»
— «Нет, Алечка, стул не улыбается,— это не человек.»
— «У него нет губ?»
— «Нету.»
— «А когда стул вырастет, он будет маленький и у него будут губы.»
_____
Залезая ко мне подмышку, предусмотрительно
— «Здесь нет злой силы?»
_____
«Тихий вечер догорает», «Уж за горой дремучею», «Облаком волнистым» — особенно ясно и хорошо говорит первое и третье, в третьем последнюю строчку — почти шепотом, не подражая мне.
Начинает петь уличный мотив шарманки.
_____
<Пропуск восьми строк (14 слов) неразборчивой детской абракадабры.>
— Хорошо, а теперь ты говори так, чтобы ты сама понимала. Ведь ты не понимаешь, что говоришь?
— Нет, не понимаю.
— Что это — навулабикала?
— Это глупости!
_____
<На странице желтое пятно, отмеченное знаком „х“ и внизу примечание: Жаркое пятно губами сделал пёс. АЦ.>
Аля: Я с тобой подружилась.
— «Мы с тобой встретимся,— да?»
_____
— «Сторож — это чел<овек>, он сторожит зверей и бросается только на людей»…
_____
— «Ты хорошая девочка?»
_____
4-го мая 1915 г.
Наглобли виндарози
Наглобли виндара
_____
<ение> в Зоолог<ическом> саду.
— «Я посмотрела уже. Теперь довольно.»
Пуговицы — песок — злоба на то, что обезьяна — не кошка.
_____
— «Мар<ина>, я замужем?»
_____
Письмо к Сереже 5-го мая 1915 г.
— «Ты напиши ему — знаешь что? — голову ему напиши. Я была с мамой в Зоолог<ическом> саду и видела — знаешь, что видела? — цветы и — знаешь, что видела? — тебя! — я подумала уже. Я воды не видала, а песок видала и зверей видала, а звери одетые.
Целую Вас крепко.
Я похожа на муху.»
____
Через 2 дня после новой няни
(7-го мая)
«Боженьку».
_____
8-го мая 1915 г., у Лили
— «Марина, меня уже пообедали.»
_____
Письмо Али — 10-го мая 1915 г.
У меня новая няня, и Лев у меня есть. Няня всегда мне строит домик. Я Богу молюсь,— как нужно Богу молиться? — Марина, у тебя есть Бог? Где твой Бог? — У меня игрушки есть вообще — знаешь какие? — вообще игрушки новые, никак перебрать их не умею. Мне их подарила мама.
— знаешь какое? — новое пальто и шляпа тоже — с лентой красной,
Папа, до свидания, целую Вас крепко, поедем кататься.— И больше ничего.
17-го мая.
— «Мы завтра пойдем гулять и свою Марину с собой возьмем.» (16-го)
_____
— «Паяц что-н<и>б<удь> хочет?»
— «Нет, Алечка, он танцует!»
Аля мрачно, про себя):
— «Я знаю, что он хочет, он хочет на горшок.»
19-го мая
…Люстру подари мне в подвязке (чехле). Такой стул подари мне…
— Еще что?
— Книги всякие, я буду смотреть,— много-много!
— И еще что?
— Не знаю — (молчание) — очки!
_____
Я встала за записной книжкой и сижу в раздумии.
— «Что это я»… (хотела запис<ать>)
Аля — Очки!
3 дня назад
Ужас Али, ее царапание себя — меня за то, что она не могла выговорить какого-то слова.
_____
— «На чем же ты будешь спать — на кровати или на диване?»
— «На диване.»
— «Какой будет у тебя диван?»
— «Такой же, к<а>к у тебя, и голова такая же.»
_____
Кокт<ебель> 26-го мая
Господь — не знаю что, Царица Небесная, не знаю, что — могила, не знаю что — бесконечное бормотание и вдруг как из пушки: — «Бог!»
Няня утешает Алю: — «Ты умница, ты хорошая!»
Аля: — <Нет, я гадкая, не приучай меня, я яйца плевала.»
Вчера, возвращаясь из аптеки:
— «Ты меня на руки не бери, потому что я тяжелая, а когда я буду маленькая, я буду легкая, и ты меня возьмешь.»
_____
— «Аля. ты помнишь Льва?»
— «Он вчера приходил?»
— «Нет, не вчера, в Москве.»
— Спасиба.
_____
<Далее три записи — на перевернутых листах.>
4 р. 60 к.
19 р. 15 к. 27-го мая
1 p. 25к. (чувяки) 27-го июня
_____
25 р. 00 и 1 р. из денег, к<отор>ые я должна уплатить 27-го июля
19 р. 15
1 р. 25
1 р. 49
39
_____
26 р. 88 коп.
— 24 р
2р. 88 коп.
40 40
30 9
_____
12 3 р. 60
<Далее четыре страницы не заполнены.>
Вода
2-го июня — 1 ведро
— 1 ведро
5-го июня — 1 ведро
6-го июня — 1 ведро
1
1
1
1
13-го июня — 1 ведро
1
1
16-го июня — 1 ведро
«Милый Лев, я тебя страшно люблю. Я живу в этой комнате спокойно. Утром встаю я и Мишка и Бобка и Лев, потом няня стирает, а я сплю. Потом раньше встала — поспала, поспала чуть-чуть и заснула. У Пра хорошо на балконе. Я хожу туда с Мариной. Я у Пра в комнате играю с злой силой, с петухом и с девочкой, и с звоночком играю. Скамеечка моя дорогая, я на ней сижу. Я надеваю платок, иду в лавку, в лавке я покупаю часы, платок себе, шоколад и конфеты. Я кушаю — знаешь что? — кашу и пью молоко, и шоколад, и морковь пью.
А потом я иду гулять на море, собираю камни. Море синее, еще бывает белое, и светлое бывает, а волны белые.
Мы с Мариной ходили на гору, сидели, а потом на горе мы кидали камни, в яму бросали. Я написала стихи, вот такие, с зелеными полосками и с белыми:
Зеленые полоски.
И Лев мой,
Еще моя Марина.
Целую Вас крепко.
Вот и всё.»
«Потому что человек был хороший, а другой был плохой. человек целовал другого, а другой не целовал,— потому я грустная.» (в ответ на вопрос: «почему ты такая грустная?»)
_____
«Солнце в луже валяется.»
_____
15-го июля, утром
— Аля, что ты видала во сне?
— Стихи!
— Нет! Вспомни!
(Молчание.)
— Свои ноги видала.
_____
«Маленькую мясу съела». — «Ма-аленькая зелень, ма-аленькая гадость.»
20-го июля 1915 г.
— «И я была маленькая, как ты, как Андрюша.»
— «Я не видала. Я у няни была, а ты была у С<офии Я<ковлевны>, ты росла, росла, выросла и ко мне пришла, а я дала тебе руку.»
_____
— «Закрою глаза и увижу во сне стихи.»
— «Какие?»
— «Белые.»
_____
— «Ты не будешь спать?»
— «Нет, я буду играть. А смотреть картинки кто же будет?» —
_____
— «Я свои башмаки сюда положу, чтобы им не было холодно.»
_____
— «Кого ты любишь?»
— «Льва своего, который над моей кроваткой.»
— «Своего льва, еще Боженьку, и другую, и халат свой люблю, еще ангела, еще папу люблю, и твой халат.»
— «А меня-то?»
— «Да, и тебя. И себя люблю. И мешочек люблю.»
_____
— «Маленький котенок, теленок.»
…«и кроватку люблю, и твою люблю, и свою люблю».
— «Почему зайчик не целуется, к<отор>ый на стене?»
_____
— «Ты — мой большой ангел.»
_____
Почему небо не звенит? (Колокола.)
Громко: Этот дядя похож на обезьяну.
_____
А кота в лавке продают? А бусы? А черешни? А бублики? А мал<енького> Боженьку? А мал<енького> дядю на брошке? А ангела? А мал<енькие> звезды?
_____
Случай в бане.
_____
<ятые> горы Ты немножечко зашумела, как дерево.
На прогулке
— «Колокола звонят!»
— «Нет, не колокола,— это небо звенит.»
_____
— «Я маленькую злую силу видала,— она летела!»
— «Какая она была?»
— «На что она была похожа?»
— «А на траву».
_____
31-го июля 1915 г.
___________________________
<уста> 1915 г.
Громко: Мальчик, к<отор>ый сидел — (тихо) похож на обезьяну, а я нет.
_____
3-го авг<уста> 1915 г., утром, гуляя
— «Я распустила глаза, и земля стала зеленая,— ты видала?»
Играя в песке, сама себе:
— «Кош-мар, кош-мар!»
— «Что ты говоришь?»
— «Я говорю: кошмар!»
— «А что это?»
— «Это такой дядя, я у него была с мамой, вошла в комнату и его поцеловала.»
— «Кого поцеловала?»
— «А кошмара.»
— «Какой он? Какие у него волосы?»
— «Черные, а глаза голубые,— нет, тоже черные. Сокол.»
— «Значит, это — Сокол?»
— «Он, он!»
_____
— «Няня, скажи: пан-та-ло-ны!»
— «Пал-та-ло-ны!»
— «Нет, так не говорят, надо пан-та-ло-ны!»
и т. д. и т. д.
<уста> днем
Про себя: «Фут-ляр. фут-ляр». Громко: — «Марина, я могу сказать фут-ляр!»
_____
3-го авг<уста> 1915 г., утром, играя с 4ехлетней девочкой — Верочкой.
— «Девочка, нельзя трогать мой песок, а то я тебя убью!»
Девочка, тихо и совершенно спокойно:
— «Я сама тебя убью.»
_____
9-го авг<уста> после купания.
— «Я не могу утопиться в корыте — я большая, а пальцы у меня маленькие, руки ма-аленькие и они могут утопиться.»
_____
— «А кострюлька не человек, она — животное.»
— «Она не человек, но и не животное. Что же она?»
— «Она ни-чего.»
___
10-го авг<уста>
— «Няня говорит неправильно, а мы с тобой — правильно.»
_____
(Я в лесу делала вид, что сплю)
Я, после того, как сказала ей, что не спала:
— «А ты что думала?»
— «Я думала гадости про тебя.»
— «Какие же?»
— «Я думала,— это чучело лежит, а это — ты.»
11-го авг<уста> вечером, в кровати.
— больной и еще, что Андрей больной.
_____
(Гуляя днем, у кофейни)
— «Вот солнце, оно далеко, его не достанешь. А ты достанешь? Нет?»
— «Аля, а кто еще на небе?»
— «Боженька.»
— «Ты его еговидала?»
— «Видала. Мы сидели в комнате и я посмотрела на небо и увидала Боженьку.»
— « Какой же он был?»
— «Голубой, в голубом платье и в голубой шляпе, А его звали хранитель. Я вспомнила. И он там молился.»
_____
Вечером, в постели: среди водоворота слов…
— «И еще напиши папе, что я хорошо ела мед и хорошо пила молоко, и что ты хорошо пила чай и ела мед, и что ты хорошая и что я хорошая… и что мы гуляли и я тебе сказала про Боженьку…»
_____
Вечером, за чаем, про куклу: «И она была такая противная, с обидым (обиженным) лицом.»
В постели. …«И шоколадку дашь? Только ты в Бубнах не покупай,— там ничего нету,— ты в лавке покупай, где мы с тобой были,— там и сыру купи.»
_____
— С неделю, как она меня зовет «мамонькой». Любимое слово сейчас «правильно».
_____
Среди страшных обоюдных нежностей, поцелуев, полной тишины от нежности
— «А когда я вырасту, ты мне дашь копеечку на хлеб. Я положу ее в карман.»
— «Ты мой ангеленок. Ты моя деточка! А ты скажи «Ох, ты мой родный!» Когда я буду говорить тебе «деточка», ты мне говори: «Ох, ты мой родный». А теперь <не дописано>
— «Ты только не говори!»
— «Ты моя деточка!»
— «Ох, ты мой родный!»
— «Подойди ко мне и похвали меня. Иди подойди и похвали меня!» —«Спой мне песню, про очи голубые, знаешь?» (Я пою про очи, потом «старый фрак», потом Стеньку Разина)
— «Брови черные сошлися…»
Аля, захлебываясь, ища слов:
— «Мальчик был черный, и княжна тоже стала черная,— и куртка у него была черная, и панталоны… И дождь шел — это называется гроза.»
— «И за борт ее бросает
В набежавшую волну.»
— «А потом злая сила подняла княжну и вытерла и пошла с девочкой гулять, а потом ее выгнала, сказала: ты больше не будешь и посадила ее в лодку.»
Бесконечное прощание. Я иду писать.
— «Ты меня любишь?»
— «Я тебя страшно люблю.»
— «И я тебя страшно люблю,— ты моя деточка. Можно еще один раз сказать «ты моя деточка»?
— «Можно.»
— «Ты моя деточка!»
— «Ох, ты мой родный!»
_____
По дороге из Св<ятых> гор в Москву, у окна вагона:
— «Дорога пахнет духами.»
_____
На станции «Серпухов».
— «Это — не моя Москва.»
<уста> Москва, за чаем:
— «А у тебя в животе что-нибудь есть?»
— «Да,— кофе и хлеб.»
— «Зачем туда положила? Надо в голову.»
_____
(Слыша «Маруся отравилась» под шарманку)
— «Вот королевы поют,—т. е. девушки».
_____
28-го aвг<уста> 1915 г.
— «Ветер есть — ма-аленький, видишь — листочки дрожат. Ничего — пускай ветер нас поветрит, пускай тебя поветрит,. и меня поветрит.»
29-го aвг<уста>.
— «А у меня бабушка есть?»
— «Нет, Алечка.»
— «У меня бабушка была и прошла — и нет ее!»
_____
— «А меня мальчик провожал,— такой, в синем пальто. Ходил-ходил, сам не знает что, няня говорит „нельзя“, а он идет. Потом няня его взяла.»
_____
И горошек у вас есть
потертый
руками,
Детки трогали и ели
песок вместе с камушками,
И большие трогали, и
— Большие не трогали,
а маленькие трогали.
_____
(Чтение вслух 31-го авг<уста>)
30-го авг<уста> — С<ережа> не хочет ехать со мной на кладбище:
— «Мама, возьми его за руку и положи в трамвай, и дверь закрой на крючек, чтобы не убежал.»
С<ережа>: «Это — отвратительный поступок.
— «Нет! Это у меня пастух!» [несколько раз)
_____
<уста> у входной двери
Чужая дама звонит.
— «Нельзя трогать — это моя дверь!»
Дама стучит.
— «Нельзя стучать, только мама может стучать.»
_____
— «Вот дама плачет, оттого, что у нее нет куколки, т. е. девочки. А ты не плачешь, у тебя есть, вот она сидит.»
_____
— «Дама плачет: кто у нее пропал?»
_____
Указывая на Кусаку:
— «Вот кот, он живой был, мурлыкал, лизался, был милый, а потом помер и души у него больше нету,— одна кость! — когда я вырасту большая, я куплю ему душу, и ты вложишь — вденешь — и он к нам придет и ляжет с нами.»
<ября>)
_____
Одна из ежечасных сцен:
С<ережа>: — «Мариночка, не давайте ей по утрам яиц,— вполне достаточно каши и какао.»
Аля, яростно: «Надо есть яйца! Я всё равно буду есть яйца! Я всегда буду есть яйца, всё время! Нельзя маме говорить глупостей.»
_____
Причем — яйца ненавидит. Страшный дух зашиты и ласковость по отношению меня:
— «Драгоценный кот мой! Дорогой, интересный мой котик. Моя умная Марина, моя хорошая, дорогая Марина!»
(5-го сент<ября> ей исполнилось 3 г.)
______
12-го сент <ября > 1915 г.
— «Мама, не уходи! Я тебя умоляю! Я же тебя умоляю!»
_____
— старика, похож<его> на Пра, качающего на ноге мальчика. Игрушка приходит в движение от нажима.
— «Уже, мама. А теперь дай мне мою книгу.»
_____
Другая игрушка — того же устройства — мальчик и зайчики.
— «Я попробовала. Больше ничего не будет?»
— «Почему тебе эти игрушки не нравятся?»
— «Да мне нравятся,— немножко нравятся.»
_____
Я спрятала игрушку.
— «Ты ее больше не хочешь?»
Аля, радостно: — «Не хо-чу!»
_____
Она сейчас спит со мной, в одной кровати. Утром Наташа ее одевает: «Вставай, Алечка,там в детскую сейчас солнышко придет.»
— «А я солнцу скажу: „Уходи, нельзя на меня смотреть!“»
_____
17-го сент<ября>, ночью
— «Я теперь выросла, и меня зовут „барышня“, а тебя — Марина.»
_____
18-го сент<ября> день ее имянин, вечером, у меня в комнате — на диване
— «А вот, мамонька, мы жили саду, и там был Мавел.»
— «Кто? Мавел? Кто это: зверь, человек?»
— «Нет. — Мавел.»
(Губы у нее уже дрожат)
С<ережа>; «Она, наверное, хочет сказать „Мальва“. Это — собака, да, Аля?»
Истерически:
— «Нет. это — Мавел.»
После неск<ольких> минут сосредоточенности, радостно: — «Павел!»
_____
Бубны
21 коп.
_____
20-го сент<ября> 1915 г.
«Когда свет потушили, детская — чужая комната, а когда свет зажгли — опять детская.»
_____
— «Ты еще кисель будешь есть?»
— «Да, папа позволил. Он сказал: „можно, можно“, ему надо было читать.»
_____
— «Стой, электричество, а то мы тебя сию минуту погасим и разобьем.»
24-го ceнт<ябpя> 1915 г.
_____
— «Я скажу „папа“, а ты скажи „лапа“!»
<ября>)
— «У тебя будет синее шелковое платье и шляпа с пером».
— «А потом ты выйдешь замуж.»
— «А потом мы поедем.»
— «Куда поедете?»
— «К Боженьке!»
_____
26-го сент<ября> 1915 г.— день С<ережи>ного 22хлетия и моего 23хлетия
— «Не надо терять пепел и огонь!» (По поводу искорки, упавшей с папиросы на волка.)
_____
2-го окт<ябpя> 1915 г.
«Мама, знаешь, что мне хочется с тобой сделать? -С тобой поцеловаться.»
_____
<ября > веч<ером > перед сном
«Ты ляжешь и я тебя страшно обниму и страшно поцелую.»
_____
«Мне тебе хочется лицо полизать.»
_____
На улице — 3-го окт<ября> 1915 г.
Едет офицер на велосипеде.
— «Посмотри, какой офицер хороший! Только ты его не бери с собой!»
— « Почему?»
— «А то он скажет: я Вас люблю!»
_____
После каши и стояния в углу.
Я: «Вот видишь, Аля, теперь ты сразу проглотила. Почему же ты тогда не глотала?»
— «Я думала — я ем злую силу!»
_____
13-го окт<ября>
Андр<юша>: Марина мне отдаст твое платье, а ты обидишься и будешь плакать, а я тебя поставлю в угол.
Аля: А я возьму тебя на руки и хлопну — на базар. Там есть колодец большой, и я тебя ногой протопчу.
_____
Раньше, утром.
«Я страшно хочу тебя поцеловать!»
Андр<юша> уже у меня на коленях
— «А я Вас целую.»
Битва поцелуев.
Аля: «Это моя мама! Иди к своей маме, она по тебе соскучила!» — «Что это такое, что это такое?» — «Я не люблю Андрюшу!»
_____
— «Довольно мириться.»
_____
— «Я была в церкви с няней. Видала там боги, покойники, могилы, ангелы. Боги ходили друг к другу в гости и пили чай с сахаром.»
20-го oкт<ябpя> 1915 г.
_____
— «Я тебя всегда буду звать „Император“!»
— «Ах, ты моя лоскутья!»
— «Ах, ты моя лохмотья!»
— «Тварь моя! Тварюшечка!»
— «Дорогая моя дрянь, Марина!»
_____
23-го октя<бря> 1915 г.
«Tochteralbum» {«Дочерний альбом» (нем.)}1870 г
— «Эта книга — старинная?»
_____
29-го окт<я6pя> 1915 г., перед сном.
Я тебя буду любить целую ночь.
31-го окт<ября> 1915 г., я уезжаю в театр.
_____
Твоей души милость я люблю.
_____
(Глядя на карт<ину> Врубеля)
«Вот Боженька валяется на полу как собака.»
_____
«История очень понравилась им, и они толкнули свою мать, плакали, смеялись»…
_____
Я: «А если ты меня задушить, как ты думаешь, что со мной случится?»
Аля: «Я думаю — ты издохнешь.»
_____
Играя одна в кубики
— «А это будет сад. а здесь будет фонарь — царский фонарь, а это будет еще фонарь — равнодушный.»
Разные господа
_____
Цыганку молодую
_____
О дегте
Я не боюсь дегтя, ведь это не может быть с бородой.
Я тебя слишком люблю.
_____
Коля, я Вас люблю за то, что у Вас голубые панталоны.
_____
Я люблю Колю за то, что у него такие маленькие губы.
_____
(Борису: )
<Внизу страницы перевернутая запись: >
т уманен
нежданен
ранен
Милый Игорь Северянин
_____
— «У меня новая бабушка!»
— «Где она?»
— «А вот здесь, в шкафу У меня была др<угая> бабушка и умерла.»
— «А эта не умрет?»
— «Не-ет!»
— «Почему же?»
— «Ведь она моя!»
_____
Две дочки: Надя и Церера.
<Чужим почерком: >
6-ая Рождеств<енская>
д. 9 кв. 9
тел. 267-29
Захаревич
29-го ноября утро
— «У меня два мужа,— Володя и Федя.»
— «Что же Володя сказал, когда ты обвенчалась с Федей?»
— «Я ему сказала: если ты пойдешь в церковь, там тебе монахи зададут, и свечи загорятся и ты сгоришь.»
_____
— «Ну, а если ты Володю разлюбишь и полюбишь какого-н<и>-б<удь> Петю?»
— «Я Петю тоже разлюблю и возьму кого-н<и>б<удь>другого.»
_____
«Вот я выйду замуж. Мол<одой> человек скажет: „Не уходи, Аля.“ А я скажу: — „Не уйду.“ Он мне кольцо подарит и вуаль и мы поедем венчаться в церковь. Там будут гореть свечи, там будут фонарики, певчие. Они будут петь: — „Господи помилуй“ (дважды) — так. И потом мол<одой> чел<овек> пойдет домой, а я к тебе поеду, на лошади, верхом,— к тебе в комнату. А офицер уедет. Ая тебе всё расскажу, как было.»
_____
«Мы поедем на вокзал,— да, приедем. Приехали. Мы сядем в поезд. Я его толкну к стенке значит, у него голова разобьется вся, у него рот разоб<ьется>, нос, я его стукнула руками, у него руки разобьются, у него живота не будет, я ему глаза стукну, брови, и он будет разбитый.— И ноги, и плечи, и волосы, и шею. Разорву ему рубашку.— И с тобой мы уедем.— Я его сначала превращу в мышь, а потом раздавлю и брошу в колодец, вот.»
— «А жалко тебе его не будет?»
— «Нет. Мы с тобой поедем вместе.»
— «А потом я превращу его в свинью и в другую свинью превр<ащу> — в синюю и в красную и в белую.»
— А когда спр<осят> где в<аш> муж?
— «Я скажу: я его превратила в свинью.»
_____
5-го<дeкaбpя> 1915 г.
— «Старость из нее вышла?»
О Миронове
— «Он хочет, чтобы его застрелили? Чтобы его не было?» —
_____
8-го <декабря> 1915 г.
— «А когда я состарюсь, ты меня будешь любить?»
— «Нет, я тебя буду жалеть»
_____
— «А когда я войду к тебе в комнату, что ты сделаешь?»
— «Я тебя прогоню… А потом я опять буду маленькая, а ты молодая, а потом я опять вырасту» (смеясь)
_____
21-го дек
— «Марина, что ж ты трясешь головой, когда ты умеешь разговаривать?»
19-го янв<аря> <1916 г.>, после моего приезда из Петербурга.
— «Когда будет лето, мы с тобой будем ходить голые и собирать цветы.»
Глядя на дым:
— «Смотри! Смотри, как он подымается! Он не боится, потому что ничего не чувствует. А мы с тобой чувствуем.
»
_____
(Два дня — сияние, смех, ласковость.
Изменение характера: юмор и тонкое его понимание, смех над словесными ошибками.)
Вчера С<ережа> искушал ее:
— «Аля, хочешь, мама опять уедет в П<етербург>, а я с тобой останусь, подарю тебе конфет, игрушек, лошадку…»
— «Довольно!!! У меня уже есть лошадка!»
_____
23-го янв<аря> 1916 г.
Разглядываю иллюстрации к «Вию» (Хома Брут, панночка, нечистые силы)
— «Вот барышня просит у кухарки жареных обезьян.»
(аналой — плита)
_____
— «Я люблю тебя крепко, а ты меня сильно.»
_____
(Продолжение разговора.)
— «А мы не утопились в колодце?» — «Нет.»
— «А то бы к нам пришли разные неприятные вещи,— а мы должны любить только хорошие вещи!»
_____
— «Вот женщина, вот дерево — всё, к<а>к следует, и мать умерла в постели.»
_____
— «Вот я видала мальчика, он сидел в колясочке, смеялся и говорил: — „А-ах!, а-ах!“»
— «И ничего больше?»
— « <Реплика не вписана.>
_____
— «Странный мальчик! Откуда ты его взяла?»
— «Я его не взяла, он чужой.»
— «А ты бы хотела, чтобы он был твой? Не хочешь ли купить его?»
— «Нет, лучше — продать!»
_____
— «Я тебя так люблю — и вдруг мне делать тебе неприятное!»
_____
Наверху, у С<ережи >
— «Марина, поди-ка сюда, что я тебе скажу на ушко.» Я становлюсь на колени. Аля — гром<ким> шеп<отом>:
— «Когда я вырасту большая, я подарю тебе красные башмаки и голубые туфельки.»
— «А Асе что?»
— «Асе — шкаф, такой большой-большой, мы с тобой его вместе понесем.»
— «А что ты подаришь Борису?з
— « Подушку — такую большую, легкую, и одеяло — красное, с птицами и цветами.»
— «А Осипу Эмильевичу?»
— «Ему — сундук, там будет большой Пушкин и маленький Пушкин, и еще доктор». (Goethe)
— «А папе, Алечка?»
— «Я ему, когда вырасту, куплю новые пуговицы и пришью.»
— «Ну, Аля, а мне что?»
— «Тебе я подарю брошку — коралловую — с Государыней и там еще будет жить барыня. И барышню подарю живую, она будет есть снег и умрет. Моя уже умерла.»
_____
В начале февраля
Мы с Алей на волке, играет граммофон.
— «Алечка, скажи мне, надо любить одного или можно любить многих?»
— «Нет, надо любить многих.»
— «Ну, а если кто-н<и>б<удь> за это рассердится?»
— «Тогда я скажу (взволнованно, низким голосом) «Нельзя на маму сердиться,— разве можно на маму сердиться!»
Вяльцева поет «Вспомни! Вспомни!»
Аля: — «Почему она так грустно поет?» — «Она любила человека, а он ее бросил». Аля: «Он вернется к ней? Он скоро вернется? Скажи, чтобы он вернулся.»
Долго думает, страшно взволнованная.
— «Ну, если он к ней не вернется,—так я ее буду любить.»
И весь вечер вздыхает — «Мне жалко цыганку», чуть ли не плача.
______
Стихи. Уже не летние, почти все слова осмыслены, для размера иногда повторяет слог, причем сама смеется. Среди другого — слел<ующие> строчки:
— «Что это за сердце?
— сердце.
Умерла мама,—
Вот ее сердце.»
_____
5-го февр<аля>
Осипу Эмильевичу: — «Зачем ты уезжаешь с мамой?»
— «А ты проводи его в переднюю — просто к двери — и уже (вот и всё)».
_____
6-го февр<аля>
«Я хотела тебя от любви — укусить.»
_____
Сердце лежало от больной мамы, подушки лежали на полу, один мальчик бегал-бегал и ушиб себе нос, спички лежали чьи-то, картинки стояли около окон, окна свистели, как трубы, тигры шли-пели, как мальчик.
на небе,— очень темно. Лежали на диване — две девочки одни — большие очень стали — и говорят они. А говорят они про карточку одну.
Цветочки росли на чернильнице с водой, подушка лежала, как в острых ушах, уши те острые были. Церкви на воздухе встали, окно стало очень пушистое; церкви звонили, как он не мог услыхать.
Идет большая Соня в церковь молиться Богу. А церкви на воздухе стали. Тигр большой пришел — полосатый сюда. Будто бы окошко лежало на стене моей. Пришел охотник — нашу девочку плохую застрелить. Девочка очень мала стала, и плакала.
Охотники стояли всё время. Мачеха злая встала под коврик и коврик зашатался. Козел бежит н<ет>мочи, к мачехе своей злой. Доктор лежал очень больной, и болела у него голова. Доктор выздоровел уже. Думает мачеха: съел меня кто-н<и>б<удь> и оттого меня нету; как блюдечко очистнулась, стала чистая она.»
_____
«Материя, это — материал.»
_____
(конец февраля)
— «Миронов, почему ты так красиво ходишь?»
— «Я люблю Миронова за то, что он так хорошо одет.»
Сама его целует, прижимается к нему. Он целует ей руку, почтителен.
<андельштаму>. Отнимает у меня его руку, обращает мое внимание на Миронова, когда он трогает круглую лису,— плачет навзрыд. Предлог: «Он у нее уши ломает!»
_____
Вчера, Сереже (2-го марта):
— «Не играй на балалайке, мне хочется плакать».
Раньше, в конце февраля:
— «Мне было грустно в детской и грустно в столовой и будет грустно в передней.» — «Когда я не хочу гулять, когда дотрагиваюсь пальцем до печки и когда кусаю какую-н<и>б<удь> невкусную вещь,— игрушку.»
_____
— «Почему ты не любила О<сипа> Э<мильевича>?»
— «Мне не хотелось его любить.»
— «Волк, как трава, я утонула в волке.»
— «Я так тебя люблю, что хочется плакать.»
— «Стукни меня от любви и потом скажи „прости“.»
Исполняю — она целует мне руку.
Неистовая и ревнивая любовь ко мне. С<срежа> говорит:
—«Иди ко мне», она бросается мне на колени, 0<сип> Э<мильевич> просит — «дай руку», она мгновенно подает мне обе.
Мне: — «Я больше всего люблю женщину.» (На вопрос: кого ты больше всего любишь из мужчин?)
— «Ты уйди к лестнице, а я войду к тебе в комнату и подарю тебе такой чудный подарок. Ты войдешь и увидишь.» Подарков никогда не берет обратно. Жажда путешествий:
— «Мы с тобой поедем на вокзал! Мы с тобой когда-нибудь поедем к морю! Ты хотела бы жить здесь?» (Указывая на какую-н<и>-б<удь> картинку).
Грусть от музыки и поиски объекта: «Мне жалко цыганку. Мне жалко Пра.» —«Мы когда-н<и>б<удь> пойдем с тобой гулять ночью и поглядим, как выглядит город.»
<Далее на двух пропущенных страница более ранние записи: >
Долги
Борис въехал 5-го
<ату> и ужины — 50
взял у меня — 5
взял у меня — 12
билет — 2 р. 25 к.
_________________________
по 5-е янв<аря> за комн<ату> и ужины — 50
билет — 2 р. 25
_____
— «Хорошенькая —
темнота?
— красивая?»
блузки цветные
голубая креповая
желтая
оранжевая
<овая>
желтая шелк<овая>
синяя шелк<овая>
голубая с разводами
лиловая шелковая
<атая> изАнг<лии>
белые
Сонина широкая
Сонина полосатая маленьк<ая>
Сонина белая (подар.)
Сонина с цветочками
<ым> вор<отником>
Белая с оранж<евым> вор<отником>
Белая крэповая (шелк.)
Белая из летн<его> платья
<Далее следуют записи с обратного конца записной книжки.>
<етный> ряд
Б. Спасский
д. 20, кв. 11
_____
68 + 60 р. еда = 128р.
25 + 12 + 10 + 4 +12 + 5 = 68 р. без стола
—40 коп.
Жаркое — 60 коп.
Сало и масло — 20 коп.
Овощи, припр<ава> — 20 коп.
1 р. 40 + 30 = 1 р. 70 + 30 = 51 р. 00
_____
Асе — 4 р. поезд
4 р.
3 р.
_____
Алиных воротничков — 6
Простынь — 6
Летних рубашек — 7
— 6 (с голубой)
Панталон — 6 п<ар> (с бумаз<ейными>)
Бумазейных платьиц — 6
Кофточек — 3
Чулок — 9 тепл<ых>, 4 летних
— 3 п<ары>
Лифчиков — 2
Фартукочков — 3
Няниных фартуков —5 белых, 2 пестрых
Алиных башмак — 2 п<ары>
— 4п<ары>
Наволочек — 2 п<ары>
——
7 белых
1 голубое
1 Пра
2 красных
1 с голуб<ими> крап<инками>
1 мал<енькое> голуб<ое>
_____
45
12
1
——
<ых> — 7
Летних —
Простынь — 8
Наволочек — 8 (2 мал<еньких>)
Панталон — 7
— 3
Рубашек т<еплых>— 6
Летних — 7
Фартуков — 3
Чулок — 9 т<еплых> 7 л<етних>
— 6 п<ар>
Лифчиков — 2
Башмаков — 2 п<ары>
Чувяк — 2 п<ары>
Пеленок — 4
<еток> — 4
Нян<иных> фарт<уков> — 1 б<елый> 2 п<естрых>
Воротн<ичков> — 6
Одеял — 4
Полотенец — 6 свет<иых>
— 5р.
3 р. дала Асе
3 р. 80
3 р. 35
1 р. 10
_____
1р. 40 + 30 = 42 р. 00
Сшить еще
3 платья
6 кофточек
4 платьица Але
3 лифчика Але
переделать мне лифчики
4 рубашки верх<них>С<ереже
<ереже>
_____
Асе дано
Ася отдала 6 р.
Должна мне
+ 50 за извозч<ика>
<иал> Бабаджану.
___________________
Белое платьице — 50
4 бумаз<ейных> — 2 р.
Серое — 1 р.
— 2 р.
Турецкое — 2 р.
Юбка бел<ая> — 60 к.
10 р. 10
— 5 р.
<ихе> — 5 р. 10 к.
___________________
Долг портнихе — 2 р. 50
В магазин — 3 р. 50
__________________
<амских> рубашек — 6
Чулок — 9
Подвязок — 9
Лифчиков — 3
М<ужских> рубашек — 4
— 6
Носок — 8
Простынь — 11
Наволочек — 9
Полотенец — 11
<ых>од<еял> — 3
_____
Ася должна мне 13 р. 30
(д<окто>ри еще 1 р. 10) -+ 3 р. 10
16 р. 40 коп.
+ 1 р. 50 + 50 =18 р. 40 к.
_____
23 00
1 00 Асе
1 50 М. М.
_____
25 50
25 кв.
12 ф<отографии?>
<уга>
30 р.
77-
Получено из Банка
534 р. 30 коп.
(24-го мая 1914 г.)
Але пуговицы — 32 к.
— 3 р.
замки — 70 к.
кольца для ключей — 20 к.
бельевая корз<ина> — 1 р. 10 к.
извозчик — 30 к.
— 1 р. 55 к.
съестное — 1 р.
Редлихам (до 1-го) — 19р.
___________________
27 р. 17
— фотограф<ические> принадл<ежности>
калоши
штопальн<ых> ниток (крэм и желтых)
марок и откр<ыток>
веревок
материю
разменять 100 р.
картонку для шляпы
желтые шнурки
<ета>
______________________________________
NB! Не забыть ведер, аппаратов, треножника, зонтика
NB! Купить Але 2 матросские шапочки, Асе подарок
С собой:
3) Алина корзинка
4) Нянина корз<ина>
5) ванна
6) корыто
<ина>для посуды
8) ведра
9) корз<инка> с котом
10) Алина кроватка
11) шарманка
13) картонки
к А<лександре> М<ихайловне>
1) большая корз<ина>
2) коляска
>
4) бельевая корз<ина> с посудой
_____
Аля, 29-го мая !914г., четв<ерг>
в 6 ч., за кашей:
Мама госётек пи сделала
Мама — бяка
_____
— Аля, ты любить маму?
— Любишь.
— Нет, люблю.
— Люблю.
— Кого ты любишь?
— Корову!
— А меня любишь?
— Люблю маму.
— А папу любишь?
— Люблю.
—А Асю любишь?
— Люблю.
— А помнишь Асю?
— Помню!
— А какая Ася?
— Синяя!
_____
Мама, паситься надо!
_____
30-го мая 1914 г.
— «Аля, скажи Николай. Ни!»
— «Ни»
— «Ко»
—- «Ко»
— «Лай»
— «Ау!»
_____
NB! Запис<ать> адр<ес> порт<нихи>
Мерить и заплатить
Вещи к А<лександре> М<ихайловне>
1) больш<ая> корзина
<ины>
3) ящик с фотографическими принадлежностями>
4) швейная машинка
5) Алина коляска
6) большая рама, картины
_____
Купить: Асе подарок
рисовой пудры
свечей
С<ереже> зеркало
лампу обезьяну
аппараты книги
зонтик блокноты
треножник, Геркул
С собой
1) чемодан
2) чемодан
3) Алина корз<инка>
<ина> с посудой
5) маленькая корз<инка>
6) кошачья
7) шарманка
8) треножник, зонтик
10) ванна
11) кроватка
12) корыто
13) узел с одеялами
<ина>
15) 3 стола
16) 3 кровати
17) ведра
18) жестянку от керос<ина>
20) Алин стульчик
21) 2 табурета
22) самовар Пра
<На перевернутой странице, на свободном месте от списков 1914 г.— хронологически последняя запись этой книжки: >
— «А если бы ночь была милая,— звездная?»
_____
— «Где ты чувствуешь грусть?»
— «В сердце!» (показывает)
— «Только два друга,— ты и Соня.»
_____
— «Ты со мной и одна.»
_____
<Продолжение записей 1914 г.>
Ася должна — 18р. 40 к.
92 к.
3 р. (извоз<чик>)
1 р. (виш<ни?>)
92 р.
115 р. 32
— 50
12-го мая 1914 г. 1l4 p. 32
1 р. 25
— 5р.
16-го мая 111р. 07
— 106 р. 50
5 р.
5р.
1 р. 20
кофе (банка)
пёсика нету и т. д.
Макс! Боюсь!
Боюсь! Дерево! (ветер)
Мама, пиши, паята.
Перо упало.
Гори! Гори! Мама, кушай!
Палиська.
_____
Духи, кольца, картинки, пенье,
Мама, тут идем.
Не хочу!
_____
11-го июня 1914 г.
74 + 32 + 12 + 6 + 10 + 8 = 1 р. 42 к.
2 р. 43 — 1 р. 42 = 1 р. 01 к.
<Далее на свободном месте коктебельские записи лета 1915 г.>
есть 1 Сереже
— темный
истрачено на кофе — 5.50
5.50
3 больших, 1 средний, 5.50
2 р. 50
1 маленький 1 р. 50
куплю еще один
средний (3 р.) и один большой.
у Сережи — со звездами
у меня — со звездами
у Сони — со звездами
для Али — маленький квадратный
Асе — один средний
Адел<аиде> Каз<имировне> — один средний
_____
1 маленький.
Обменяю 2 — со звездами Соне и мне,
куплю 1 средний и еще 1 маленький.
Куплю 1 за 6 р. со звездами,
Со звездами:
у С<ережи> — 1
у Сони — 1
у меня — 1
средний — Асе
маленький — Але.
Сегодня
марганц<евый> к<алий
<ийские> булавки
вз
_____
Няне дано
19 р. 15 коп.
4 р. 60 коп.
1 р. 49 коп.
— 24 р.
1 р. 24 коп. из денег за июль
(27-го ей получать)
_____
Обеды у Е. П. с 2-го июня
— 16-го и 17-го — Сереже
1) Отдать Е. П. 1 p. 20 к.
2) Взять у Пра векселя
10 р. 00
— 7 р. 25
3) Взять у Майи тетрадь
_____
ВЕЩИ
В багаж:
2 б<ольших> корзины
серый чемодан
ванна
кроватка
Алина корзинка
3 ведра
С СОБОЙ
2. Кусачья корз<инка>
3. рыжий чемодан
4. ящик с фот<оаппаратом>
6. зеленый мешок
8. картонка
всех 18 вещей
Не забыть бутылку с молоком, улож<ить> мелочи,
взять у П<етра> Н<иколаевича> вещи
_____
<На обороте заднего шмуцтитула и обороте заднего форзаца — записи, вероятно, августа 1913 г.>
Слесарь
Ремни
Банк<овские> бумаги
Улож<ить> блюдо, подсв<ечники>
Взять нянин паспорт
<ить> кост<юм> Ж<анны>Д’Арк
достать портрет Сережи
Улож<ить> верблюда
Милые мне письма
в несгораемый,
Купить; ремни, затворы, треножник,
Але шляпу
Уложить: кострюли, зеленую скатерть,
кост<юм> Жанны Д’Арк
Покрыть Сережин стол линолеумом
Отдать жилице ключ от двери, от
несгор<аемого>, оставить адр<ес>
Надеть всюду замки
<Рукой С. Я. Эфрона — первые строки микроскопической мелкописью, последние — буквами обычной величины: >
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь,
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям
Не заводи о прошлом слова
О друг заботливый больнова
В его дремоте не тревожь.
Милая дорогая
— я Ваш <рисунок головы льва>
преданный
Прощайте
Прощайте Прощайте