• Приглашаем посетить наш сайт
    Лермонтов (lermontov-lit.ru)
  • Цветаева Анастасия. Воспоминания
    Часть восьмая. Москва и Таруса.
    Глава 6. Сказочник. Возвращение папы из Каира. Выпускной вечер

    ГЛАВА 6. СКАЗОЧНИК. ВОЗВРАЩЕНИЕ ПАПЫ ИЗ КАИРА. ВЫПУСКНОЙ ВЕЧЕР

    Мы уже ждали скорого возвращения папы. Шли последние дни Андреевой и Марининой гимназии. Эллис все чаще приходит к нам. Длинные весенние вечера без него теряли смысл.

    Мы ждали его каждый день, и он приходил. То, что не было папы, что низ дома был теперь, как и верх, весь – иаш, создавало в доме особую, к чему-то прислушивающуюся, тревожную и проникновенную свободу. Прежде мы бывали в зале, столовой и наверху, в наших комнатах. Теперь, в какой-то неназванный, непонятный час, мы шли в кабинет, на папин серый, с турецким рисунком и спинкой, старый диван. Там начинались Эллисовы рассказы. Под маминым портретом – в гробу.

    Темнело. Дворник закрывал – и они стукали – ставни. Тогда начиналась ночь. Эллис сидел, между нас, порой вскакивал, представляя что-то, кого-то, и снова возвращался к нам, не прекращая рассказа. Вечер? Май? Дом, переулок? Мы – в тропиках. Мы едем на носороге. Только днем он притворился – диваном…

    Книги, читанные о тропиках, кораблях, путешествиях, – нищета после этой фантасмагории, этих сказок движенья, дыханья!..

    …Дня с ученьем, буднями – не бывало! Снова вечер, и мы втроем на сером диване, снова сумерки, и хлопают ставни, затихает дом, всколыхнулась сказка, и мы уже плывем, догоняем папу, воздух горяч, чист, это – Нил, его священные тростники…

    Через несколько лет Марина написала о той весне нашей поэму «Чародей», которую посвятила мне. Вот отрывки из нее:

    …Он вылетает к нам, как птица,
    И сам влетает в нашу сеть.
    И сразу хочется кружиться,
    Кричать и петь.
    Прыжками через три ступени
    Взбегаем лесенкой крутой
    В наш мезонин – всегда весенний
    И золотой,
    Где невозможный беспорядок,
    Где точно разразился гром
    Над этим ворохом тетрадок
    Еще с пером,

    Картонных кукол и зверей,
    Полуобгрыэенных баранок,
    Календарей,
    Неописуемых коробок
    С вещами не на всякий вкус,
    Пустых флакончиков без пробок,
    Стеклянных бус,
    Чьи ослепительные гроздья
    – Cinquantes, eclatantes grappes,
    – Блестя, опутывают гвозди
    Для наших шляп.
    Два скакуна в огне и мыле
    – Вот мы! Лови, когда не лень!
    Мы говорим о том, как жили
    Вчерашний день.
    О том, как бегали по зале
    Сегодня ночью при луне.
    И что и как ему сказали
    Потом во сне,
    – и мы уже в экстазе!
    – За наш непокоримый дух
    Начальство наших двух гимназий
    Нас гонит двух,
    Как никогда не выйдем замуж,
    Так и останемся втроем!
    О, никогда не выйдем замуж,
    Скорей умрем!
    Нас – нам казалось – насмерть раня
    Кинжалами зеленых глаз,
    Змеей взвиваясь на диване!
    О, сколько раз
    С шипеньем раздраженной кобры
    Он клял вселенную и нас -
    И снова становился добрый…
    Почти на час.
    Священнодействия – девизы
    – Витийства – о король плутов!
    Но нам уже доносят снизу,
    Что чай готов.

    Он с виду весит ровно пуд;
    Так легок, резок, строен, четок,
    Так страшно худ.
    Да нет – он ничего не весит!
    Он ангельски, бесплотно – юн!
    Его лицо как юный месяц
    Средь полных лун.
    Упершись в руку подбородком,
    О том, как вечера тихи,
    Читает он.
    Как можно теткам
    Читать стихи?
    О, как он мил и как сначала
    Преувеличенно учтив
    Как, улыбаясь, прячет жало
    И как, скрестив
    Свои магические руки,
    Умеет – берегись, сосед!
    – Любезно предаваться скуке

    Но вдруг – безудержно и сразу
    – Он вспыхивает мятежом,
    За безобиднейшую фразу
    Грозя ножом.
    Еще за полсекунды чинный,
    Уж с пеной у рта, взвел курок,
    Прощай, уют, и именинный
    Прощай пирог!
    Чай кончен.

    И домурлыкал самовар.
    Скорей на свежий, на весенний
    Тверской бульвар!
    Нам так довольно о Бодлере!

    Поют по-гоголевски двери,
    Скрипит крыльцо…
    В больших широкополых шляпах
    Мы, кажется, еще милей.

    От тополей!
    Играет солнце по аллеям…
    Как жизнь прелестна и проста!
    Нам ровно тридцать лет обеим,

    О, как вас перескажешь ныне
    – Четырнадцать – шестнадцать лет!
    Идем – наш рыцарь посредине,
    Наш – свой – поэт.

    И видит каждая из нас:
    Излом щеки, сухой и резкий,
    Зеленый глаз.
    Крутое острие бородки -

    Точеный нос и очерк четкий
    Воротничка.
    Уса, взлетевшего высоко,
    Надменное полукольцо…

    Ему в лицо.
    А там, в полях необозримых,
    Служа небесному царю,
    Чугунный правнук Ибрагимов

    На всем закат пылает алый,
    Пылают где-то купола,
    Пылают окна нашей залы
    И зеркала.

    Дребезжащий
    Откуда-то – на смену – звук.
    Играет музыкальный ящик,
    Старинный друг,

    Игравший трио этих пьес:
    Марш кукол. «Auf der blauen Donau»
    И Экоссез.
    Под вальс невинный, вальс старинный

    Холодным зеркалом гостиной
    Отражены.
    Так, залу окружив трикраты,
    Тройной тоскующий тростник
    – Вплываем в царство белых статуй
    И старых книг.
    На вышке шкафа, сер и пылен,
    Видавший лучшие лета,
    Угрюмо восседает филин

    С набитым филином в соседстве
    Спит Зевс, тот непонятный дед,
    Которым нас пугали в детстве,
    Что – людоед.

    Ряд книжных полок.
    – Тронул блик
    Пергаментные переплеты
    Старинных книг.

    – Неисчислимые тома!
    Здесь – сколько б солнца ни внесли мы,
    Всегда зима!
    Последним солнцем розовея,

    Бюст Аполлона – план Музея
    – И все – как сон…

    Был жаркий день, когда мы и Андрей поехали встречать папу. На вокзале – мне помнится – низкая крыша у перрона, мало народу, долгое ожидание. Наконец вот поезд! Глаза смотрят с тревогой, – люди идут, где же папа? Неужели мы пропустили его?.. О, вот он! Мы бросаемся навстречу. В сером своем пальто, в шляпе с полями, очки… Но неузнаваемый цвет лица! Восклицания, поцелуи.

    – Папа, ты как негр! Как кафр!

    – Да-а, там солнышко – не щадит… Ну, а вы тут как, без меня? Дошли ли к вам, наконец, мои письма?

    – Доходили, но неаккуратно. А наши ты получал?

    Рассказ за рассказом. Едем домой.

    Дома, распаковав чемодан, папа раздает нам подарки. Помню бусы – египетские. Какие-то каменные, яркие, пестрые, удивительные. «А это вот из Афин, а это…»

    Немного смущаясь, что это – как в сказке – подарки, с пути, мы набрасываем на головы легкие шелковистые шарфы. Марина в зеленовато-серебряном – вдруг на миг – как русалка: глаза-то морские, зеленые!

    – А это, Андрюша, тебе… А вот это – Лёре…

    Марина с вдруг забившимся сердцем:

    – Папа, а я поеду в Париж?

    – Поедешь, поедешь…

    Увы, я не помню – так, чтоб их повторить, – рассказов папы. (Не сохранились у меня его письма. Это был бы целый клад…)

    …И вот последний вечер у нас Эллис. Неужели мы расстаемся с ним?.. Папа говорит с ним о городах Запада. Эллис мечтает уехать из России, он задыхается здесь…

    …Был, как и год назад, выпускной вечер гимназии Потоцкой в Благородном (или Дворянском) собрании1. Мы с Галей пошли. В больших торжественных залах музыка, знакомые лица гимназисток вмиг переносят меня назад, в милый утраченный дом Самариной на Петровке. Бьется сердце от встреч, от музыки. Хорошо, что Галочка рядом! Она схватывает мою руку, тянет меня, – всегда прочь, всегда куда-то вперед. Ее узкое смуглое личико оживленно, от расширенных зрачков глаза – почти черные, китайские ее, пушистые от густых, длиннющих ресниц, глаза. Как кружит вальс по залам танцующие пары! Вдруг я перестала чувствовать, слышать, вся перешла в глаза: близко от меня ко мне вполоборота у края танцующих, в белом полудлинном платье, вальсирует – Аня. С пожилым человеком. Я хватаю за руку Галю – она не видела Аню, и мы спешим прочь вперед…

    …Вскоре Марина впервые одна уехала за границу, учиться на летних курсах при Сорбонне французской литературе, а мы с Евгенией Николаевной – в Тарусу.

    Примечания

    1

    Раздел сайта: