• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (niv.ru)
  • Сводные тетради. Тетрадь первая
    (Страница 9)

    Тетрадь 1: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Тетрадь 2: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Тетрадь 3: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Тетрадь 4: 1 2 3

    1. Чужестранец

    2. Выступление Тезея

    3. Оракул

    II

    1. Лабиринт

    2. Сон Тезея (Наксос)

    3. Плач Ариадны

    III

    1. Плач Тезея

    2. Возвращение (Черный парус)

    *

    Женщины:

    1. Медея (Эгей)

    2. Ариадна

    3. Малолетняя Федра

    4. Голос Сивиллы

    *

    Герои:

    Эгей

    Посейдон

    *

    Ввести: нить и созвездие (венец Ариадны).

    *

    Федра:

    I

    1. Нападение амазонок (см<ерть> Ипполиты)

    2. Тезей - Федра

    II

    1. Встреча с Ипполитом

    2. Отъезд Тезея

    3. Письмо

    III

    1. Проклятие

    2. Гибель Ипполита (кони)

    *

    Афродита, разгневанная "изменой" Тезея Ариадне омрачает его страстью к Федре, затем к Елене. Тезей погибает из-за Елены: согласно обещанию он, получив по жребию Елену, идет с другом похищать у Плутона Персефону. За это время братья увозят Елену и чужой царь овладевает его царством.

    *

    Ариадна: ранняя юность Тезея: восемнадцать лет.

    *

    Федра: зрелость Тезея: сорок лет. (Федре около тридцати, Ипполиту - как первому Тезею - восемнадцать.)

    Елена: старость Тезея, шестьдесят лет. (Елене, по мифу, семь. Нужно - двенадцать.)

    *

    Необходимо, в начале Елены, в монологе, чем-нибудь заполнить это 20-летие после смерти Федры. (NB! Когда - Ипполита? До Федры, раз - Ипполит. Тезей, чтобы утешиться, идет походом на амазонок и побеждает их царицу Ипполиту. - Так?)

    NB! Можно в Ариадну (I акт) ввести Медею, злую волшебницу, любимицу старого Эгея, нашептывающую ему злое на сына. Эгей, влюбленный в Медею (NB! целая семейная хроника - или скандальная? Chronique scandaleuse de [Скандальная хроника (фр.).]) наполовину верит. После отъезда сына он прогоняет Медею.

    *

    Достоверность.

    Тезей воспитанный вдали от отца. Приезд Тезея: пир: отравленный кубок Медеи.

    *

    Дружочек, я давно не слышала Вашего голоса, Ваш голос мне нравился, он делал меня моложе.

    Недавно, в предместьи Праги, в поле ржи, перед грозою, сидя прямо на дороге, по которой уже никто не ходил (лбом в грозу, ногами в рожь), я рассказывала одной милой своей спутнице - Вашей сверстнице - больше ржи, дороге и грозе, чем ей! - конец одной встречи, начало которой Вы знаете. Это был конец, я чувствовала горечь и пустоту. Вся довременная обида вставала - моя рождённая обида!

    - А как же это началось? - Как всегда, с писем, с моих милых, с его милых... - Но как же это всё могло так кончиться? - Как же это могло не кончиться - так? - А зарева полыхали, грозя поджечь рожь. - Только Вы простите, я всё это выдумала. - Как жаль. Это было так хорошо.

    (Ей-то хорошо - слушать, а мне-то, с которой всё это было (!).)

    Сейчас я уже в точности не помню, что рассказывала, помню, что был Берлин, ночные асфальты, стоянки под фонарем, чувство растравы, чьи-то благоразумные слова... (Когда повторится - узнаю!) Дитя, Вы гнусно вели себя, Вы сделались 40-летним, а я совсем бессмысленной, у меня д. с. п. еще чувство обиды на Вас за собственную ложь. (NB! Жаль, что не Вы тогда были рядом, перед грозою и под грозою, на пустой дороге, во ржи! Но я бы и Вам врала.)

    *

    Что из этого всего выйдет? Не знаю. По-моему - уже вышло.

    *

    Да, дружочек, навсегда дарю Вам этот свой просторный, пустынный час. Не "ложь" свою - ведь это была не ложь, а опыт наперед! - а нежность свою, благодаря к<отор>ой эта ложь могла возникнуть. (О "знакомых" не лгут.) Преждевременный нож в сердце - вот название этой лжи. Этой ложью я только опередила нож. - Формула. - (Письмо - не литература. Нет, литература - письмо.)

    Рожь, ложь и нож.

    *

    Отрывки:

    Благовония Магдалины. - Застенчивость хороших семей [Ст-ние "Сок лотоса".].

    *

    Не труден (Но - труден)

    - - -

    Не будем

    Переступать порогов

    (NB! не мудрено: из Берлина - в Прагу! Кстати: Прага: порог (слав<янское> праг) 1932 г.)

    *

    (Сок лотосова сока:)

    гималайского |

    Раджа глядит. Так кедр - с Ливана

    (Die Hohen von Libanon) [Ливанские высоты (нем.)]

    *

    Под тропиками родилась

    Любовь

    (NB! Ну, а душа - явно на Северном Полюсе! 1932 г. Нет: разум - на Северном. А душа? Явно на высшей горе мира. (Какой?) Узнать. Додумать.)

    *

    ...Где всё забвение вещей

    зернах

    Покоится. Несла их три

    Но и последнее, мой милый:

    Зерно индийской конопли,

    Рассеянная, | обронила.

    Беспамятная |

    *

    О невесомости вещей

    О невещественности веса

    *

    В тебя как в Индию войдя...

    *

    Дорогое мое дитя! Это письмо - вопрос на самую чистую чистоту, которая только возможна между двумя людьми, лично не связанными, ни в чем друг от друга не зависящими, свободными друг перед другом и друг от друга. Что у Вас в точности было с Э<ренбур>гами? Причины, вызывающей этот вопрос, сказать не вольна, но цель его - продолжать относиться к Вам как отношусь, а для этого мне нужно одно: правда, какова бы ни была. Я хочу Вас безупречным, а безупречность - не отсутствие повода к упрекам: вольное подчинение (подставление себя) упреку: - упрекай! (если можешь, а я - конечно - не смогу). Есть степень гордости и правдивости души, где уже нет самолюбия (faire le beau! [покрасоваться! (фр.)]), т. е. правдивости и гордости настолько, чтобы идти под упрек как солдат под обстрел: души моей не убьешь. (Это еще зовется и вера, по мне - знание: малости каждого греха.)

    Итак, не бойтесь "разочаровать", если это даже низость - я меньше всего судья! и если даже неблаговидность - я меньше всего эстет. Я хочу мужской правды. И всё.

    Повода к расхождению могут быть два: красота Л<юбови> М<ихайловны> <ренбур>га. Первый случай: какой-нибудь юношеский натиск - переоценка средств, второй - тот же натиск наоборот, т. е. отскок, словом: в первом случае слишком явное признание, во втором - слишком явное непризнание. И в обоих случаях - катастрофа.

    Помня мою цель Вы не откажете мне ответить. Предупреждаю, что поверю без проверки и вопреки очевидности, на которую у меня отродясь нет очей.

    Лично клонюсь к возможности второй, ибо - учитывая явную катастрофу - идеологией своей Э<ренбур>г больше дорожит чем Л. М. своей красотой, хотя бы потому что первая проходит, а вторая остается. - Мы всегда держимся за ненадежное. -

    Пишу Вам как в гроб.

    *

    Всё так же - в ту же! - морскую синь -

    Глаза трагических героинь.

    В сей зал, бесплатен и неоглядн,

    Глазами заспанных Ариадн

    Оставленных, очесами Федр

    Отвергнутых, из последних недр

    Вотще взывающими к ножу...

    Так в грудь, жива ли еще, гляжу.

    Для глаз нет занавеса. Назад

    В ночи отчаливающий! Взгляд

    Души - безжалостнее свинца.

    - В ночи прокрадывающийся -

    ...

    Для чувств - нет ярусов! Пуст - театр!

    Так мести яростной моея -

    *

    24-го нов<ого> июля 1923 г.

    *

    Для Ариадны:

    Я сына от тебя хотела.

    *

    (После этих слез:)

    Несоленой кажется соль

    *

    Пишу Вам во мху, пока себе в тетрадь. На меня сейчас идет огромная грозная туча - сияющая. Я читала Ваше письмо и вдруг почувствовала присутствие чего-то, кого-то - рядом. Оторвалась - туча! Я улыбнулась ей так же как в эту минуту улыбнулась бы Вам.

    Короткий мох колет руки, пишу лежа, подыму голову: она, сияющая, и сосны. А рядом, как крохотные танцовщицы - лиственницы. (Солнце сквозь тучу брызжет на лист, тень карандаша - как шпага.)

    Шумят поезда и шумят пороги (на реке) и еще трещат сверчки, и еще пчелы, и еще в деревне петухи - и всё-таки тихо. Мой родной, уйдите с моим письмом на волю и прочтите его так, как я его пишу. Дружочек, вспоминая Психею и Елену, думаю, что я не была такой, что это меня люди научили, т. е. бесчеловечности: я научилась от людей - м. б. они ей на мне учились. N я люблю как (и т. д.), но как (и т. д.) он мне безразличен. Чтобы с точностью определить это как нужно владеть хорошим женским (или мужским) инстинктом. Профессионально-женским, профессионально-мужским. Я этим не блещу - сейчас долго рассказывать! - но видя и видя и видя вокруг себя такое нечеловеческое деление живого на части, такую точность расчета и границ, я - о себе не говорю - допустила его в других, перестала (из высокомерия) удивляться, не поняв - сдалась. О, как это цвело в Prager Diele, и как это меня оскорбляло, Господи!

    - Этот эту любит так-то... - Зачем так-то? Просто любит. - Нет, п. ч. это дает ему возможность любить эту - так-то и третью - другим манером.

    Точно нельзя - целиком - двоих! Всем собой - целых двух! Выход из катастрофы многолюбия в безнаказанность распутства. И потом всем вместе сидеть и пить чай.

    Я не розню и я не об этом говорю. Выбирать: т. е. принимать одно и отвергать другое, т. е. разборничать: вытыкать как вилкой из блюда - бездушное упражнение над живым, живодерство. Есть стихия сочувствия: делать чужое моим, кровным. О, это оскорбление очень знакомо мне через стихи: я люблю в Вас то-то и не люблю в Вас того-то. И я (теперь уже) молча: "Ты ничего не любишь". Права выбора в себе я не даю, когда начинают - отстраняюсь, уношу с собой всё блюдо, оставляю другого с пустой вилкой, как в немецких сказках или в детских снах.

    Но - сейчас будьте внимательны - есть еще одно: стихия чисто-любовная, наибеспощаднейшая. Там это цветет. Ведь это дух разрушения! Там душа - только в придачу! Если наша встреча слепо-зрячая, то те любови зряче-слепые: глаза раздирают, чтобы лучше видеть и ничего не видеть, кроме как на миллиметр от своих (а то и вовсе вне расстояния!) - такие же разодранные глаза. Там - ненависть.

    *

    Думаю о Вашем втором зрении. Оно - изумительно. В одном из предыдущих писем - "поэтесса" - я поморщилась и уже в следующем - а я ничего не спросила - пояснение. То же сегодня. Вчера я Вам писала (еще на Берлин) об эстетской "отраве ради отравы", а сегодня Ваша приписка: - "Что-то в моем последнем письме было не так". - Дорогое дитя мое, откуда?

    *

    Но признаюсь Вам сейчас в одном. Сейчас, идя по лесу я думала: - а откуда же: сделай мне больно! (то, что мы все знаем и, чего не зная, мы ничего не знаем) - этот вечный вопль души в любви. Вопль, надежда, жажда.

    Что - это желание боли? И не об этом ли Вы, опережая, писали? Ведь душа - единовременность, в ней всё сразу, она вся - сразу. Это жизнь распределяет. Постепенность - дело выявления, не суть. Пример из музыки: ведь вся гамма в горле уже есть, но нельзя спеть ее сразу, отсюда: если хочешь спеть гамму, не удовлетворяясь иметь ее в себе, смирись и признай постепенность.

    Перевод вещи во время.

    *

    Есть в Вашем письме нечто вроде упрека. - "Вы отравлены логикой". Дитя, этот упрек мне знаком как собственная рука. Мне не было 16-ти лет - поэт Эллис [Наст. имя: Лев Львович Кобылинский (1879 - 1947).], к<оторо>го Вы знаете по записям Белого [Цветаева имеет в виду "Воспоминания о А. А. Блоке" А. Белого.] - сказал обо мне: - Архив в хаосе. - "Да, но лучше, чем хаос в архиве!" Это - я, один из моих камней (о меня!) преткновения людей и спасательных кругов от них.

    *

    *

    ...В<еру> З<ай>цеву я нежно люблю, и она меня, не понимая, очень. Б<орис> К<онстантинович> [Б. К. Зайцев] мне скучен. А Х<одасеви>ч - гнусен. Последние стихи его о заумности [Речь идет о ст-нии "Жив Бог! Умен, а не заумен...".] - прямой вызов Пастернаку и мне. Конечно, он о нас - думал. Ангелам Богу предстоящим я всего предпочитала человека. Наши лучшие слова - интонации. (Кстати, откуда Х<одасеви>ч взял, что ангел говорит словами?!) Жену его [Нина Николаевна Берберова (1901 - 1993) - в то время начинающая поэтесса, впоследствии известная писательница.] знаю (слегка) и глубоко равнодушна, хотя бы из-за того уже, что никогда, никогда, ни секундочки не любила Х<одасеви>ча, т. е. в главном: в двуедином видении любви и поэзии с ней расхожусь. Из поэтов люблю Пастернака, Маяковского и - да, Мандельштама. И совсем по-другому уже - Ахматову и Блока. В Х<одасеви>че я не чувствую стихии, а не чувствую - потому что ее нет. Вам как литер<атурному> критику нужно быть и широким и бесстрашным и справедливым. Он зол и без обратной стихии добра. Он - мал. Маленький бесенок, змееныш, удавёныш с растравительным голосом. Бог с ним, дай ему Бог здоровья и побольше разумных поэм и Нин!

    *

    Есть ли у Вас Tristia М<андельшта>ма? М. б. Вам будет <пропуск одного слова> знать, что стихи: "В разноголосице девического хора", "На розвальнях уложенных соломой", "Не веря воскресенья чуду" и еще несколько - написаны мне. Это было в 1916 году и я тогда дарила ему Москву. Стихов он, из-за жены (недавней и ревнивой) посвятить не решился. У меня много стихов к нему, приеду - привезу. (Между пр<очим>, все "Проводы" в каком-то № "Русской Мысли". Стихи 1916 г.)

    Дружочек, я подарю Вам все свои дохлые шкуры, целую кладовую дохлых шкур! - а сама змея - молодая и зеленая, в новой шкуре, как ни в чем не бывало. Может, и ее подарю!

    *

    О Белом. В прошлом году, когда я приехала из России я встречалась с ним (знакома была с 1910 г., но встретилась только в 1922 г.), он рванулся ко мне навстречу - весь - с фалдами и чувствами. У меня было чувство бесконечного умиления и жалости и горечи за такое одиночество (всяческое!) я твердо знала, что будь я сейчас свободна, я бы осталась с ним, смутно, но верно чуя, что для него, именно для него, призрака - сочувствие, участие, восхищение людей - мало. Что ему просто нужен - уход. (Я не сказала - простой, да какая тут простота, когда - поэт!) Что ему просто нужно - очень непростые вещи. (Это мне напоминает книгу священника (академика) Погодина "Простые речи о мудрёных вещах" ["Простая речь о мудреных вещах" - сочинение Михаила Погодина.], еще из библиотеки деда.) И я бы, не любя его, всё-таки его, всего его, на себя взяла - и только потому, что рядом не было никакой другой, не только не было, но как раз - убыло (уход Аси). Но это было невозможно, такого оставлять (внешне, хотя бы на час) нельзя. Ибо нельзя, одновременно: с 1 ч. дня по 1 ч. ночи - в Праге (куда я ехала) - и в Берлине. А ему именно нужно было в Берлине, т. е. с ним. Не именно меня, я думаю, - он меня даже не рассмотрел, хотя и писал о Разлуке, хотя ко мне из своего гробовщицкого поселка Zossen'a и рвался - скажем, безымянно-меня, но я сумела бы вчувствоваться. (И не на такое жизнь - сердце - чернила - а, главное, время - тратила! Единственное из всего перечисленного - и опущенного - невозместимое!) Чего бы я, голубчик, не сумела! Но -

    Отношение было спокойное, он глубоко и сердечно-воспитан, со всплесками нежности - он весь - всплёск! - с моими ответными - и с его ответной радостью. Никогда не забуду поездки в автомобиле, ночью, в Шарлоттенбург, когда деревья мчали на нас. Было чувство того света. О, расскажу! И это - подарю. Это не дохлая шкура, это отрезок (хотя и крохотный) живой змеи. Кстати, ненавижу змей, завидев поперек дороги, а иногда просто заслышав (а здесь их мно-ого! Позор на гады [Осторожно, змеи (чешск.).]. В самых земляничных и ежевичных местах:

    Берегись

    Змеи любят землянику!

    И речные есть. Плывешь - и она плывет) - итак, завидев и даже незавидев бегу обратно три километра не оборачиваясь, до дома. Змея или нет, но жизнь. Здесь не было огорчительных достоверностей.

    *

    А! Поняла! Болевое в любви единолично, усладительное - безлично. Боль называется ты, усладительное - безымянно. Поэтому "хорошо" нам может быть со всяким (NB! можно это "хорошо" от всякого не принять) боли мы хотим только от одного. Боль есть ты в любви, наша личная в ней примета. Отсюда: "сделай больно!" т. е. скажи, что это ты, назовись.

    *

    - Читали ли Вы Николая Курбатова? [Роман Эренбурга "Жизнь и гибель Николая Курбатова".] Начал он его писать в дни горячей дружбы со мной и героиню намеревался писать с меня. Но - как скоро Э<ренбур><пропуск одного слова>, поэтому: не успел. Разошлись - сразу и резко. Зачатая в любви, рожденная в гневе, героиня должна была выйти чудовищем. - Напишите.

    *

    Прозрение - презрение - призрение.

    (Прозрение - тебя в веках, презрение - к тебе, в вершках, призрение - тебя, в руках.)

    *

    Это волчицы грусть,

    Схожая с громом:

    - Ромул мой, Ромул!

    *

    Стихи за июнь:

    1. На дне она где ил

    2. Когда друг к другу льнем

    3. Закачай меня

    4. Чем окончился этот случай

    5. На назначенное свиданье

    6. Рано еще -

    7. Пядь последняя и крайняя

    8. Занавес

    9. Красавцы, не ездите!

    10. Строительница струн

    11. В некой разлинованности

    12. Брат

    14. Божественно и детски гол

    15. Глаза трагических героинь

    16. Наклон

    *

    (Стихи: Наклон, к ним пометка:)

    Проверьте и будьте внимательны, это не пустой подбор сравнений, это - из книги подобий, которая есть - я. Напишите, которое из них больше дошло (ожгло). Наклоняться можно и ввысь (раз земля - шар!). На коленях, ведь это довершенный наклон: мать перед спящим сыном, к к<оторо>му сначала клонилась - до-клонилась - т. е. молится. Не принимайте наклона как высокомерия и коленопреклонения как смирения, это не те меры. Откиньте всякую, увидьте движение, и вне человеческого дурного опыта, увидьте смысл его.

    *

    Смогу ли я, не боясь и не считаясь (- чужого страха и: с чужим расчетом) быть с Вами тем, кто я есмь. Вы в начале безмерности.

    *

    - Есть ли у Вас мир, кроме моего, т. е. природы, работы, одиночества? Значат ли что-нб. в Вашей жизни: дела, деньги, "друзья", войны, новости, открытия, - всё чем заполняют день. Любите ли Вы что-нибудь кроме? (всего, т. е. одного). Будьте правдивы, не считайтесь с тем, что от того или иного ответа я буду любить Вас больше - или меньше, ведь для Вас важно быть любимым - именно в упор, чтобы Вас любили, а не соседа. Есть ли у Вас это чувство - негодования как на оскорбление - когда любя Вас - любят мимо, навязывая Вам - чужие добродетели! Что Вам от того, что я буду любить Вас - не знаю как - когда это - не Вы?! Только оскорбительно.

    Истоки мне Ваши близки, русло может быть чуждо, да о русле (ходе) реки нельзя говорить, пока она не дошла до устья. Подвержены ли Вы музыке, меняетесь ли, и мгновенно меняетесь ли от нее? В Prager-Diele (единственная пядь земли, на которой мы вместе стояли, да и то врозь! Не без иронии: "земли") в Prager-Diele ее просто не слышали, не услышали поэтому и меня.

    *

    Помните, что Вы должны мне быть неким духовным (слово между нами излишнее!) оплотом. Там, где всё содержание, формы нет, это Вы обо мне сказали (ставлю ударение и на Вы и на мне). И вот, эта встреча чужого отсутствия (т. е. сплошной формы, если была бы мужчина - сказала бы: форм!) с моим присутствием (т. е. сплошным содержанием), - словом, с Берлином у меня много неоконченных (не: неуплоченных, а: сплошь переплоченных!) счетов, я должна иметь Вас союзником, хотя бы мысленным. Стихи мне перед людьми не оплот: брешь в которую все ломятся. Я должна знать, что вся в Вас дома, что мне другого дома не нужно. (Как черновая тетрадь, в которую - всё.)

    Вы наверное думаете, что я страшно торгуюсь: и собакой (слепца!) будь, и оплотом будь, и домом, и краем земли. Деточка, м. б., всё выйдет по-другому и я от Вас буду искать оплота (бежать на край земли)?! - Шучу. -

    (NB! Когда я говорю "шучу", тут-то и становится серьезным! 1932 г.)

    Моя тетрадь для стихов превратилась в тетрадь записей к Вам, а моя обширная переписка - в диалог. Впрочем, для точности прибавлю, что кроме Вас для меня сейчас еще - вне Праги - существует С. М. В<олкон>ский, мой далекий, недосягаемый друг.

    *

    Знайте, что я далеко не всё Вам пишу, что хочется, и далеко еще не всё хочу, что буду хотеть.

    *

    Исток моего доверия к Вам - самооткрытый Вами Добровольческий Марш [Ст-ние "Посмертный марш".] в Ремесле и то (не знаю что), что Вы мне - один из всех людей - сейчас в письмах даете.

    *

    Хорошо именно, что Вам 20 л., а мне 30 л. Если бы я была на 10 лет старше, я не говорила бы о материнстве. (NB! - о бабушкинстве!)

    *

    А хотите - 10 л. и 20 л.? Прежде чем говорить нет, взвесьте. Проследите внимательно вопрос, он менее добр и прост чем кажется.

    *

    Что совершает события между нами, никогда вместе ни одной секунды не бывшими? Какое восхитительное доказательство со-бытия!

    *

    *

    Отрывки:

    Психеи неподсудной.

    *

    Будьте живы и лживы, - живите жизнь!

    Обыгрывайте Психею!

    *

    Круг

    Сих неприсваивающих рук...

    *

    (Раковина - 31-го июля 1923 г.)

    *

    ...солью

    Моря и крoви...

    *

    Так в ненавистный дом -

    Улица тащится

    *

    Так о своем, родном

    Грезит приказчица,

    Так в ненавистный дом -

    Улица тащится

    *

    Ужас заочности...

    Так из песочницы

    Тихо течет песок.

    *

    Это - заочности

    *

    Разминовение минут

    *

    Из Валтазарова зала зла

    Я тебя вызвала и взяла -

    В зори...

    *

    Тише - утешу

    *

    В самую душу тебе шумя...

    *

    Солью

    Моря, и кровью -

    *

    Как в детства глухие года

    [...]

    Когда города

    Обрушиваются на нас

    Глухими дверьми

    И слепостью стен фабричных,

    В те первые дни

    Отчаяний заграничных...

    Подъездов, застав...

    *

    Когда новостей

    не хочешь

    *

    *

    NB! Я не хочу ставить между Вами и мной - своего отношения которое - рано или поздно мне Вас заслонит (NB! своей оценки, которая - рано или поздно - мне Вас откроет). Поэтому не посылайте - своих стихов, для них еще рано.

    *

    арий

    *

    (Кастальскому току [Ст-ние "Заочность".] - 4-го нов<ого> авг<уста> 1923 г. В глубокий час души, В глубокий - ночи [Второе ст-ние цикла "Час души".] - 8-го нов<ого> авг<уста> 1923 г.)

    *

    Минута: варианты:

    *

    Минута: минущая: минешь!

    Не выманишь из рощи Муз!

    Семидесяти кож змеиных -

    Минутностями не смущусь

    *

    Шестидесяти сроков мнимых

    Секундностями...

    *

    Минута: минущая: минешь!

    Акулам в люк!

    Да будет выброшено ныне ж

    Что завтра б - вырвано из рук.

    *

    Глаза перерастают жизнь,

    Куст обгоняет лес.

    *

    Час без путей, но и без пут -

    *

    Так писем не ждут [Ст-ние "Письмо".] - 11-го авг<уста> 1923 г.

    Минута - 12-го авг<уста> 1923 г.

    *

    Есть час Души [Третье ст-ние "Час души".]: варианты:

    С глаз - все завесы! Знай - гроза -

    Душа! Грозы же час -

    Час запахов. В тот час глаза

    Растут и царства в нас

    *

    С глаз - все завесы! Все пуды

    С подошв! Все звёзды - в пруд!

    Час запахов. В тот час сады,

    Растут, глаза растут.

    *

    Есть час Души - 14-го нов<ого> авг<уста> 1923 г.

    *

    Дошли ли до Вас мои письма от 26-го и 28-го июля, последнее, согласно Вашей просьбе, по старому адр<есу>. Никогда бы не решилась тревожить Вас в Вашем молчании, если бы не страх совершить несправедливость, приписав Вашей сознательной воле то, что м. б. объясняется своеволием почты. Вкратце: я писала Вам дважды и ни на одно из писем ответа не получила. Последнее что я от Вас имела - открытка с просьбой писать по старому адресу. (Ровно три недели назад.)

    Если мои письма дошли - всякие объяснения Вашего молчания - излишни. Равно как всякие Ваши дальнейшие заботы о моих земных делах, с благодарностью, отклонены. Мне останется только просить у Вас прощения за ошибку дверью, что - наперед и наугад - в этих строках и делаю.

    Итак, жду только "да" или "нет". Это из всех слов, в конце концов, всё-таки самые содержательные.

    МЦ.

    Адр<ес мой до 1-го окт<ября>

    P. S. Был у Вас от меня с оказией около 30-го июля один человек, но ничего, кроме пустоты и извёстки в Вашей квартире, не нашел. - "Там давно никто не живет".

    *

    (Приписка чернилом:)

    Не скрою от Вас - и в этом м. б. мое предельное великодушие - что Вы одна из моих горчайших и жесточайших обид за жизнь.

    *

    Между нами клинок двуострый [Ст-ние "Клинок".] (Б. П.) - варианты:

    1. Но бывает такая примесь

    Прерий в ветре и бездны в губ

    Дуновении

    2. Но бывает такая примесь

    Прерий в ветре, такая вслух

    Тайна сказана. Меч, храни нас

    От бессмертных душ наших двух!

    Двух? Но это тела - по счету!

    *

    Двух? Но если

    - двое сказать - кто смог?

    Нет, от нашей | единой крови,

    этой |

    От которой - потек клинок!

    *

    магнолий |

    Губы - что! Лепестки из боли |

    -

    От которой - потек клинок!

    *

    Боль и сласть - равенства знак

    *

    Но бывает такая примесь

    Прерий в ветре и бездны в губ

    Дуновении... В рай не примут?

    Так в аду - даром сожгут!

    *

    Но бывает такая примесь

    Прерий в ветре и бездны в губ

    Дуновении... ринусь

    Как пловец - в черную глубь!

    *

    Меч, храни нас

    От беды - пущей меча!

    *

    Слушай (вот уж шепчу) срываясь

    С неба (вот уж к плечу) звезда

    В море падает... Острова есть

    *

    (Кончено 18-го авг<уста> 1923 г.)

    *

    Любовь, любовь,

    Вселенская ересь двух!

    *

    На них воробьи -

    Как воры...

    *

    Руками держи

    Любовь свою, мни

    Тискай!

    Правами вяжи!

    Глазами вражды, сыска

    Гляди - На груди

    *

    Курьерская гарь

    К большим городам -

    Не к вам мы!

    Я думала встарь

    Что - по проводам

    Телеграммы

    Идут: по струне

    Спешащий лоскут:

    "Срочно".

    Сама по струне

    Хожу - вся душа -

    Мне писем не шлют

    Последнее Шах -

    Отнял.

    Бумажный лоскут

    Повисший в ветрах -

    Вот я...

    *

    Пространство - стена

    Но время - брешь

    В эту стену.

    *

    Душа стеснена.

    Не стерпишь - так взрежь

    Вены!

    Пространство - стена,

    Но время - брешь

    В эту стену.

    <Вдоль правого поля, напротив последнего фрагмента:> Время, т. е. смерть, т. е. конец пространству и времени.

    *

    (Без рук не обнять [Ст-ние "Наука Фомы".]: варианты)

    Прав - только сосед...

    *

    Иначе - звезда

    *

    (24-го авг<уста> 1923 г.)

    *

    Всё меня отшвыривает, Б. П., к Вам на грудь, к Вам в грудь. Вас многие будут любить и Вы будете знаменитым поэтом, но никогда и ни в ком Вы так не прозвучите, я читаю Ваши умыслы.

    *

    (Меж нами - десять заповедей [Первое ст-ние цикла "Магдалина".]: варианты:)

    И плакала бы, и плакала бы

    Пока не стало глаз.

    *

    Час сей - года накапливался...

    (века?)

    *

    Теки ж, теки же, огненная,

    На глиняные пески!

    Страсть, по частям распроданная,

    Расплёванная - теки!

    *

    Отчаянием, раскаянием -

    Испариною с чела!

    *

    Тoржищам

    *

    Господи! Злые - люди!

    Вот я и девой

    Блудною вышла.

    Каждый хвалил мои груди

    Никто не слышал.

    Господи! Злые - дети!

    *

    Господи! Злые - тоже

    Слуги твои.

    *

    Дитя моей души! Беру Вашу головку к себе на грудь, обнимая обеими руками и - так - рассказываю: я за этот месяц исстрадалась. Вы действительно дитя мое - через боль. Достоверности следующие: ни на одно из своих последних писем я не получила ответа, мое последнее письмо опущенное мною самой в Праге 2? числа пропало, как и Ваше последнее. Станьте на секунду мною и поймите: ни строки, ни слова, целый месяц, день за днем, час за часом. Не подозревайте меня в бедности: я друзьями богата, у меня прочные связи с душами, но что мне было делать, когда из всех на свете в данный час души мне нужны были только Вы?! О, это часто случается (NB! кстати, не оправдание и даже не объяснение: чаще всего случаются - низости. 1932 г.) собеседник замолк (задумался). Я не приходо-расходная книга, я - сплошной расход и сплошной кредит. Моя главная забота всегда: не болен ли? Жив - значит, мой! Но с Вами другое: напряжение мое к Вам и Ваше ко мне (?) было таково (о как я не знаю, не знаю, не знаю другого!) что молчание здесь было явной злой волей: злой, п. ч. мне было больно, волей, п. ч. этого другой и хотел. Я непрерывно о Вас думала, я ни о чем другом не думала - о, Вы не знаете меня! - Мои чувства - наваждения, и я безумно страдаю! Вначале это был сплошной оправдательный акт: невинен, невинен, невинен, это - злое чудо, знаю, ручаюсь, верю! Это - жизнь искушает. Дорвусь. Дождусь. Завтра! Но завтра приходило, письма не было, и еще завтра, и еще, и еще: Я получала чудные письма - от друзей, давнишних, и совсем от чужих, все точно сговорились, чтобы вернуть меня в (постоянное) чувство: себя, вернуть мне себя, меня - себе - да, я читала письма и радовалась и отзывалась, но что-то внутри щемило и ныло и выло и разгоралось и гасло (не гасло!) настоящий нож в сердце, не <пропуск одного слова> даже во сне. Две недели прошло, у меня отстоялась горечь, я брала себя за голову и спрашивала (вслух) - За что? Ну, любит магазинную (или литературную) барышню, - ну, а я-то при чем? Я-то что сделала? Нет, барышня - вздор, это просто - жест игрока (для 20-ти л. - недурно!) - дал - возьму обратно. Заставить страдать (l'eternel masculin [вечно-мужское (фр.).]). Но, друг, я не из тех, льстящихся на плеть, как только я вижу, что другой - нарочно (мучает), я сразу перестаю страдать. Мне смешно. И если мне все эти недели ни разу не стало смешно - то только потому, что уверенности в Вашем мучительстве - у меня не было. (И - глупо: зачем плеть, когда всё само плыло Вам в руки, так плыло Вам в руки, такое - всё! Когда вся тайна, вся сила, вся чара были в правде: в абсолютной безмерности чувств?!) Если Вы игрок, Ваша ставка - проиграна.

    И такая боль потери, такая обида за живую мою душу, такая горечь, что - не будь стихи -. О, мне этого хотелось: чужого и тупого тела, без души (говорят, что бывает!), чтобы и помину не было о душе, зачем душа, когда ее так топчут? И не Вам месть - себе: за все ошибки, все промахи, за эти распахнутые руки, вечно хватающие воздух.

    Друг, я не маленькая девочка (хотя, в чем-то - никогда не дорасту) - жгла, обжигалась, горела, страдала - всё было! - но так разбиваться, как я о Вас разбилась - ни о кого, никогда. Это была ставка доверия, поймите. Я оборвалась с Вас как с <фраза не окончена>

    Последние дни (третьего дня, вчера) я уже чувствовала к Вам шутливое презрение, я знала, что Вы и на это письмо не ответите и с губ моих, с самого края их, уже неудержимо рвалось: хам!

    *

    Я бы могла заснуть с Вашим невскрытым конвертом на груди. Письмо было - во мне. Этот час был то, к чему я рвалась - ну-ка, помножим? В сутках - 24 часа, а дней всех прошло 32. 24x32 <запись вычисления в столбик> =768 часов, о, я не преувеличиваю, Вы меня не знаете, - узнайте меня! Это письмо было предельным осуществлением моей души, я свою душу держала в руках. - Вот. -

    *

    Думаю о бывшем. Дитя мое, это было искушение. Одновременная пропажа двух писем: обоюдо-пропажа: два вопроса без ответа (здесь, кажется, помогла бы алгебра - или космография? Я тогда всего этого не учила, не зная как понадобится!) В этом что-то роковое. Жизнь искушала - и я поддалась. Вы, мое кровное, родное, обожаемое дитя, моя радость, мое умиление (NB! я этого человека никогда не видела и даже не попросила карточки - 1932 г.) - сделались игроком, из призраков - почти что приказчиком, я вырвала Вас из себя, я почувствовала презрение к себе. Я была на самом краю (вчера!) другого человека, просто - губ. Провожала его на вокзал, стояли под луной, его холодная, как лед, рука в моей, руки не расходились, слова прощания уже кончились, глядели, не глядели, и я: "Если бы..." и как-то задохнувшись... "Если бы..." (сейчас не была такая большая луна...) и тихонько высвободив руку: - "Доброй ночи!" - Не судите меня. Если бы... Вы меня знали (Вы бы поняли что я Вас сейчас уже не люблю, люблю другого. 1932 г., в подлиннике же:) Вы бы поняли, что к губам этого милого, ласкового, веселого, чужого человека меня влекло просто - отчаяние. Это было вчера, в 12-том ночи. Уходил последний поезд.

    (С этого 12-го ч. ночи начинается жизненный этап поэм: Горы и Конца. - 1932 г. Всё последующее уже - явно - тому.)

    Думай обо мне что хочешь, мальчик, твоя голова у меня на груди, держу тебя близко и нежно. Перечти эти строки вечером у последнего окна (света), потом отойди вглубь комнаты, сядь, закрой глаза. Легкий стук: - Это я. Можно? - Не открывай глаз, ты меня всё равно узнаешь! Только подайся немножко - если это даже стул, места хватит: мне его мало надо. Большой ты или маленький, для меня - всё мальчик, беру тебя на колени, нет, так ты выше меня и тогда моя голова на твоей груди, а я хочу тебя - к себе. И вот, рассказываю тебе: руками по волосам и вдоль щеки, и никакой обиды нет, и ничего на свете нет, и если ты немножко ближе придвинешься, ты услышишь то, что я так тщетно тщусь передать в стихах и в письмах: просто - сердце.

    *

    Убедите меня в необходимости Вам моих писем, - трещина доверия, ничего не поделаешь.

    1-го переезжаю в Прагу, новый адр<ес> мой: Praha Kasire Swedska ul 1373 - мне.

    в колею непременно вышлю - если Вам нужно, о чем убедительно прошу сообщить. Кроны здесь - ничто, в Берлине они - много, и я не способна на только-лирическую дружбу. Просто - Вы мой, мое дитя, я не могу, чтобы Вы нуждались. (Если не нуждаетесь - тем лучше!)

    А вот Вам земные приметы: лица, мое и Алино, скорее очертания, чем лица.

    *

    Записи.

    Чудо души и причуда губ.

    *

    Плач Ахилла над телом Патрокла.

    *

    *

    Дайте мне Вас - издалека - вырастить. Мне хочется вложить Вам в руки самое лучшее и самое вечное, что есть в мире: подарить Вам всё. Когда говорят: "я даю тебе мою душу" думают только о губах, о заботах и о слезах. Это получающий знает и поэтому - принимает. Когда же я говорю, я действительно думаю о всей душе: моей - всей, т. е. мне ведомой, и всей вне-моей, той которая не может быть моей (ни Вашей!). Это получающий знает и поэтому - не принимает (не принял бы и одной моей!). Дайте мне чудо приемлющих до конца (и без конца!) рук. Будьте своими двумя ладонями и подставьте их. Соберите себя в две ладони и раскройте их. Ясно?

    (NB! Так же безнадежно как принять в ладони весь ливень: несколько капель, остальное - мимо. 1932 г.)

    Напор велик и плоскость мала (подчеркиваю для ударения).

    *

    Отрывки:

    Так <в>

    Гиганта шаги по вершинам.

    *

    NB! Луна сквозь лохматое дерево.

    *

    О городе: видение города, город у ног, звезды сорвались с неба на землю - вызвездило - ночью город - карта звездного неба.

    *

    Тысячью бессонных окон

    *

    Разве пo небу ступают?!

    *

    Но не столь земля презренна

    [...]

    Небо ночь свела на землю:

    Расстилается...

    *

    Я смотрю на свои земные дела как боги на битву троянцев с ахейцами.

    *

    (Стихи: С этой горы - как с крыши... 30-го августа 1923 г.)

    *

    Нищеты моей пригорок!

    Оттого что ночью город

    Опрокинутое небо

    Звездное

    Оттого что город - звёзды

    Звездной и военной картой

    Город лег (златая Прага

    Именем)

    Небо сведено на землю

    Расстилается...

    *

    О благовониях (непоставленный ей вопрос Христа: откуда?).

    *

    (Два стиха Магдалина - 31-го авг<уста>)

    *

    Я тебя запеленала

    (волосы)

    *

    Губы стонущие: мало!

    : льну!

    Я тебя запеленала

    *

    До свиданья!

    То есть:

    До страданья

    *

    2-го нов<ого>

    *

    прага

    (переехала 2-го)

    3-го сент<ября> 1923 г. (в окне туман, Аля говорит: Живем в небе.)

    Б<ахрах>

    *

    Этот отлив -

    Крови от щек...

    *

    Отлило, обмерло

    *

    Самый ничтожный порой как взморье

    *

    Знаете, этот отлив атлантский

    Крови от щек

    *

    Час, когда книгу достать из шкафа

    Труд

    *

    Станций:

    Расстанься

    *

    Это письмо похоже на последнее. Завтра 5-ое, последний срок. Не напишете - Вам не нужно, значит не нужно и мне. Моих писем Вы не могли не получить, или же: повторяющаяся случайность есть судьба (русское "не-судьба"!). Я писала Вам во вторник, 28-го и в среду 29-го (экспр<ессом>). Я писала Вам из глубины существа, была перед Вами беззащитна как перед собственной душой. Если Вы на эти слова не сумели найти слов, Вы их никогда не найдете и лучше кончить сейчас.

    Не скажу Вам даже, что навсегда прощаюсь с Вами, это решит жизнь. Не отнимаю у Вас права когда-нибудь, в какой-то там час, окликнуть меня, но не даю Вам права окликать меня зря. Это уже будет делом Вашей чести (верней, чем совесть!).

    Когда-нибудь пришлю Вам стихи: Ваше да вернется к Вам, ничего не присваиваю и ничего не стыжусь: это - уже очищенное, можете их всем читать.

    "Бюллетень болезни" оставляю, как был, в тетрадке - видите, я правдива и не пишу, что жгу.

    А Вам, дружочек - и задумываюсь: не знаю, чего пожелать?

    *

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Тетрадь 2: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Тетрадь 3: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Тетрадь 4: 1 2 3
    Раздел сайта: