• Приглашаем посетить наш сайт
    Тютчев (tutchev.lit-info.ru)
  • Цветаева Анастасия. Воспоминания
    Часть десятая. Юность. Москва. Крым. Москва.
    Глава 48. Вечер у Богаевских. Стихи Марины и Макса

    ГЛАВА 48. ВЕЧЕР У БОГАЕВСКИХ. СТИХИ МАРИНЫ И МАКСА

    Сегодня у Богаевских вечер. За нами придет Макс пешком из Коктебеля. Мой дом по пути с горы, и мы вместе зайдем за Мариной.

    Друзей у Богаевских – весь цвет Феодосии, Крыма и обеих столиц. Руками трудолюбивой хозяйки, бережливой, умелой, искусной, в скромном доме художника цветут гостеприимство и хлебосольство, два вечно благоуханных цветка.

    Мы входим к Богаевским. Уличка темна. Висячий фонарь, как у Пушкина на Страстной площади. Как у венецианских подъездов. Макс еще на пороге:

    – Не опоздать нельзя было. Когда за Асей заходишь, она говорит: «Макс, погоди, я только выкупаю Андрюшу». А когда за Мариной зайдешь, она говорит: «Макс, минуточку, я только вымою голову, и пойдем».

    Смех. Наши протесты.

    Но Маринина голова озарена столь пышными волосами, что мне ясна ее спешка, их только что просушили.

    Когда волосы легким шатром рассыпаны вокруг головы, их дуновение – у щек, ты в них как в шапке-невидимке. Они отводят глаза от твоего смущения и неуменья идти, здороваться, кланяться, этой дурацкой муки, не проходящей с самого детства. И еще, может быть, оттого, что волосы эти красивы, и пока ими любуются, то не видят тебя – ни глаз, ни рта, которые смущаются и тоскуют. Даже просто идти легче, когда у тебя пышные волосы. Они точно несут тебя.

    Как хороша Марина! В темно-лиловом платье, в аметистовом ожерелье. От черты светлых волос над бровями еще зеленее глаза.

    И над нею, над всеми нами – тучи, облака, кроны дерев Богаевского, и если даже скалы, то и они как будто отражены в каких-то небесных озерах. И почему-то помнится римская Кампанья, та, что по пути к катакомбам, та, что словно волшебной кистью рассказана в отрывке романа «Рим» Гоголя, резцом запечатлена в памяти.

    Хозяин, Константин Федорович, невысокий, тонкий, в сером костюме; легкая седина тронула его волосы и пышные усы, длиннее, чем носят. Узкое лицо, со впадинами у щек, длинный неправильный нос и большие, карие, печальные глаза под тяжелыми веками, под густыми бровями. Он весь - скромность и благожелательство, он говорит очень мало, и всегда остроумно и неожиданно. Его шутки очищены от тех привычных иронии и сарказмов, коими блещет век.

    Жозефина Густавовна – противоположность мужу. Стройный стан, правильные черты, синева сияющих глаз. Молодость позади, но идет тихая, победоносная зрелость. Еще далеко до заката, и жизнь как полная чаша, поднесенная к благодарным устам.

    У Богаевского высокая, просторная мастерская, огромные окна; по стенам словно залетели дымным закатным пожаром и застыли, войдя в тонкие деревянные рамы, клубящиеся лиловые тучи; и, светлея и тая облаками, парит над вошедшим древнее киммерийское небо – над узкими полосками внизу простелившейся смутной земли.

    По стенам, как рассыпавшиеся книжные полки, ряды стоящих в скромной замкнутости этюдов всех величин: это заботливая рука жены художника учреждает порядок в бурном творчестве мужа.

    Нас зовут к чаю. Я запомнила убранство стола, и изысканное, и простое. Мне чудится флорентийский фаянс, мне видятся темные, тяжелые, изумительной расцветки и узоров цветочные вазы. Шутки парят над трапезой. Здесь парадоксы в ходу, как цвет лип в июне, ими полна беседа, их узор также трудно восстановить.

    В уголку дивана двое: темноволосый, худой грек -талантливый, известный художник Михаил Пелапидович Латри – и Сережа Эфрон. Они тихо беседуют. Это прообраз сухо тлеющегб огня зрелости и пылающей юности.

    У рояля палисандрового дерева жена Латри Ариадна Николаевна. Она поет старинный романс. Мы много раз говорили вдвоем одни стихи Марины, тогда написанные: «Восклицательный знак». Они не сохранились. Только в моей памяти. Увы, время стольких десятилетий унесло две строкЛ Мне пошел восьмидесятый год, и нет надежд вспомнить. Но если я не запишу их, то и остальные строки погибнут.

    Сам не ведая как,
    Ты слетел без раздумья,
    Знак любви и безумья,
    Восклицательынй знак!

    Тайну каждого…
    Заключительный вздох!
    В небо кинутый флаг
    – Вызов смелого жеста.
    Знак вражды и протеста
    Восклицательный знак!

    Мы читаем любимые слушателями стихи Марины, которые также не напечатаны. Вот одно, запомнившееся:


    – Невинном и старинном
    – Я с мандолиною иду
    В наряде очень длинном.
    Вдыхая теплый запах нив

    Едва придерживая гриф
    Старинной мандолины.
    Пробором кудри разделив…
    Тугого шелка шорох,

    И юбка в пышных сборах.
    Мой шаг изнежен и устал,
    И стан, как гибкий стержень,


    Упавшие колчан и лук
    На зелени так белы!
    И топчет узкий мой каблук
    Невидимые стрелы.

    За каменной оградой,
    Навеки отданный зиме
    И веющий Элладой,
    Покрытый временем, как льдом,

    Двенадцатиколонный дом
    С террасами над прудом.
    Над каждою колонной в ряд
    Двойной взметнулся локон,

    Его двенадцать окон.
    Стучаться в них – напрасный труд:
    Ни тени в галерее.
    Ни тени в залах.


    О где вы, где вы, нежный граф?
    О, Дафнис, вспомни Хлою!
    Вода волнуется, приняв

    И принимает, лепеча,
    В прохладные объятья
    Живые розы у плеча
    И розаны на платье.

    И цвета листьев – очи…
    И золото моих волос
    В воде еще золоче!
    О, день без страсти и без дум,

    Девического платья шум
    О ветхие ступени…

    Голоса одобрения. Я помню стоящего Макса, его взброшенную на уровень груди, полукругом обнявшую воздух ладонь и голос его, гулкий и медленный:

    Из страны, где солнца свет

    Я привез тебе в подарок
    Пару звонких кастаньет

    Тихое, драматическое расставание с тою, которую он любил и отдал:

    – воспоминанье,
    Здесь все мы видели вдвоем,
    Здесь наши мысли, как журчанье
    Двух струй, бегущих в водоем.
    Я слышу Вашими ушами,

    Звук Вашей речи на устах,
    Ваш робкий жест в моих руках.
    Я б из себя все впечатленья
    Хотел по-Вашему понять,

    И в стих вковать их отраженье.
    Но только нет…
    Продленный миг
    Есть ложь…

    Мы выходим от Богаевских толпой. Темная ночь. Ветер с моря рвет дерево и качает висячий фонарь. Первым прощается Людвиг. Он живет где-то у Карантина. У его матери, простой, бедной женщины, домик. Мы с Максом доводим Сережу с Мариной до их горки, Макс идет проводить меня. Но вместо этого оказываемся на молу у бурного моря.

    – Макс, скажи мне, что делается с детьми и в отрочестве, что так можно захлебываться безвкусицей?

    – Это не только в отрочестве бывает, – уютно, убедительно, с аппетитом, медленным упоенным от юмора голосом

    – Макс. – Мы шли по Парижу с Бальмонтом, и я сказал ему: «Константин! Ты же настоящий поэт, почему же ты печатаешь столько, – голос Макса стал мед, – плохих стихов?» Он вспыхнул (в нем же ирландская кровь) – и мне через плечо, уничтожающе: «А ты знаешь, сколько я их н е печатаю?»

    – Какая прелесть! – кричу я в уют Максиного смеха и в волны, спасаясь от них в Макса, круто заворачивая назад, к земле, из моря. – Он чудный, Бальмонт, да? А знаешь, что я люблю, про море? Как Гончаров вышел на корабле в бурю на палубу («Величественная картина», как в «Девятый вал» Айвазовского) и сказал: «Какое безобразие!» – и ушел в каюту. Тоже был душенька-человек…

    Степь, Максовы холмы, пологие, полоса заката и первые звезды. И тот самый сумрак, светло сгущающийся, который сине-зелено светлеет на Максовых акварелях в его Киммерии.

    Раздел сайта: