• Приглашаем посетить наш сайт
    Иностранная литература (ino-lit.ru)
  • Эфрон Сергей: Волшебница

    Сергей Эфрон[56]

    ВОЛШЕБНИЦА 

    I

    Одной из наших добровольных обязанностей было — стеречь почтальона.

    Папа, мама, Люся, Лена, Fräulein, Андрей, даже кухарка с горничной, даже дворник — все получали письма, все, кроме нас. И все-таки, несмотря на эту ежедневно повторяющуюся несправедливость, все письма проходили через наши руки.

    — тайна, заключенная в этих больших и маленьких, узких и квадратных, надписанных различными почерками конвертах.

    Каждый раз, когда приходил почтальон, мы с Женей в один голос спрашивали: «А нам есть?» — и неизменно слышали ответ: «Вам еще пишут».

    Пишут? Кто? — Может быть, какой-нибудь капитан, собирающий юнг для своего корабля, может быть, маленький граф, которого украли цыгане, или Fräulein Else (она в прошлом году уехала в Германию и обещала писать), или та девочка в «Спящей красавице», или просто какой-нибудь король, которому мы понравились и который хочет сделать из нас принцев. Пока письмо не получено, открыты все возможности.

    Дни по письмам делились нами на хорошие, «ничего себе» и бедные Хорошие — пять, шесть писем, открытки с картинками и газета; «ничего себе» — письма два и газета; бедные — одна газета!

    Какое разочарование! Нести одну-единственную газету — какой стыд! Еще немного, и мы бы начали оправдываться при виде стольких разочарованных лиц.

    — Мне есть?

    — Нет, только маме!

    — Ну, хорошо! Узнают они, что значит не отвечать на письма!

    — А что значит? — любопытствовали мы, с трудом сдерживая смех.

    — Нá!

    Нужно было видеть мгновенную перемену ее лица! Сдвинутые брови расходились, глаза из слишком темных снова превращались в желтые, улыбка расплывалась во все лицо… От радости она даже забывала сердиться.

    Дразнить Лену не представляло для нас и половины того интереса. Более сдержанная, она ограничивалась ответами вроде: «Странно», или: «Я и сама давно не писала». Отсутствие Люсиных угроз отнимало у нас всякое желание устраивать Лене «сюрпризы». Потому мы и в этот день сразу отдали ей письмо.

    — От Мары! — воскликнула она, осторожно обрывая краешек конверта.

    Каждый отнесся к этому известию по-разному: мама — спокойно, Люся — радостно, Андрей — насмешливо («какая такая Мара?»), мы — с любопытством, папа — довольно недоброжелательно.

    — Она какая-то сумасшедшая, твоя Мара, — сказал он в ответ на Ленино известие. — Ни в одной гимназии не ужилась, из последнего класса вышла. Что она теперь делает?

    — В предпоследнем письме она писала, что выходит замуж, но теперь все расстроилось. Оказалось, что жених выдавал ей чужие стихи за свои.

    — Она увлекается стихами?

    — Она сама пишет! — гордо ответила Лена.

    — А сколько ей лет?

    — Семнадцать.

    — Вы рады, что она приезжает?

    — А она с маленькими разговаривает?

    — Конечно. Она вас даже полюбит.

    — Наверное?

    — Если вы будете себя хорошо вести.

    В ответ на эту давно знакомую фразу Женя только выразительно свистнул. «Хорошо будем себя вести» — значит, она нас не полюбит. Вот Лена всегда так: начнет хорошо, а кончит как большая! Мы пошли в детскую, обиженные и мстительные. Мару мы уже разлюбили.

    — Но ведь папа сказал, что она сумасшедшая! — воскликнул Женя, занявшийся было увеличением дыры в занавеске (признак дурного настроения).

    — Он шутил, — недоверчиво возразил я.

    — Ни капельки не шутил — он даже не улыбнулся. Чего же тут особенного? Мало ли сумасшедших!

    Но разве сумасшедших надо слушаться? Что ты! Они сами должны всех слушаться, они хуже маленьких.

    — Откуда ты знаешь?

    — Помнишь, когда мы чуть-чуть не зажарили соседскую курицу, мама сказала, что мы с ума сошли.

    — Так что же?

    — Значит, они хуже.

    Нельзя сказать, чтобы Женино объяснение отличалось особенной ясностью, но основное было вне сомнений: Мара — сумасшедшая.

    — Нужно напомнить об этом Лене, — предложил я. Мы побежали к ней в комнату.

    — Что вам надо? — недовольно спросила она, закрывая какую-то тетрадку.

    — Лена, а Мара нас будет слушаться?

    — Слушаться — вас?

    — Папа сказал, что она сумасшедшая, а сумасшедшие всех должны слушаться.

    — Даже маленьких, — дополнил Женя.

    — Идите и не приставайте с глупостями, — сухо сказала Лена. — Вы даже шуток не в состоянии понять! Мы вышли.

    — Ей стыдно, что у нее сумасшедшая подруга, — догадался Женя.

    — Я на ее месте был бы очень рад, — произнес я задумчиво. Мара-сумасшедшая нравилась нам больше Мары — «ведите себя хорошо».

    II

    С самой минуты Лениного отъезда на вокзал мы беспрестанно подбегали к окнам.

    Первый взрослый человек, который будет нас слушаться, — да еще сумасшедший! Нетрудно понять наше нетерпение.

    пеной, когда трясет волосами — мечет искры; из ноздрей ее, как у дикой разъяренной лошади, клубами вылетает пар; руки с длинными когтями, глаза как у кошки, облитой одеколоном, ноги с копытами…

    — Если она с копытами — она черт! — заявил он.

    — Какой ты смешной. Разве лошадь — черт?

    — Как же она будет ходить по паркету?

    — Научится, — в цирке лошади даже танцуют.

    — Она все вещи перебьет.

    — Нужно будет все прятать.

    — У нее все время пена на губах?

    — Конечно.

    — А вдруг она с нами полезет целоваться?

    — Потом вымоешься, а может быть, тоже сделаешься сумасшедшим.

    — Я не хочу.

    — Так не целуйся, — скажи, что у тебя насморк.

    — Очень она испугается! Я скажу: скарлатина, дифтерит…

    — Чума, — предложил я.

    — Да, да' — обрадовался Женя.

    Взволнованные предстоящей встречей и собственными догадками, мы так и прилипли к стеклу. Напрасно звала нас Люся пить молоко, напрасно со двора доносились звуки шарманки, — мы не двигались с места.

    И вот наконец, когда к Мариным когтям и копытам прибавился еще хвост, раздался звонок. Коротко и резко — так звонила только Лена.

    — Как же мы не видели санок?

    — Мы смотрели слева, а она приехала справа.

    — Пойдем отворять?

    — Еще вцепится, пусть лучше Дуня откроет. Мы остановились у рояля.

    Вот Дуня отодвигает засов; запела дверь. В передней Ленин голос:

    — Раздевайся скорей, ты, наверное, совсем замерзла.

    — Совсем не замерзла, мне всегда жарко!

    Она! — Сумасшедшим всегда жарко.

    Мы беремся за руки. Я, как старший, делаю шаг вперед. Вытягиваем головы. Вот кусочек Лениной шубы, вот что-то темное на полу. Сумасшедшая приехала и начала беситься!

    — Такое маленькое, лиловенькое — я без него жить не могу! Голос Лены:

    — Не беспокойся, сейчас найдем. С цепочкой?

    — Да, с серенькой, то есть с серебряной. Оно у меня с одиннадцати лет! Господи, Господи!

    — Ты только сейчас заметила, что его нет?

    — Да, на извозчике я его еще щупала.

    — Надо позвать мальчиков, — они всегда все находят. Мы так и застыли. Сумасшедшая потеряла свою цепь, и мы теперь должны ее найти.

    — Кира! Женя! Идите скорей!

    — Сейчас!

    Мы в передней. Лица Мары не видно, она ползает по полу спиной к нам. Лена в шубе стоит на корточках и шарит руками под вешалкой.

    — Мара сейчас уронила свое сердечко; поищите хорошенько.

    — Что же вы стоите?

    Будь, что будет! Становимся на колени, стараясь не дотрагиваться ее синего платья. Шарим под вешалкой без всякой надежды найти, — разве можно потерять сердце?

    — Мара, — говорит Лена, вставая, — может быть, оно у тебя где-нибудь спрятано?

    — Ты думаешь? Нет, кажется… Я сейчас посмотрю. Синяя юбка метнула меня по лицу. Сумасшедшая встала. Я тоже встаю. Большая девочка в синей матроске. Короткие светлые волосы, круглое лицо, зеленые глаза, прямо смотрящие в мои.

    — Кира или Женя?

    — Кира.

    Она опускает руку за матросский воротник. Вынула сначала огромный складной нож, потом портсигар и маленькую кукольную голову. Опустила все обратно, роется еще. Вытащила кошелек, открыла.

    — Нашлось! Женя, не ищи! Лена, смотри, вот оно! В высоко поднятой над головой руке лиловый камешек на цепочке.

    — Слава Богу! Я без него жить не могу!

    — Идем скорей чай пить, ты, наверное, простудилась, — озабоченно говорит Лена, успевшая за это время снять шубу. Все выходят, кроме нас.

    — Копыт нет, а когти есть, — шепчет Женя.

    — Видел?

    — Слышал, как скреблась.

    — Посмотрим ее шубу!

    Рядом с Лениной шубой что-то странное, коротенькое, лохматое — медвежья шкура шерстью вверх.

    — Не трогай! — останавливаю я Женю. — Еще заразишься и сам с ума сойдешь.

    В столовой сидели папа, сестры, Андрей и Мара. Последняя, впрочем, не сидела, а стояла, прислонившись к печке. Люся разливала чай.

    — Вам, Мара, какого? Крепкого, среднего или слабого?

    — Черного, как кофе.

    — Ведь это очень вредно…

    — Страшно действует на нервы, отравляет весь организм, лишает сна, — скороговоркой продолжала Мара.

    — Зачем же вы его пьете?

    — Мне необходим подъем, только в волнении я настоящая.

    — Вы слишком дорого оплачиваете это волнение. Подумайте, что с вами будет через два-три года, — сказала Люся. Мара нетерпеливо замотала головой.

    — Через три года мне будет двадцать лет, — это пока ясно и несомненно. И еще ясно, что я не хочу и не могу жить долго.

    Мы с интересом следили за ее ответами. Не хочет и не может жить долго? Наверное, она боится, что еще больше сойдет с ума и ее запрут в клетку. Бедная!

    Папа предложил ей сесть.

    — Благодарю вас, я никогда не сижу, я терпеть не могу сидеть.

    — Неужели вечное стояние вас не утомляет?

    — Я ведь не целый день стою, — хожу или, когда устану, лежу.

    — Вы, кажется, горячий противник гигиены?

    — Люди, слишком занятые своим здоровьем, мне противны. Слишком здоровое тело всегда в ущерб духу. Изречение «в здоровом теле — здоровая душа» вполне верно, — потому я и не хочу здорового тела.

    Папа отодвинул чашку.

    — Так здоровая душа, по-вашему?..

    — Груба, глуха и слепа. Возьмите одного и того же человека здоровым и больным. Какие миры открыты ему, больному! Впрочем, все это давно известно!

    — Вы, наверное, много читаете?

    — Можно мне докончить вашу мысль?

    — Пожалуйста.

    — Вы сейчас смотрите на меня и думаете: «Тебе семнадцать лет, ты еще ничего не видела от жизни и считаешь себя умной, потому что много читала для своих семнадцати лет». Так ведь? Я действительно считаю себя умной. Умной — да, по сравнению с другими. Но главное, что я ценю в себе, — не ум.

    Она внезапно опустила глаза.

    — А что же, можно спросить? — сказал папа.

    — Вам, наверное, странно, что я так говорю с вами, — как равная с равным. Не беспокойтесь, никто больше меня не уважает старости.

    — Я хочу дать вам верное понятие о себе. Если бы я сейчас замолчала, вы бы сочли меня за рисующуюся, самовлюбленную девчонку. Но я не такова, потому продолжаю. Мы говорили о главном, что я ценю в себе. Это главное, пожалуй, можно назвать воображением. Мне многого не дано: я не умею доказывать, не умею жить, но воображение никогда мне не изменяло и не изменит.

    — Мара, ты, наверное, устала с дороги, пойдем спать, — сказала Лена, вставая.

    — Пойдем, но не спать! Я тебе ужасно много должна рассказать! — весело воскликнула Мара.

    — с папой особенно вежливо, — она подошла к нам:

    — Вам скучно было все это слушать?

    — Совсем нет! — в один голос ответили мы.

    — Ну, скажи. Женя, что ты понял из моих слов? Я, между прочим, уверена, что ты все великолепно понял.

    — Что вы не хотите долго жить, что вы умная…

    — Браво! Еще?

    — Что вы боитесь… — Женя замялся.

    — Чего боюсь?

    — Что вас посадят в клетку.

    Лена сильно дернула его сзади за рукав.

    — Идем. Мара, детям спать пора. Видишь, Женя уже бредит!

    — Нет, это интересно!

    — Идем, — повторила Лена, делая в нашу сторону большие глаза.

    — Завтра вечером ты мне это объяснишь, Женя, хорошо? Желаю вам чудных снов, мальчики.

    Странные сны нам снились в эту ночь.

    III

    Когда мы на следующее утро вышли к чаю, мы не узнали вчерашней Мары. Серо-бледная, с крепко сжатыми губами, сидела она у стола, порывисто мешая свой кофе ложечкой. При виде нас она покраснела и молча протянула нам руку.

    Мы спросили у Лены.

    — Днем она всегда такая. Только не подавайте вида, что заметили; она из-за этого способна уехать.

    Странная сумасшедшая! Да вообще—сумасшедшая ли? Конечно, она не как все: курит одну папиросу за другой, вчера вечером не переставая говорила, сегодня не переставая молчит… Но где же пена у рта, дикие танцы, хохот, копыта, когти? Даже когтей у нее нет, — Женя ошибся. Просто очень длинные ногти. Не совсем понятно тоже, почему она сегодня сидела за столом, когда этого терпеть не может? Разве ее кто-нибудь заставлял? И почему покраснела, здороваясь с нами?

    — Благодарю вас, мне не хочется есть.

    — Но вы и утром ничего не ели. Разве можно жить одним черным кофе? Вы совсем ослабеете.

    — Наоборот, — чем меньше я ем, тем лучше себя чувствую. Когда подали сладкое, мама послала нас с Женей еще раз позвать ее. Первым начал я.

    — Мара, мама очень просит вас съесть сладкое.

    — Какое сладкое?

    — Как каждый день, такое же. Тут вмешался Женя:

    — Мама сказала, чтобы мы привели вас к столу. Мы сейчас едим компот, и вам еще много осталось.

    — Слушайте, мальчики, — начала Мара, затеняя лицо руками, — скажите маме, что я очень благодарна ей, но никогда завтракать не буду. Ни сегодня, ни завтра — никогда.

    — Почему? — спросили мы в один голос.

    — Вы когда-нибудь бывали совершенно сыты? Так сыты, что противно даже думать о еде?

    — Бывали — один раз, на именинах у дяди Володи Я тогда съел семь пирожных, а Кира девять.

    — Отлично. Ну, а я всегда сыта, точно одна съела семь и девять пирожных.

    — Да ну-у? — почтительно удивился Женя.

    — Совершенно так. Поняли? Теперь подите и скажите это маме. И ради Бога, не возвращайтесь больше с этим!

    — Очень странно смеяться над такой простой вещью, что человеку не хочется есть, — сказала она.

    — Не в святые ли она собирается? — насмешливо спросил Андрей.

    Лена, не отвечая, вышла из столовой. Мама с папой переглянулись.

    — Я прямо не знаю, как с ней быть, — говорила мама Лене, — ведь это твоя подруга, ты должна же знать ее немножко.

    — Я ее очень хорошо знаю — не ее, а ее привычки. Она непременно будет обедать. При лампе она никого не стесняется.

    За обедом — она обедала стоя — снова начался разговор о еде.

    — Мне тaк неприятно доставлять вам беспокойство, — говорила она, пуская дым кольцами, — я бы так хотела объяснить вам, что питание — совершенно второстепенная вещь.

    — Я и не утверждаю, что в нем весь смысл жизни, — улыбаясь, сказал папа.

    — Значит, в этом мы сходимся. Но я скажу больше: еда — явление совершенно отрицательное. После обеда люди всегда глупеют. Разве сытому человеку придет в голову что-нибудь необыкновенное? Разве в минуту подъема человек думает о еде? Чем умнее человек, тем меньше он ест…

    — Судя по тому, как мало вы кушаете, вы, должно быть…

    — Андрей! — сердито воскликнула Лена. Мара пожала плечами.

    — Вы совершенно правы, — продолжала она спокойно, — и я могу привести вам много примеров.

    — Пожалуйста.

    — Но я этого не сделаю.

    — Почему?

    — Вспомните бисер и свиней!

    — Благодарю вас!

    Мама нагнулась к Андрею и что-то пошептала ему на ухо. Он покраснел и налил себе воды. Все замолчали.

    — теперь кудри лежали у нее по плечам — и рассматривала свой дым.

    Так кончился обед.

    IV

    — Мальчики, вы спите?

    — Нет, не спим.

    — Я пришла поговорить с вами.

    — Почему вы не спите?

    — Кира рассказывает мне сказку.

    — О чем?

    — О колодце и девочке, которая по ночам не спит.

    — Значит, обо мне?

    Мара садится на мою постель.

    — Нет: вы не девочка, вы большая.

    — Я не большая! — тихо смеется она. — Я совсем маленькая — как ты, как Женя.

    — Вам семнадцать лет!

    — Кто это тебе сказал?

    — Лена.

    — Лена не знает. Впрочем, я сама не знаю. Мне и семь, и семнадцать, и семьдесят.

    — Значит, вы совсем старая? — доносится с другой кровати испуганный голосок Жени.

    — Иногда. Сейчас я совсем маленькая. Кира, расскажи же мне свою сказку, — говорит она, помолчав.

    — Вы будете смеяться.

    — Нет, я не буду смеяться.

    — Про что же мне рассказывать?

    — То же самое, что Жене, — о колодце и девочке. Только, мальчики, говорите мне «ты», или я вам буду говорить «вы».

    — Мы всем большим гостям говорим «вы».

    — Я — маленькая.

    Я приподнимаюсь на локте и тихонько трогаю ее локоны.

    — Вы не рассердитесь, если я вам… тебе скажу одну вещь?

    — Конечно, нет. Говори!

    — Другие говорят, что ты сумасшедшая. Мара молчит, потом берет мою руку, — ту, что гладила ее по волосам.

    — Значит, вы меня боитесь оба?

    — Нет, ты совсем не страшная Мы думали, ты с когтями и копытами, а ты просто большая девочка.

    — Маленькая, — поправляет она.

    — Почему же у тебя такое длинное платье?

    — Платье — вздор. Впрочем, ты прав, — оно ужасно длинное. Я бы хотела быть мальчиком.

    — Fräulein нам рассказывала, что когда вся земля затрясется, все мальчики будут девочки, а все девочки — мальчики, — задумчиво говорит Женя.

    — Ты наверное это знаешь?

    — Наверное.

    — Это будет чудно! Ну, что же, Кира, а сказка?

    — Раз был один колодец — глубокий, глубокий; в нем была серебряная вода. И была еще одна маленькая… нет, большая девочка с золотыми кудрями.

    — Ты говорил — с черными, — обиженно поправляет Женя.

    — А теперь она с золотыми. Эта девочка никогда по ночам не спала, — все бегала, всюду рылась. Она была очень непослушная девочка. Ну, вот, когда мама заснула, она выбежала в сад. А ночь была темная, страшная-страшная. Она испугалась и стала кричать, но никто ее не слышал, потому что все спали. Тогда она еще больше стала кричать. И вдруг за ней кто-то затопал. Она не знала, что это добрый медведь, и побежала. Бежала, бежала и — бух в колодец. А вода в нем была серебряная.

    — А потом? — спросила Мара.

    — Потом — не знаю, Я еще не выдумал.

    — Это прекрасная сказка. Твоя девочка очень похожа на меня — я тоже никого не слушаюсь и тоже не сплю по ночам.

    — Что же ты делаешь?

    — Читаю, пишу, курю, хожу по комнате.

    — А тебе не страшно ночью?

    — Иногда страшно — когда я забываю о своем сердечке. Это мой талисман. Мне его подарил один человек, когда мне было одиннадцать лет. С тех пор я с ним не расстаюсь.

    — Что это—талисман?

    — Вещь, которая бережет от несчастья. Пока на тебе талисман, ты не утонешь, не наделаешь глупостей. Я недавно сделала страшную глупость.

    — Какую?

    — Я не знаю, поймете ли вы… Нет, конечно поймете! Дело в том, что один человек читал мне чудные стихи и говорил, что он их сам сочинил. Мне они ужасно нравились, и я сделалась невестой этого человека.

    — Как невестой? Ведь ты маленькая!

    — Это было ужасной глупостью Во-первых, я маленькая, а во-вторых, это были не его стихи, а чужие. Он мне все выдумывал. Я сказала ему, что презираю его, и уехала.

    — К нам?

    — Да.

    — А он за тобой не приедет?

    — Пусть попробует! Я ему покажу! — сердито воскликнула Mаpa, и я видел, как вздрогнули ее тонкие ноздри.

    — Ты на него очень сердишься? — спросил Женя.

    — Представь себе, что человек, которого ты любишь и в которого веришь, ну Люся или Лена, тебя обманул. Что бы ты ему сказал?

    — Что это очень плохо!

    — Понимаешь, если бы этот человек прямо сказал мне: «Это прекрасные стихи, но писал их мой товарищ», — я бы тогда не сердилась. Но сказать, что сочинил их он, и знать, что я люблю его за чужие стихи, — какая гадость! Я бы хотела, чтобы он уехал в Америку!

    — Я тоже хочу в Америку, — сказал я.

    — Зачем?

    — Так… Интересно на корабле. Ты когда-нибудь ездила на корабле?

    — На воздушном.

    — Разве есть воздушные корабли?

    — Конечно, есть. Мы еще с вами поедем!

    — Правда? Когда?

    — Как-нибудь вечером. Послезавтра, кажется, будет новолуние — это лучшее время для такой поездки.

    — Ты нарочно это говоришь?

    Сердце мое забилось.

    — Я говорю вполне серьезно. Царь луны, мальчик-месяц, мой большой друг. У него много воздушных кораблей, и он с удовольствием даст мне один.

    — Он добрый?

    — Очень добрый. Послезавтра вы о нем узнаете. Комната мало-помалу наполнялась дымом. Мара курила не переставая. То и дело трещал, открываясь и закрываясь, металлический портсигар, то и дело чиркала спичка. Окруженная облаком дыма и сиянием коротких пышных кудрей, это былa уже не Ленина подруга Мара, которая утром краснела и за обедом спорила с папой.

    — Мара, — сказал я тихо, — я знаю, кто ты.

    — Кто?

    Ее блестящие глаза пристально взглянули в мои.

    — Ты — волшебница. Правда, Женя?

    — Правда!

    — Догадались? Как я рада! Я сразу увидела, что вы меня поймете. Как же вы это узнали?

    — Ты знакома с мальчиком-месяцем?

    — Ты так легко ходишь!

    — У тебя такие глаза, такое сердечко!

    — И такие волосы.

    — Ты по ночам не спишь, ты ничего не ешь, у тебя…

    — Ты такая чудная!

    — Мальчики мои! Ты, Кира, — золото, ты, Женя, — бриллиант! вы оба — аметистовые сердечки, как у меня на шее!

    — А другие знают, что ты волшебница?

    — Никто не знает.

    — Даже Лена?

    — И она не знает, — только вы, мои золотые, серебряные мальчики. Недаром у вас аквамариновые глаза. Это такой драгоценный камень цвета морской воды.

    — Ты любишь море?

    — Вы любите стихи, да? Ну, слушайте:


    Душа не уснет в покое
    Но имя Бог мне иное дал:
    Морское оно, морское!

    Забыть не могу тоски я.
    Мечты иные мне подал Бог:
    Морские они, морские!


    Но душу Бог мне иную дал
    Морская она, морская![57]

    — может быть, она русалка?

    — Ты русалка, Мара?

    — Я все — и волшебница, и русалка, и маленькая девочка, и старуха, и барабанщик, и амазонка, — все! Я всем могу быть, все люблю, всего хочу! Понимаете?

    — Конечно, ты волшебница!

    — Закройте глаза!

    Когда мы их открыли — она уже исчезла.

    Часы в гостиной пробили двенадцать.

    V

    — только голос. Три перекликающихся голоса в темноте.

    — Кира, что, по-твоему, старость?

    — Это когда ходят с палкой, надевают очки и кашляют. Все лицо в складочках, и после каждого слова: «э-э-э».

    — А по-твоему, Женя?

    — Это когда мальчик растет, растет и вдруг седой станет и у него уже внуки.

    — Ты бы хотел быть старым?

    — Нет, старому страшно. Идет, ничего не видит и раз — под конку! А ты бы хотела быть старой?

    — Тоже нет. Сейчас мне семнадцать лет, и я все могу. Хочется лезть на дерево — лезу, кататься по ковру — катаюсь. Мне все позволено. Но представь себе пожилую даму, лезущую на дерево, — нелепо, правда?

    Мы расхохотались.

    — Вот видите, вам смешно. А по-настоящему это не смешно, а ужасно. Положим, я живу все дальше и дальше. Мне уже не семнадцать, а двадцать семь, а тридцать семь, а сорок семь лет. Обо мне говорят уже не «молодая девушка», а «пожилая дама». От меня требуют разумного поведения, спокойного взгляда на жизнь, знания ее. А в глубине я все тот же сорванец, та же семнадцатилетняя, с тем же сердцем и той же душой. Я прекрасно знаю, что кататься по полу со старым лицом — нельзя, невозможно, нелепо, смешно. Мне приходится сдерживать себя, изменять настоящей себе из-за этого старого лица, — быть почтенной дамой, над которой я сама смеюсь. Это ужасно, ужасно!

    — Ты, наверное, уж скоро будешь старой?

    — Лет через десять, — то есть не старой, а среднего возраста. Это еще хуже… Впрочем, довольно об этом!

    Она вздохнула и положила голову рядом с моей на подушку. Мне вдруг захотелось ее утешить.

    — Ты — волшебница, а волшебницы всегда молодые и красивые. Я читал в сказках.

    — И у тебя ведь волшебная палочка, — добавил Женя. Мара слегка приподняла голову, мягко щекоча меня по щеке волосами.

    — Какие вы оба умные! Конечно, я не могу состариться. Я только пошутила, я ничего не боюсь. Довольно об этом! Будем говорить о веселом. Расскажите мне что-нибудь страшно глупое!

    — Мы про глупое ничего не знаем, — с достоинством ответил Женя.

    — Мы, когда были маленькие, очень много говорили глупостей, но теперь мы все позабыли, — отозвался я.

    — Жалко! Ну, тогда другое. Ты, Кира, начни что-нибудь рассказывать, потом будет продолжать Женя, за Женей я. Начинай, Кира!

    — Когда один человек играл на рояле, у него сломался палец. Он пошел на улицу и схватил одного другого человека за руку и оторвал у него палец. Тот разозлился и пошел к городовому. Тогда тот, с роялем, тоже оторвал у городового палец. Городовой заплакал, и другой человек тоже. И вот они плакали, плакали, плакали…

    — Довольно, Женя, дальше!

    — И вот они плакали, плакали, и вокруг них уже было целое озеро. Против городового жила одна девочка. Она выбросила свои калоши из окна, потому что они ей надоели. А ей как раз нужно было ехать на бал. Вот она вышла на улицу и видит: всюду вода, все извозчики потонули, и от домов — одни крыши. Как же теперь без калош?

    — Довольно, Женя! Я продолжаю. Тут она вспомнила, что ее няня всегда сравнивала ее губы с калошами. Она страшно обрадовалась, вытянула губы и — представьте себе! — вместо калош получился целый мост. Было уже поздно, бал уже давно начался, — пришлось бежать по собственным губам. В замке уже звенела музыка, сияли все люстры, кружились пары… Она вбегает в залу и — о, ужас! — громкий смех! Оглядывается, за ней тащится весь мост! Продолжай, Кира!

    — Тогда она подняла мост, как слон хобот, и начала всех им бить, и скоро все убежали. Она осталась одна и до утра танцевала. — Все!

    — Прекрасный рассказ! — воскликнула Мара. — А вы еще думали, что все это забыли. Нет, глупостей нельзя забывать. Только в них спасенье!

    — Но ты сама ведь умная? — спросил Женя.

    — Только умные люди делают настоящие, самые глупые глупости. Ты сейчас поймешь. Положим, что как-нибудь утром мама скажет тебе: «Бегай, играй, гуляй целый день, только не учись!»

    — Мама так не скажет! — мгновенно вставил я.

    — Представь себе такое чудо. Бывают же чудеса!

    — Бывают: я раз утром нашел у себя в постели шоколадку. Как она туда попала, совсем не знаю!

    — Вот видишь! Итак, мама позволила тебе целый день ничего не делать. Ты вышел на двор, погнался за соседской кошкой, порыл колодец, залез к Каштану в будку, попробовал в сарае испорченный велосипед — словом, взял от свободы все, что мог. И вот ты вернулся домой пить чай.

    — Мне чая не дают, только по воскресеньям, и то с молоком.

    — Хорошо. Ты выпил свое молоко и опять побежал играть. Опять роешь колодец, подманиваешь кошку и т. д. В этом кончается день. На другое утро мама вдруг запрещает тебе выходить из комнаты, ты должен сидеть и учиться. Только вечером тебе удается поиграть на дворе. Когда же веселей играть — после целого дня игры или целого дня учения?

    — Если я целый день буду учиться, я умру. Это доктор сказал.

    — Или сойдешь с ума, — что говорю я. Да, к чему я тебе рассказывала всю эту скучную историю?

    — Я не знаю.

    — И я тоже не знаю. Иногда мелькнет какая-нибудь мысль, попробуешь подтвердить ее примером — и кончено, исчезла! Это все равно что, идя куда-нибудь на елку, заходить по дороге во все дома, где тоже елка. В конце концов забываешь, куда шел. Положим…

    — Ты все время говоришь «положим».

    — «Положим» то же самое, что «представь себе». Жизнь так скучна, — ты скоро в этом убедишься, — что все время нужно представлять себе разные вещи. Впрочем, воображение — тоже жизнь. Где граница? Что такое действительность? Принято этим именем называть все, лишенное крыльев, — принято мной, по крайней мере. Но разве Шенбрунн — не действительность? Камерата, герцог Рейхштадтский… Ведь был же момент, когда она, бледнея, поднесла к губам его руку! Ведь все это было! Господи, Господи!

    — Ты, когда была маленькая, тоже все время представляла разные вещи?

    — С самого дня рождения!

    — И тоже так много говорила?

    — Мое первое слово было — «гамма» Поэтому мама вообразила, что из меня выйдет, по крайней мере, Рубинштейн. Семи лет меня отдали в музыкальную школу. Что это было! Дома — два часа у рояля, в школе — два часа… Когда меня сбавляли одну, я мгновенно слезала с табуретки и делала реверанс воображаемой публике. Я так хотела славы! Теперь это прошло. В нашей школе устраивались музыкальные вечера, на которых присутствовали родители учащихся. Как я помню свое первое выступление! Мне надели розовое платье с широким поясом, завязали в волосы бант и отмыли пемзой чернила с пальцев. На извозчике я, при свете фонарей, перечитывала программу, где на первом месте стояло мое имя. Наконец мы приехали. Я сразу побежала в темный класс и, не снимая перчаток, сыграла свою пьеску. Публика понемногу собиралась. Гул голосов, смех У входа на эстраду уже стояла Женя Брусова, звезда нашей школы. С ней я должна была играть в четыре руки. Мне было семь лет, ей лет семнадцать-восемнадцать. Я играла плохо, она чудно. Я ее обожала. Наконец — третий звонок. Занавес поднимается. Я вбегаю по лесенке на эстраду, делаю реверанс. Сколько людей! И как они все на меня смотрят! Сажусь Женя пододвигает табуретку со мной к роялю. Оправляю платье. Женя шепчет: «Только не спеши! Ну, раз, два, три!» Мы начинаем. Все идет хорошо: я нигде не ошибаюсь, не тороплюсь, — скоро уж вторая часть. Вдруг — смех, все громче, громче… Я смотрю на Женю у нее как-то странно дрожат губы. Что же это такое? Тут я заметила, что с первого такта считала вслух: «Раз и, два и, три и, четыре и», как дома и на уроке. Поняв это, я замолчала. Смех быстро затих. Но когда я делала прощальный реверанс, все лица улыбались.

    — А потом? — спросили мы в один голос.

    — А потом меня с лесенки подхватил директор, подбросил в воздух и сказал. «Молодец, Мара!» Я побежала к маме, она смеялась. Все смеялись и поздравляли меня. К концу вечера у меня слипались глаза. Когда мы с мамой одевались, в переднюю вошел директор, положил мне в муфту руку и вынул оттуда яблоко. «Что это у тебя. Марочка, в муфте яблоки растут?» Я отлично поняла, что это он сам положил туда яблоко, но стеснялась сказaть. «Отвечай же, Мара!» — строго сказала мама. Но я упорно не поднимала головы. Тут меня выручила Женя: «Мара, наверное, сейчас седьмой сон видит!» И, нагнувшись, поцеловала меня. Потом мы с мамой сели в санки и поехали по тихим, снежным переулкам.

    — А яблоко ты съела?

    — Конечно, тут же!

    — А что теперь с Женей?

    — Не знаю. Десяти лет я уехала за границу и больше не возвращалась в школу.

    — Ты ее и теперь любишь?

    — Да, как все прошлое.

    — Расскажи еще!

    — Вот другой случай, тоже смешной. Мне тогда было четыре года. Мы с мамой пришли в гости к моей крестной в чудный дом, заставленный старинной мебелью, пальмами, зеркалами. На столах лежали дорогие безделушки и конфеты, на полу — белые медведи в виде ковров. (Помню, как я целовала одного прямо в морду!) После чая мама отпустила меня погулять по комнатам. «Только ничего не трогай на столе! Не будешь?» — «Не буду!» — «Ну, иди!» Я пошла. Я, маленькая, была очень серьезная и неподвижная, с большой головой и волосами до бровей. Ну, иду, рассматриваю вещи, ничего не трогаю. Вдруг — кресло. Раз оно не на столе, его можно трогать. Тронула, обхватила, потащила. Тащу через все комнаты, — раскраснелась, запыхалась. Ставлю прямо перед мамой. «Ты зачем его принесла?» — «Оно не на столе было!» Общий хохот. Прощаясь, крестная сказала мне: «Приходи к нам. Марочка, комнаты у нас просторные, конфет много».

    «Да, — серьезно ответила я, — комнаты-то и у нас просторные, только конфеты у мамы заперты».

    — Твоя мама всегда запирала конфеты?

    — К несчастью, да. Но как-то paз к нам приехала одна мамина знакомая и привезла нам три шоколадных яйца. Мы с Адей — это мой брат — сразу съели свои, а Аля — моя маленькая сестра — побоялась огорчить маму и не съела. Приезжает мама. Няня ей еще в передней успела что-то рассказать про яйца. «Ну, дети, покажите мне шоколадные яйца!» Мы стоим рядом. Аля за спиной передает Аде свое яйцо: «Вот». — «А твое, Мара?» Адя мгновенно прячет его за спину и передает мне. Я храбро показываю. «Дай-ка его мне на минутку!» Кончено, — бедная Аля! Мама сначала очень рассердилась, а потом смеялась и хвалила Алю.

    — Аля тоже была с большой головой?

    — Нет, с маленькой. Она была совсем другая, — веселая, ласковая, приветливая, всем улыбалась, ко всем шла. Когда ей было три года, она снималась. Сама положила ногу на ногу, сложила руки, улыбнулась и спросила фотографа: «Хорошо?» Но она ужасно часто плакала. Чуть подадут суп, сейчас же: «И-и-и». Мама — упрашивать: «Аленька, милая, золотая!» — «Аинька не хочет». (Она сама себя звала Аинькой.) «Ну, одну ложку! Hу, ради мамы!» — «И-и-и». Или мы что-нибудь отнимем у нее, сейчас — к маме. Идет по лестнице: «И-и-и», — в зале, в гостиной уже тише (нужно же беречь голос!), а как подойдет к маминой двери, сразу изо всех сил.

    — Она хитрая была!

    — А вы не хитрые?

    — Тоже хитрые. Мара, я у тебя хочу одну вещь попросить!

    — Какую?

    — Хочешь быть моей сестрой?

    — И моей тоже!

    — Heт, одной моей! Я первый сказал. Правда, Мара, я первый сказал?

    — Правда, Кира, но я все-таки не согласна.

    — Почему?

    — Если я буду твоей сестрой, мне придется читать тебе нравоучения, заставлять тебя мыть руки, не позволять на прогулках водить пальцем по заборам. Ты меня в конце концов разлюбишь. Когда ты через несколько лет прочтешь «La Princesse lointaine»,[58] ты меня поймешь.

    — Какая это Princesse?

    — Лучшая из всех, — лучше Спящей красавицы, лучше Золушки и всех других. У меня к вам одна просьба, мальчики: каждый вечер молитесь о здоровье и долгой жизни Ростана. Это принц, который нашел эту принцессу.

    — Где?

    — В замке Триполи, на берегу моря. Он, кроме нее, нашел еще одного принца — сына Наполеона, герцога Рейхштадтского.

    — Я про Наполеона знаю. Он все у всех отнял, а потом его посадили на остров, и он умер.

    — Он был герой! Мученик славы! Молитесь и за него, мальчики! За него и за его сына — Наполеона II.

    — Он тоже воевал?

    — Нет. До четырех лет он жил во Франции, катался в колясочке, запряженной козами, сидел у Наполеона на коленях. По вечерам французская няня пела ему песни. А потом проклятые австрийцы увезли его к себе. Он не хотел уезжать из дворца. — «Когда папы нет, я здесь хозяин!» Хватался за портьеру, плакал. Но его все-таки увезли. А через год англичане обманом взяли Наполеона в плен. Он на своем острове все время думал о сыне, тосковал о нем. Маленький Наполеон тоже не мог забыть своего отца. Хотя ему было четыре с половиной года, он упорно не хотел говорить по-немецки, и учитель прямо не знал, что с ним делать.

    — Совсем как с нами! — вырвалось у меня.

    — Потом он, конечно, выучился, но всю жизнь, до самой смерти, был в душе сыном Наполеона и французом.

    — Он давно умер?

    — Давно, почти сто лет тому назад Он умер от тоски по Франции, юный, прекрасный, в печальном шенбруннском замке. Вы будете за него молиться?

    — Да, и за ту принцессу, и за принца Ростана, который их обоих нашел. Будем молиться, Женя?

    — Да, три поклона за каждого.

    — Сделайте это сейчас, милые!

    У каждой кроватки по белой склоненной фигурке. Два детских голоса:

    — Упокой, Господи, душу той принцессы…

    — Упокой, Господи, душу Наполеона и его сына, маленького Наполеона…

    — Дай, Господи, здоровье и долгую жизнь принцу Ростану.

    На коленях третья фигурка — темная. В темноте третий голос:

    — Упокой, Господи, душу Наполеона II, короля Римского, принца Пармского, герцога Рейхштадтского…

    VI

    Дорогие мальчики!

    Вы сейчас спите и не знаете, как неблагодарно и неблагородно поступит с вами ваша Мара. Эти две ночи с вами дали мне больше, чем два года в обществе самых умных и утонченных людей. Чего я хочу от жизни? Безумия и волшебства.

    — волшебницу.

    У меня нет дороги. Столько дорог в мире, сколько золотых тропинок, как выбирать?

    — всего! До встречи с вами я бы сказала у меня нет друзей. Но теперь они есть. Больше, чем друзья! Так, как я вас люблю, друзей не любят. У меня к вам и обожание и жалость. Да, я жалею вас, маленькие волшебные мальчики, с вашими сказками о серебряных колодцах и златокудрых девочках, которые «по ночам не спят». Златокудрые девочки вырастают, и много ночей вам придется не спать из-за того, что вода в колодцах всегда только вода.

    Сейчас шесть часов утра. Надо кончать. Я не простилась с вами, потому что слишком вас люблю.

    Мapa

    Примечания

    56. Эфрон Сергей Яковлевич (1893–1941) — муж М. И. Цветаевой.

    «Волшебный фонарь»).

    «Принцесса Греза» (пьеса Э. Ростана).

    Раздел сайта: