• Приглашаем посетить наш сайт
    Тургенев (turgenev-lit.ru)
  • Сводные тетради. Тетрадь первая
    (Страница 6)

    Тетрадь 1: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Тетрадь 2: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Тетрадь 3: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Тетрадь 4: 1 2 3

    Посвящение Февраля.

    *

    Крыло Вашего отлета (большое косое облако в вечер того дня).

    *

    Пишу Вам в легкой веселой лихорадке, казалось бы - предотъездной, но - предсмертной (я не боюсь больших слов, потому что у меня большие чувства: вернее: не слова у меня большие, а - чувства). Пастернак, я не приеду. У меня болен муж, и на визу нужно две недели. Если бы он был здоров, он бы м. б. сумел что-нибудь устроить, а так я без рук. На визу нужно две недели: разрешение из Берлина, свидетельство о тяжелой болезни родственника (где его, где - ее - взять??) - здешняя волокита. У меня здесь (как везде) ни друзей, ни связей. Я уже неделю назад узнала от Л. М. Э<ренбург> о Вашем отъезде: собирается... Но сборы - это месяцы! Кроме того, у меня не было Вашего письменного разрешения, я не знала, нужно Вам или нет, я просто опустила руки и ждала. Теперь знаю, но поздно. Пишу Вам вне лукавства и расчета и вне трусости (объясню). С получения Ваших Тем и Варьяций, нет раньше, с известия о Вашем приезде я сразу сказала: Я его увижу [и увидела же - на горе, можжевельником. 1932 г.]. С той лиловой книжечки я это превратила в явь, т. е. принялась за большую книгу прозы (Земные приметы, вроде дневника) т. е. переписку, рассчитав ее окончание на половину апреля. Работала, не разгибая спины, все дни. - Гору сдвинуть! - Какая связь? Ясно. Так вскинуться я не вправе (перед жизненной собой). У меня (окружающих) очень трудная жизнь, с моим отъездом - весь чортов быт на них. Но я <фраза не окончена>. Мне встречу с Вами нужно было заработать (перед собой). Это я и делала. Теперь поздно: книга будет, а Вы - нет. Вы мне нужны, а книга нет.

    Еще последнее слово: не из лукавства (больше будете помнить, если не приеду, не больше - ложь! Этот романтизм я переросла, как и Вы) не из расчета (слишком буду помнить, если увижу! - Больше чем сейчас - нельзя!) и не из трусости (разочаровать, разочароваться).

    Всё равно, это чудовищно - Ваш отъезд, с берлинского ли дебаркадера, с моей ли богемской горы, с которой 18-го целый день (ибо не знаю часа отъезда) буду провожать Вас - пока души хватит.

    Не приеду потому что поздно, потому что я беспомощна, потому что Слоним [Слоним Марк Львович (1894 - 1976) - литературный критик, один из редакторов журнала "Воля России".], например, достанет разрешение в час, потому что это моя судьба - потеря.

    *

    А теперь о Веймаре. Пастернак, не шутите. Я буду жить этим все два года напролет. И если за эти годы умру, это (Вы!) будет моей предпоследней [а что - последней? Вру, конечно, - конечно последней.] мыслью. Вы не шутите только. Я себя знаю, я 16-ти лет два года подряд, день в день, час в час любила Герцога Рейхштадтского - Наполеона II - любила сквозь всё и всех, слепая жила: Пастернак, я себя знаю.

    Вы - мой дом, в Вас я буду думать домой каждую секунду, я себя знаю. Сейчас весна. (У меня много записано в тетрадку о Вас эти дни. Когда-нибудь пришлю.) Сейчас у меня мысли путаются: как перед смертью: ВСЁ нужно сказать.

    Предстоит огромная бессонница Весны ["Весна наводит сон... Уснем!" - да, ибо каждая вещь равна своему обратному.] и Лета, я себя знаю, каждое дерево, которое я облюбую глазами, будет - Вы. Теперь мгновенная самооборона: как с этим жить? Все эти бесконечные вечера, костры, рассветы - здесь русские всё время жгут костры - я себя знаю, я заранее в ужасе. Тогда, летом, я это остановила, перерубила отъездом в другую страну, всё то осталось на каменном отвесе берлинского балкона и в записных книжках. Но сейчас я никуда не уеду, никуда не уйду. Всё это (Вы) уже во мне. Пастернак, я доехала.

    Теперь резко: что именно? В чем дело? Я честна и ясна: СЛОВА - клянусь! - для этого не знаю. (Перепробую все!) Насколько не знаю - увидите из февральских стихов. Знаю только, что встреча с Вами была бы для меня некоторым освобождением от Вас же, выдохом, - Вам ясно? Законным. Ведь лютейшего соблазна и страшнейшей безнаказанности [Другие бы сказали - наказания!] нет: пространства!

    *

    А теперь, просто: я ЖИВОЙ человек и мне ОЧЕНЬ больно. Где-то на высoтах себя - нет, в сердцевине - боль. Эти дни (сегодня 9-ое) до Вашего отъезда я буду очень мучиться.

    (9 - 18-ое - девять дней, девять дён - досмертья.)

    *

    Февраль 1923 г. в моей жизни - Ваш. Делайте с ним что хотите.

    *

    не отрекаюсь, но Вам это тяжело, буду молчать. Но тогда остается одно: о себе к Вам (в упор) - то, чего я так тщательно (из-за Вас же!) не хотела. Это будут - стихи.

    Слово о Вашей мысли навстречу моей вечной [смысл: permanente [постоянный (фр.)]. 1932 г.] остается в силе. Другое, которое Вам было неприятно, должна истолковать. "Сумейте" не значит: "выучитесь". - "Сделайте чудо, наконец" - увы, относится ко мне, а не к Вам: т. е. будьте концом этого наконца, - после стольких не-чудес будьте чудом - Вы.

    ...Мы еще ни о чем не говорили. В Веймаре будет долгий разговор.

    *

    Непосредственно после этого письма Вы получите другое, со стихами. Сделайте мне радость, прочтите их только в вагоне, когда поезд тронется. Чтобы я с Вами простилась - последней. Вторая просьба: оставьте верный адрес.

    - Наши письма опять разминулись, открытка была в ответ на первое. Я тогда не поняла "до скорого свидания", - теперь ясно, но поздно.

    *

    (Стихи: Ипполит [Цикл "Федра".] - Провода - и к "Вереницею певчих свай" [Первое ст-ние цикла "Провода".] - пометка:)

    NB! Видите, начав в упор, потонула, растворилась в общей жалобе - одного (одной) - за всех. Так и в жизни.

    Будьте терпеливы, вынесите буйство первых дней, - выпоется!

    *

    Вопль больниц:

    Вернись!

    Вопль блудниц:

    Забудь!

    *

    Голубиная купель:

    Небо: тридевять земель.

    Мне, за тем гулявшей зa морем

    Тесно в одиночной камере

    Рук твоих,

    Губ твоих,

    Человек, - и труб твоих,

    Город -

    Мне, решать привыкшей - в мраморе

    Тесно в одиночной камере

    Демократии и Амора.

    *

    (Март 1923 г.)

    *

    Отрывки письма

    ...Я буду терпелива, и свидания буду ждать как смерти [Отсюда: Терпеливо, как щебень бьют / Терпеливо - как смерти ждут / Буду ждать тебя - (Восьмое ст-ние цикла "Провода".)].

    ...Я знаю только Вашу душу.

    *

    Умею любить вселенную позвёздно и погнёздно, но это величайший соблазн - раз в жизни - оптом, в собирательном стекле - чего? - ну хотя бы глаз.

    *

    ...Нужно быть терпеливым, великодушным, пожалуй - старым, старше возраста. Только старик (тот, кому ничего не нужно) умеет взять, принять всё, т. е. дать другому возможность быть приняв - избыток. Открещиваться и принимать вздох (выдох!) за вексель - дело наглой молодости или осмотрительной зрелости. - При чем тут я?! - ("Не по адресу") - т. е. то, что слышу всю жизнь.

    *

    ...Миллиард - за жизнь - прочитанных книг. - Так? - И очень много написанных. Откуда же чудо первичного волнения? - Почему это ударило, а не соседнее? У каждого поэта только один читатель, и Ваш читатель - я.

    Теперь, внимание: я же не слепая и не глухая, Ваше признание (меня, поэта) до меня доходит, я же не открещиваюсь. Вы поэт, Вы видите - будущее. Хвалу сегодняшнему дню (делу) я отношу за счет завтрашнего, раз Вы видите - это будет (следовательно - есть) [Логическая ошибка. Надо: Раз Вы видите - это есть, следовательно - будет. 1932 г.].

    Ничья хвала и ничье признанье мне не нужно, кроме Вашего. О, не бойтесь моих безмерных слов, их вина в том, что они еще слова, т. е. не могут еще быть только чувствами. Когда я окончательно <пропуск одного слова> в Вас я перестану Вам писать.

    *

    Я очень спокойна. Никакой лихорадки. Я блаженно провожу свои дни. В первый раз в жизни не наваждение, а <пропуск одного слова>, не чара, а знание. Вы в мире доказаны помимо меня.

    О, не превышение прав и не упокоение в себе! Кроме Элизиума есть еще чешский лес, с тростинками, с хворостинками, с шерстинками птиц и зайцев - лбом в Элизиум, ногами на чешской земле. (Boehmeswald [богемский лес (нем.)], Борис!) - Поэтому покойно, упокоено только мое главенствующее. А ногам - для того чтобы идти к Вам - нужна рука, протянутая навстречу.

    Хочу Ваших писем: протянутой Вашей руки.

    *

    (Опять Провода: Эвридика - Орфею, Не чернокнижница - В час когда мой милый брат (26-го марта 1923 г.) - Терпеливо как щебень бьют)

    *

    Воздух вздохнул.

    *

    *

    Я охотно посылаю (отсылаю, ссылаю) свою душу в другие тела (на другие звезды!) чтобы отсюда с ней же, или оттуда с собой же - беседовать.

    (Любовь.)

    *

    Или: я охотно заселяю чужие тела своей душой. (Вроде колоний.)

    *

    Не живя с Вами, я всю жизнь буду жить не с теми, но мне не важно с кем: кем. Живя Вами, я всю жизнь буду жить - ТЕМ!

    *

    (Исконная и полная неспособность жить с человеком, живя им: жить им, живя с ним. Как жить с душой - в квартире? В лесу может быть - да. В вагоне может быть - да (но уже под сомнением, ибо I кл<асс>, II кл<асс>, III кл<асс>, причем III кл<асс> вовсе не лучше I, как и I кл<асс> III кл<асса>, а хуже всех - II кл<асс>. Ужасен - разряд.)

    Жить с ним, живя им - могу только во сне. И - чудно! Совершенно так же как в своей тетради.

    Мне другого, минуя все свои исконные невозможности - как и себя - прежде всего на совместность - жаль.)

    *

    Знаете как это бывает? Вы ставите вопрос, сгоряча, первым движением: - нет, потом - глубже: да, потом - еще глубже: нет, глубже глубокого: да... (Не четыре ступени: сорок!) И конечное: да.

    Так и с Вашим вопросом (ибо не утверждение, а вопрос, в утверждении - вопрос. Наша с Вами разница: Вы и утверждая - спрашиваете, я и спрашивая - утверждаю) - о сестре. ("Слово нашей самой большой мужской выразительности: сестра" - привожу из памяти. 1932 г.) - Уже сейчас не помню, что сгоряча, м. б. и да, важна смена! Как с лестницы. Но в Вашем вопросе я не вглубь шла, а ввысь.

    *

    Думаю, что из упорства никогда не скажу Вам того слова. Из упорства. Из суеверия. (Самого пустого, ибо вмещает всё, самого страшного, после которого всё начинается, то есть - кончается.) Его можно произносить по пустякам, когда оно заведомо - гипербола. Мне - Вам - нет.

    *

    Еще: дарить - хотя бы душу - отделять. (Впрочем душа резиновая и всё тянет с собой, вся тянется.) Предпочитаю ничего Вам не дарить, не говорить об этом.

    *

    Сегодня вечером, холодя себе весь левый бок промерзлой стеной весеннего вагона (сидела у окна) думала: этого жизнь мне не даст - Вас рядом. Даст чехов, немцев, студентов, гениев, еще кого-то, еще кого-то: - Бориса Пастернака она мне не даст.

    *

    *

    - Ах, Вы и это слово писать задумываетесь? Для меня все слова малы, отродясь, всегда. И за малейшее из них я так: из недр - благодарна. Я и не такие выслушивала молча, не отвечая, как не отвечают на вздох. Для меня они все малы, я ни одного не боюсь, другой у меня ни за одно не отвечает. Я - ни на одно.

    *

    Не бойтесь. Я не кредитор. Я и свои и чужие забываю раньше, чем другой успеет забыть. Я не даю забывать - другому (т. е. эту роскошь оставляю за собой).

    *

    Я дружбу ставлю выше любви, не я ставлю, стоит выше, просто: дружба стоит, любовь лежит.

    Horizontales-u-wertikales Handwerk [Горизонтальное и вертикальное ремесло (нем.).].

    *

    Всё в мире меня затрагивает больше чем моя личная жизнь.

    *

    Сестра, это отсутствие страдания (не ее, от нее!). - Не будете. -

    *

    На моей горе растет можжевельник. Каждый раз, сойдя, я о нем забываю, каждый раз, всходя, я его пугаюсь: человек! потом радуюсь: куст! Задумываюсь о Вас и, когда прихожу в себя - его нет, позади, миновала. Я его еще ни разу близко не видела. Я думаю, что это - Вы.

    *

    Можжевельник двуцветный: изнизу голубой, сверху зеленый. В моей памяти он черный.

    *

    Нам с вами важно условиться, договориться и - сговорившись - держать. Ведь, обычно, проваливается потому, что оба ненадежны. Когда один надежен - уже надежда. А мы ведь оба надежны, Вы и я. (?)

    *

    Со мной сумел (вместил и ограничил) только один [Речь идет о С. М. Волконском], вдвое старше Вас. Вместил, ибо бездонен, ограничил - ибо не любит женщин и этим всю женскую роль с меня снял, т. е. освободил от - и этой возможности, которая почему-то так сразу становится неизбежностью (решающей).

    *

    Мой дом - лбы, а не сердца.

    *

    Люблю мужественность и в мужчинах. Женственный (физически, ибо остальное - вне пола), женственный мужчина мне куда омерзительнее - быкоподобного, который - совсем не омерзителен, а только как бык <пропуск одного слова>: о чем думает?

    *

    (Стихи: Весна наводит сон. Уснем, 5-го апреля. Сдайся - ведь это совсем не сказка! - [Пятое ст-ние цикла "Провода".])

    *

    Стихи - следы, по которым я иду в Вашу душу. Но Ваша душа удаляется и я, раздосадованная, опережаю, делаю прыжок, вслепую, на авось, и потом, обмирая, жду: туда ли свернете?

    *

    Книгу должен писать читатель. Лучший читатель читает закрыв глаза.

    *

    Хлебная ложь (ложь самого хлеба, т. е. необходимости есть и жить).

    *

    А покаместь ты на небо

    Сквозь какие толщи хлеба

    Проедаться мне к тебе?

    А покаместь

    [...]

    Ты меня не создал мышью -

    Так зачем же закрома?

    А рука строчит и стрoчит

    Слог - стежок

    Через сколько тысяч строчек

    Пропеваться мне к тебе?

    ...

    ...

    Ты меня не создал швейкой -

    Так зачем же вороха

    Лоскутов этих?..

    *

    Ребенок играет Цезаря с горшком на голове: шлем.

    *

    Книга должна быть исполнена читателем как соната. Буквы - ноты. В воле читателя - осуществить или исказить.

    *

    Оправдание предисловий:

    Я ее писала, я лучше знаю, как ее читать.

    *

    Роману читателя с книгой предшествует роман писателя с книгой. Писатель старше читателя на все черновики. Писал - дед!

    *

    (Вроде предисловия к "Земным приметам")

    ...Не судите сразу. Эта книга предвосхищенный Страшный Суд, с той разницей, что я-то говорю Богу, а меня-то будут судить люди. После нее мне Богу мало что останется сказать, если я что и утаивала, то - чужие грехи, ценные Богу только из собственных уст.

    *

    Единственный недостаток книги - что она не посмертная. - Для вас. -

    Но успокойтесь: я не в землю зарываю, а сжигаю!

    *

    (NB! Книга никогда не вышла. 1932 г.)

    *

    Г<орние> Мокропсы, 10-го апреля 1923 г.

    Пол в жизни людей - катастрофа. Во мне он начался очень рано, не полом пришел - облаком. И вот, постепенно, на протяжении лет, облако рассеялось: пол распылился.

    Гроза не состоялась, пол просто миновал. (Пронесло!)

    Облаком пришел - и прошел.

    *

    Если бы мужчины влюблялись: теряли голову - от сущностей, они бы теряли ее и от семилетних, и от семидесятилетних. Но они влюбляются в прерогативы возраста. Семнадцать лет, - значит то-то и то-то - возможно, а та же три года назад, та же!!! - и не посмотрят, головы не обернут.

    Весьма расчетливое теряние головы, вроде 12% помещения капитала (от 4% до 20% - это уж дело темперамента - qui ne risque rien ne gagne rien, qui risque peu [кто ничем не рискует, тот ничего не выигрывает; кто рискует малым (фр.).] - и т. д.). Но - всегда с %.

    *

    Но люблю я одно: невозможно.

    Это, кроме поэтов, очень и очень редко любят еще и женщины.

    *

    Тайна: ведь это не от кого-нибудь, а с кем-нибудь. Третьему нечего обижаться, человек, который умеет втроем, первый предаст.

    *

    Летом Э<ренбург> однажды сказал мне: есть только три жеста: жест Евы к Адаму, жест Адама (оберегающий) к Еве, жест Евы к ребенку и Авеля, оберегающегося от Каина. Все остальные - вытекли.

    - А голова, поднятая просто к небу?

    Значит у меня к Вам - не первичный жест?

    *

    (Три, когда - четыре: и здoрово же я считаю! Я бы, теперь, сказала так: взаимный жест Евы и Адама, жест Евы к ребенку и взаимный жест Каина и Авеля. Т. е. любовь - материнство - война. А - голод? А - молитва? А - смерть?

    Э<ренбур>гу, совершенно лишенному первичных жестов, не верю ни на копейку ни в чем. Слова - слова - слова. - 1932 г.)

    *

    *

    Мелким струением

    Бисер березовый.

    *

    NB! Лесной Царь.

    *

    Страстней чем Белого Въезда я жду Страшного Суда: нищеты <под строкой: тщеты> всех дел и чистоты всех умыслов.

    Страшный Суд для всех кто страдал день не осуждения, а оправдания.

    *

    В день великого оправдания.

    *

    Фараон в данном случае та венчающая точка пирамиды, ради которой основания пирамиды (биллионы!) и лежат под камнями. Камень под камнем, тяжесть под тяжестью, лишь последняя точка (фараон) дышит. Только этой точкой пирамида и дышит. Она ее смысл, она ее покой, ее разрешение и завершение.

    Не Царь (Поэт, Вождь) народ топчет <сверху; попирает>, народы его возносят.

    Чем ненавидеть единицу биллионы должны отождествить себя с ней, но не: мы - он! а: он - мы.

    *

    Я никогда не забываю, что я гостья. Земля мне этого не прощает.

    *

    Мертвые - как дети - хорошеют день от дня. (И в памяти живых - и Там!)

    *

    Письмо критику

    [Обращено к Александру Васильевичу Бахраху (1902 - 1985), в то время начинающему критику.]

    *

    Я не знаю, принято ли отвечать на критику иначе как колкостями - и в печати. Но поэты не только не подчиняются обрядам, но - творят их. Позвольте же мне нынешним письмом утвердить обряд благодарности поэта - критику. (Случай достаточно исключительный, чтобы не слишком рассчитывать на ряд последователей!)

    Итак, я благодарна Вам за Ваш отзыв в Днях. Это - отзыв в самом настоящем смысле слова. Вы не буквами на буквы, Вы существом на сущность отозвались. Благодарят ли за это? Но и благодарность - отзыв! Кроме того, Вы ведь писали не для меня, так и я пишу не "для Вас", хотя и к Вам. (Вам - о Вас.)

    Я не люблю критики, не люблю критиков. Все они, в лучшем случае, кажутся мне неудавшимися и поэтому озлобленными поэтами. Но хвала их мне еще непереноснее их хулы: почти всегда мимо, не меня, не за то. Так, напр., сейчас в газетах хвалят не меня, а явно Любовь Столицу (т. е. всё сказанное обо мне отношу на ее счет, ибо - НЕ Я!)

    Ваша критика умна. Простите за откровенность. Вы вежливы: неустанно на Вы. Вы <пропуск одного слова> Утверждаю: Вы правы. Так, живя стихами с - ? - да с тех пор как на свете живу, только этим летом узнала от своего издателя Геликона, что такое хорей и что такое дахтиль. (Ямб знала по названию блоковской книги, но стих определяла как "пушкинский размер", "брюсовский размер".)

    Вам будет любопытно узнать, что Белый свою Глоссологию (?) написал после моей Разлуки, как и свою "После разлуки" [После "Разлуки" (книги) и после разлуки с женой Асей [Анна Алексеевна (Ася) Тургенева (1890 - 1966) - первая жена А. Белого, видная антропософка.], в жизни совпавших (Берлин, лето 1922 г.).]. Я была тем живым примером, благодаря которому возникла теория. (Говорю Вам вне тщеславия, если бы страдала им давно была бы знаменитой!)

    Что еще? Ах, пожалуй, главное! Спасибо Вам сердечно и бесконечно за то, что не сделали из меня бабу style russe [русский стиль (фр.)], не обманулись видимостью (NB! баба - бабы не напишет!), что единственный из всех (NB! как мне всех хочется сделать единственными: всякого! 1932 г.) за последнее время обо мне писавших удостоили, наконец, внимания сущность, - то, что над и вне.

    Спасибо Вам за заботливость: "Куда дальше? В музыку, т. е. в конец?!" Верю, что Вы искренне в тот час задумались, потому отвечаю: нет! Из лирики (почти-музыки) - в эпос.

    Это не Ваш "планирующий спуск", это разряжение голоса - в голосах, единого - в множествах. Чем на тысячу голосов выражать одну свою душу, я буду одним голосом выражать тысячу чужих, которые тоже одна <пропуск одного слова>. То чего не может один могут (в одном) многие. Единство множества. Оркестр тоже единство.

    - Вам ясно?

    *

    А что за "Ремесло"? Песенное, конечно! Ремесло в самом <фраза не окончена>. Противовес и вызов слову и делу (безделию <сверху: неделу>) "искусство". Кроме того, мое ремесло, - в самом простом смысле: то, чем живу, - смысл, забота и радость моих дней. Дело дней и рук.

    О, ты чего и святотатство

    Коснуться в храме не могло -

    Моя напасть, мое богатство,

    Мое святое ремесло!

    [Из ст-ния К. Павловой "Ты, уцелевший в сердце нищем...".]

    Эпиграф этот умолчала, согласно своему правилу - нет, инстинкту - ничего не облегчать читателю, как не терплю, чтоб облегчали мне. Чтоб сам.

    Читатель ведь пока ты с ним не столкнулся - друг и пока о тебе не написал - ты его чтишь. (Иногда, notre cas [наш случай (фр.)], и потом.)

    Посылаю Вам свою Ц<арь->Д<евицу> - не для отзыва, а потому что Вы, очевидно, ее не читали. Вот он, источник всех навязываемых мне кокошников!

    Ах! Еще одно спасибо: за Посмертный марш, за, в конце, явный (раз Вы в "Днях") взлет над злободневностью, за то что сердце Ваше (слух) подалось на оборванность последних строк: в лад падало!

    *

    *

    Прага:

    Где сроки спутаны, где в воздух ввязан

    Дом - и под номером не наяву!

    Я расскажу тебе о том как важно

    В летейском городе моем живу.

    Я расскажу тебе как спал он,

    Не выспался - и тянет стан

    Где между водорослью и опалом

    День деворадуется по мостам.

    Где мимо спящих Богородиц

    И рыцарей дыбящих бровь

    Шажком торопится народец

    Уродцев | - переживших кровь.

    Потомков |

    Где честь последними мечами

    Воззвав - не медлила в ряду.

    О городе, где всё очами

    Глядит - последнего в роду.

    *

    21-го нов<ого> апр<еля>

    (Стихи, не вошедшие в После России.)

    *

    Варианты Пражского Рыцаря:

    В роковую проседь

    Вод - отважься!

    Этого ли просишь,

    Рыцарь пражский?

    Мальчик! Воин!

    Щеки - горячей

    Под конвоем

    Каменных очей!

    *

    ...А

    ...вослед веслу -

    Я учусь себе потихоньку

    Ариаднину ремеслу.

    *

    Быть оставленной - значит долго,

    Долго помнить -

    *

    Быть оставленной -

    В предутренний час истом

    Предоставленной другом - богу:

    (Около "Оставленной быть" [Первое ст-ние цикла "Ариадна".] - и уже формула всего Тезея [Речь идет о возникшем примерно в то же время замысле драматической трилогии "Тезей".].)

    *

    Тезей, ты оставил! Тезей ты как вор

    [...]

    Веленью Дионисову распростер

    Подругу. Клейми же, бессмертный позор

    Тезея - бессмертного труса!

    (Послестишие к "Оставленной быть - это втравленной быть" - не вошедшее.)

    *

    Оставлена, брошена

    [...]

    - Пусть так, но не дешево

    Уступлена, куплена...

    *

    Строки из Пустыни славы ["Поэма заставы"]:

    А покаместь во лжах и в ложах

    Не наложничаю - из жил

    Вылезая как змей из кожи

    Буду петь - последнюю жизнь!

    *

    Библейские беды

    *

    Мир о коем досель молчали

    Лиры

    И петля на худой конец

    (Крюк на к<отор>ом висит колыбель, превращается в крюк для пeтли.)

    *

    Поэт - через стихи - причастен материнству как женщина - через стихи - отцовству.

    *

    - - Как старческая страсть

    Растроганная травкой.

    *

    Задернулись лавочки,

    Дозорят ручьи...

    *

    (Поэма Заставы, Поэт [Цикл "Поэты"], Ручьи, разные)

    *

    Тетрадь кончена 10-го нов<ого> мая 1923 г. в Горних Мокропсах, близь Праги. Кончена - как и начата - Сивиллой. Кончена с благодарностью и с грустью, - эти дома (обратно иным земным!) покидаются нелегко!

    ЗАПИСИ ИЗ ЧЕРНОВОЙ МOЛОДЦА

    (черная картонная тетрадь с белой наклейкой)

    *

    Дай Бог кончить Мoлодца целиком к 15-му нов<ого> Октября 1922 г.!

    После него - Ионафан и Егорушка. Ионафана - дай Бог кончить к 1-му января 1923 г.!

    *

    Для Мoлодца: II ворота - задача - ее любовь (тяготение) и его любовь (отказ).

    *

    Маруся - Мoлодцу: - Пей, пей мою кровь!

    *

    Еще две встречи. Сегодня только предупреждает (искушает). - Можешь от меня легко отделаться, только скажи, что видела и мигом сгину и никогда не вернусь. А не скажешь: мать помрет.

    Слов не внемлет.

    Тихим голосом (в себя):

    - Лучше в землю.

    *

    Последняя встреча.

    Маруся, я загубил брата и мать, черед за тобой. Я в себе не волен. Земно прошу тебя: скажи правду. Скоро пробьет полночь, я буду спрашивать. А потом - беги к попу, мой дом на самом конце, с краю (чтоб легче вставать!) пусть выроют и вобьют мне в глотку осиновый кол. - Маруся, я люблю тебя пуще...

    *

    Блаженная смерть - рожь - звон - пчела - она цветок - душу пьет - одна кровиночка. - Эту оставлю. - (NB! на разживу!)

    Последние слова Маруси: - Я великая грешница. Выносите меня, девки, под порогом и похороните на перекрестке. - Голубок. -

    *

    NB! Третьи ворота: уже после смерти матери (продав). - Вспляшем! - Пляска. Она пуще его. (Как всякая она - всякого его.) - "Приходи". Смерть от него - блаженство.

    *

    NB! дохлятина

    (проклятия)

    *

    Моя русая коса!

    Зачем, русая, росла?

    *

    Дальше: Под порогом.

    Пляска (столбняк: огненный столп) - вспляшем! - ужас девок - пляшет одна (одни). - Черед за тобой! - Откажись! - Мой дом на погосте - четвертый с краю, пусть выроют, да вобьют мне в глотку осиновый кол. - Беги к попу! - Не хочу я твоей кровки красной, не хочу я твоей муки смертной, я тебя пуще жизни... Отталкивает. Она закидывает ему руки вокруг шеи. - Полночь. - Вопрос. - Ответ.

    Ночь. Луч. - Жужжание. - Шмель. - Цветок. - Блаженная смерть. Последняя кровиночка: "А вот эту оставлю. На разживу".

    Утро. Девки. - "Как я грешница великая пред Богом - Выносите меня, девки, под порогом!"

    Вынос: Мать с братцем - на кладбище, Марусю на перекресток. Братнин гроб полегчал. - Голубок.

    *

    Слова: скоропомощный, тишать, мирственный, жестоко полюбить, подрумяночка, блудяга, виноватиться, игольны ушки, вреда (существ<ительное>).

    *

    И снова утро сливами

    Забытое! - счастливое! -

    Девичество! - Младенчество!

    От всей глубокомыслицы

    Столичной - душу выправить.

    Уже в живых не числиться:

    Зарытой быть! Забытой быть!

    Такою нищей женщиной

    обуться |

    Уснув - одеться | не во что! схватиться не за что

    Проснуться - дом бревенчатый! -

    Такой богатой девочкой

    В синь широковетвистую |

    - и с листьями |

    Рви - ибо тысячи!

    Улыбчивая истина:

    Девичество! Мальчишество!

    *

    Девичество! - Девчончество! не кончится

    *

    (В лесу, на дереве. Дальше начало "Деревьев": В смертных изверясь, - 5-го нов<ого> сент<ября> 1922 г. Когда обидой опилась. Дальше - опять Мoлодец.)

    *

    Чтоб ни спых ни сполох

    Потревожить не мог

    Промеж тех четырех

    Прямохожих дорог...

    *

    1. Чтоб вам кровушки не высосала жильной -

    Схороните меня, девки, на развилье

    2. Как я честнoй не заслужила -

    Схороните меня, девки, на развилье

    3. Как виновному не велено с безвинным -

    Хороните меня, девки, на развилье

    4. Чтобы душенькам не снилася безвинным -

    Хороните меня, девки, на развилье

    5. Чтобы дождички следы мои | размыли -

    скорей меня |

    Схороните меня, девки, на развилье

    6. Чтобы дождички грехи мои замыли -

    Схороните меня, девки, на развилье

    7. Как я горенки не выслужила зимней -

    Хороните меня, девки, на развилье

    Хороните меня, девки, на развилье

    *

    ан - порх голубок

    На сестрин гробок

    *

    Мечта о 2-ой части

    (Дай Бог кончить к Рождеству!)

    *

    Действующие лица:

    Маруся

    Барин

    Слуга

    Голубок

    Белый стан:

    Барин, Голубок (потом - сын)

    Темный:

    Слуга, Гости.

    Гости здесь то же что девки в 1-й части. Слуга - тайный слуга (орудие) Мoлодца, враг Голубка (братца). Голубок над Марусей (четою). Слуга - гонитель Голубка. Единственная (кроме Голубка) явная невинность - Барин.

    Барин: веселый, трезвый (непременно соединить!), исполняющий все желания Маруси, задаривающий и т. д.

    Три условия Маруси: 1) никогда гостей, ничего красного в доме и пять лет (годов) без обедни. К концу пятого года у нее рождается сын. (Братец простил!) Вместо голубка - люлька. К концу (катастрофе) сгущение всего: Маруся, стосковавшись, нарушает обет и становится цветком (м. б. соблазн - слуги?), слуга доносит, барин, раздосадованный, зовет гостей - все гости в красном! - (бесы!) - похвальба - издевка гостей, барин заставляет Марусю идти в церковь - крестить сына - и: Херувимская. Херувимская: апофеоз Мoлодца. Явный отлет в ад.

    *

    II часть

    (Начата 12/25 Октября 1922 г. - С Богом!)

    *

    и т. д.

    Варианты:

    ...Нов у барина глазок,

    Скок у барина легок

    Брови сдвинув, рот разинув

    на белом на снежке NB!

    : розан размалинов | розмаринов

    В разлазоревом горшке

    *

    Где крестом дорога

    Сошлась - с снегом вровень,

    Глядит барин: розан

    намалеван...

    *

    Где крестом дорога

    Сошлась - дар дарован!

    Глядит барин: розан

    Точно намалеван.

    *

    Посередь снегов - столбок,

    Под столбом - глаза ожег!..

    *

    - На всё, барин, очередь,

    Спешит барин - мочи нет! -

    Цветочек выкапывает

    Полны варежки нагреб,

    По коленочко в сугроб

    - Инде ж, барин, писано,

    Чтоб саван - весну рожал?

    С цветочками, с листьями,

    А сам-то - что уголь-жар!

    *

    В обе рученьки бьет,

    К самой душеньке жмет

    *

    На всю жызть, моя сласть!

    Кажный листик обтряс.

    *

    Шапка наземь, шубка настежь -

    К самой душеньке прижал!

    *

    Жесты: распахнуть шубу, спрятать цветок.

    NB! усилить перекресток и жар цветка.

    *

    Постепенность

    (без сына)

    I глава - Барин. Барин - слуга - Цветок. Слуга указывает, барин выкапывает и увозит.

    Дает ей пройтись по комнатам (спящая), хватает за обе руки, разговор. Три Марусиных условья: пять лет без обедни, изгнать красный цвет, не принимать гостей: А цветок мой - от соблазну - сожги. Барин соглашается. - Спят.

    III глава: Барин уезжает. Слуга заманивает Марусю в "особую светелку" где цветок. Маруся не удерживается и ночью становится цветком. ("Зачем не сжег?!")

    IV глава: Приезд барина, донос слуги, гнев барина: враз нарушает все три условия, или - барин приезжает в ночь, застает Марусю цветком - объяснение - угрозы и вечером: пир.

    V глава - Херувимская.

    *

    Постепенность:

    IV Пир

    V Херувимская

    *

    1. Как с двенадцатым, с последним - в самый звон

    Как встряхнется-встрепенется стебель-сон

    Как встряхнется-встрепенется стебель |-цвет

    зелень |

    3. Как с двенадцатым, с последним, сроком в срок,

    Как встряхнется-встрепенется стебель-сок

    *

    Бусы коралловые

    Стан запрокидывает,

    Руки выламывает

    *

    Платье одергивает,

    *

    С красного сборчатого

    Дрему отряхивает

    *

    Белы |

    Светлы | мраморные стены,

    *

    - да с костью ль?

    Страшная гостья!

    *

    Светлы месячные игры.

    Посередке: стол неприбран

    *

    *

    2-го ноября по-новому - переезд в чудную - почти аю-райскую - хату, предпоследнюю в деревне, почти в лесу. (Наша лесная дорога: въезд.) Низкая, три окошка, кафельная печка (белый с голубым изразец) - старик и старушка, причем старушка глуха и глупа.

    Здесь я непременно должна кончить Мoлодца. - К Рождеству.

    - Дай Бог! -

    *

    В щечки - ладошками

    *

    Зал в два света

    *

    - в два цвета,

    Зал в два света

    *

    Ручки стиснула

    Слезы |

    Ну поистину -

    Дева дивная

    *

    Платье - красного атласа

    ...

    Середь лунных | морей

    мертвых |

    *

    Ручку правую сдружила

    А и с левой рукой...

    *

    *

    Куды ни глянь -

    Вьется! Вот-вот

    В лунную стклянь

    Рыбой уйдет

    Клином! Вот-вот

    В лунную хлынь |

    синь |

    Дымом уйдет...

    *

    - Может грех какой девичий:

    Co-сна, во-сне...

    - Не знаю, нe...

    2. Подивился барин сдаче:

    ...во сне...

    - Не зна - ю, не...

    3. Подивился барин вздору:

    - Может грех такой, который

    *

    (Дольше - вести бечь!)

    *

    Мой последний сказ -

    В нужный день и час...

    Тетрадь 1: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Тетрадь 3: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Тетрадь 4: 1 2 3
    Раздел сайта: