• Приглашаем посетить наш сайт
    Маркетплейс (market.find-info.ru)
  • Повесть о Сонечке, часть 1 (страница 2)

    Часть 1: 1 2 3 4
    Часть 2: 1 2 3 4


    =========

    - Мой отец был скрипач, Марина. Бедный скрипач. Он умер в больнице, и я каждый день к нему ходила, ни минуточки от него не отходила, - он только мне одной радовался. Я вообще была его любимицей. (Обманывает меня или нет - память, когда я слышу: придворный скрипач? Но какого двора - придворный? Английского? Русского? Потому что - я забыла сказать - Голлидэй есть английское Holiday - воскресенье, праздник.

    Сонечка Голлидэй: это имя было к ней привязано - как бубенец!)

    - Мои сестры, Марина, красавицы. У меня две сестры, и обе красавицы. Высокие, белокурые, голубоглазые - настоящие леди. Это я - такая дурнушка, чернушка...

    Почему они не жили вместе? Не знаю. Знаю только, что она непрерывно была озабочена их судьбою - и делом заботилась. - Нужно много денег, Марина, нужно, чтобы у них были хорошие платья и обувь, потому что они (с глубоким придыханием восторга) - красавицы. Они высокие, Марина, стройные - это я одна такая маленькая.

    - И вы, такая маленькая, младшая, должны...

    - Именно потому, что такая маленькая. Мне, не-красавице, мало нужно, а красавицам - всегда - во всех сказках - много нужно. Не могут же они одеваться - как я!

    (Белая блузка, черная юбка или белое платьице - в другом ее не помню.)

    Однажды в какой-то столовой (воблиный суп с перловой крупой, второе сама вобла, хлеба не было, Сонечка отдала Але свой) она мне их показала - сидели за столиком, ей с высоты английских шей кивнули (потом она к ним побежала) - голубоглазые, фарфоровые, златоволосые, в белых, с выгибом, великокняжнинских шляпах...

    - Гляди, Алечка, видишь - эти две дамы. Это мои сестры. Правда, они - красавицы?

    - Вы - лучше.

    - Ах ты, дитя мое дорогое! Это тебе

    - Я потому вас люблю, что вы лучше всех.

    Ребенок, обезоруженный ребенком, смолк.

    =========

    Повинуясь, очевидно, закону сказки - иначе этого, с моей страстью к именам, не объяснишь - я так и не спросила у нее их имен. Так они у меня и остались - сестры. Сестры - Золушки.

    =========

    Мать помню как Сонечкину заботу. Написать маме. Послать маме. Должно быть, осталась в Петербурге, откуда родом была сама Сонечка. Недаром ее «Белые Ночи». - Я же знаю, Марина, я сама так ходила, сама так любила... Когда я в первый раз их прочла... Я никогда не читала их в первый раз! Только я в «Белых ночах», не только она, но еще и он, тот самый мечтатель, так никогда и не выбравшийся из белой ночи... Я ведь всегда двоюсь, Марина, не я - двоюсь, а меня - два, двое: даже в любви к Юре: я - я, и я - еще и он, Юра: все его мысли думаю, еще не сказал - знаю (оттого и не жду ничего!) - мне смешно сказать: когда я - он, мне самой лень меня любить... Только с Вами, Марина, я - я, и - еще я. А верней всего, Марина, я - все, кто белой ночью так любят, и ходят, и бродят... Я сама - белая ночь...

    Обнаружила я ее Петербург сразу, по ее «худо» вместо московского «плохо».

    - А это очень худо?

    - Что?

    - Говорить «худо», - и сама смеется.

    - Для вашего худа, Сонечка, одна рифма - чудо.

    Кто и откуда,
    Милое чудо?

    Так возникла Розанэтта из моей «Фортуны» (Лозэна), так возникла вся последняя сцена «Фортуны», ибо в этом: «Кто и откуда?» - уже весь приказ Розанэтте (Сонечке) быть, Розанэтте, дочке привратника, которая:


    Может, письмо Вам угодно оставить родным,
    Может быть, локон угодно отрезать на память.
    Все, что хотите - просите! Такой уж день:
    Всё Вам позволено нынче!

    О, какая это была живая Сонечка, в этом - все, говоримом за час перед казнью, в этом часе, даримом и творимом, в этом последнем любовном и последнем жизненном часе, в предсмертном часе, вмещающем всю любовь.

    В этом - Розанэтта - имени.

    =========

    (Сонечка! Я бы хотела, чтобы после моей повести в тебя влюбились - все мужчины, изревновались к тебе - все жены, исстрадались по тебе - все поэты...)

    =========

    Началась Сонечка в моих тетрадях с ее жалобного, в первый приход ко мне, возгласа:

    - О, Марина! (Эта умница ни разу не назвала меня «Ивановна», как с «Белыми Ночами», сразу - второй (тысячный) раз. - Как я бы вашу Даму в «Метели» - сыграла. Как я знаю каждое движение, каждую интонацию, каждый перерыв голоса, каждую паузу - каждое дыхание... Так, Марина, как я бы - ее никто не сыграет. Но я не могу - я такая маленькая...

    Не ростом - не только ростом - мало ли маленьких! - и маленькость ее была самая обыкновенная - четырнадцатилетней девочки - ее беда и прелесть были в том, что она этой четырнадцатилетней девочкой - была. А год был - Девятнадцатый. Сколько раз - и не стыжусь этого сказать - я за наш с ней короткий век жалела, что у нее нет старого любящего просвещенного покровителя, который бы ее в своих старых руках держал, как в серебряной оправе... И одновременно бы ею, как опытный штурман, правил... Моей маленькой лодочкой - большого плаванья... Но таких в Москве Девятнадцатого года - не было.

    (Знаю, знаю, что своей любовью «эффект» «ослабляю», что читатель хочет сам любить, но я тоже, как читатель, хочу сама любить, я, как Сонечка, хочу «сама любить», как собака - хочу сама любить... Да разве вы еще не поняли, что мой хозяин - умер и что я за тридевять земель и двудевять лет - просто - вою?!)

    ...Ни малейшего женского кокетства. Задор - мальчишки (при предельно-женственной, девической, девчонческой внешности), лукавство - lutin8«Einfall»9. (Сонечка, я для тебя три словаря граблю! Жаль, английского не знаю - там бы я много для тебя нашла. А - в испанском!..)

    Ряд видений: Наташа Ростова на цветочной кадке: «Поцелуйте куклу!»... Наташа Ростова, охватив колена, как индус, как пес, поющая на луну, пением уносимая с подоконника... Огаревская Консуэла, прощающаяся с герценовской Наташей у дилижанса... Козэтта с куклой и Фантина с Козэттой... Все девические видения Диккенса... Джульетта... Мирэй... Миньона, наконец, нет, даже он: Mignon, - тот мальчик арфист, потом ставший Миньоной, которого с какой-то своей Wanderung10 привел домой к матери юноша, ставший - Гёте.

    (Знаю, что опять ничего не даю (и много - беру), однажды даже вычеркнула это место из рукописи, но они меня так теснят, обступают, так хотят через Сонечку еще раз - быть...)

    Но главное имя - утаиваю. И прозвучит оно только в стихах - или нигде.

    И вот, потому что ни одной моей взрослой героиней быть не могла - «такая маленькая» - мне пришлось писать маленьких. Маленьких девочек. Розанэтта в «Фортуне», девчонка в «Приключении», Франческа в «Конце Казановы» - все это Сонечка, она, живая, - не вся, конечно, и попроще, конечно, ибо, по слову Гейне, поэт неблагоприятен для театра и театр неблагоприятен для поэта - но всегда живая, если не вся - она, то всегда - она, никогда: не-она.

    А один свой стих я все-таки у нее - украла: у нее, их не писавшей, в жизни не написавшей ни строки, - я, при всей моей безмерной, беспримерной честности - да, украла. Это мой единственный в жизни плагиат.

    Однажды она, рассказывая мне о какой-то своей обиде:

    - О, Марина! И у меня были такие большие слезы - крупнее глаз!

    - А вы знаете, Сонечка, я когда-нибудь это у вас украду в стихи, потому что это совершенно замечательно - по точности и...

    - О, берите, Марина! Все, что хотите - берите! Все мое берите в стихи, всю берите! Потому что в ваших руках все будет жить - вечно! А что от меня останется? Несколько поцелуев...

    И вот, три года спустя (может быть, кто знает, день в день) стих:

    В час, когда мой милый брат
    Миновал последний вяз
    (Вздохов мысленных: «Назад»)
    Были слезы - больше глаз.

    В час, когда мой милый друг

    (Вздохов мысленных: «Вернись!»)
    Были взмахи - больше рук.

    Руки прочь хотят - от плеч!
    Губы вслед хотят - заклясть!
    Звуки растеряла речь,
    Пальцы растеряла пясть.

    В час, когда мой милый гость...
    - Господи, взгляни на нас! -
    Были слезы больше глаз
    Человеческих - и звезд
    Атлантических
    ...

    (А атлантические звезды горят над местечком, Lacanau-Océan, где я свою Сонечку - пишу, и я, глядя на них вчера, в первом часу ночи, эти строки вспомнила - наоборот: что на океане звезды больше глаз! Вот и сошелся круг.)

    Эти стихи написаны и посланы Борису Пастернаку, но автор и адресат их - Сонечка.

    И последний отблеск, отзвук Сонечки в моих писаниях - когда мы уже давно, давно расстались - в припеве к моему «Мо'лодцу»: «А Маруся лучше всех! (краше всех, жарче всех...)» - в самой Марусе, которая, цветком восстав, пережила самое смерть, но и бессмертье свое отдаст, чтобы вместе пропасть - с любимым.

    =========

    - Марина, вы думаете, меня Бог простит - что я так многих целовала?

    - А вы думаете - Бог считал?

    - Я - тоже не считала.



    ...А главное я всегда целую - первая, так же просто, как жму руку, только - неудержимее. Просто никак не могу дождаться! Потом, каждый раз: «Ну, кто тебя тянул? Сама виновата!» Я ведь знаю, что это никому не нравится, что все они любят кланяться, клянчить, искать случая, добиваться, охотиться... А главное - я терпеть не могу, когда другой целует - первый. Так я по крайней мере знаю, что я этого хочу.

    =========

    - Марина, я никогда не могла понять (и себя не понимаю), как можно - только что целовавшись - говорить молитву. Теми же губами... Нет, не теми! Я, когда молюсь - никогда не целовалась и когда целуюсь - никогда не молилась.

    - Сонечка! Сонечка! От избытка сердца целуют уста ваши.

    =========

    Мы с ней никогда не целовались: только здороваясь и прощаясь. Но я часто обнимала ее за плечи, жестом защиты, охраны, старшинства. (Я была года на три старше, по существу же - на всю себя. Во мне никогда ничего не было от «маленькой»).

    Братски обнимала.

    Нет, это был сухой огонь, чистое вдохновение, без попытки разрядить, растратить, осуществить. Беда без попытки помочь. Вот об этом мой французский рассказ одному моему французскому другу, пятнадцать лет спустя. Друг прошел, рассказ остался. Пусть останется.

    - Je ne me souviens pas de l’avoir embrassée hors le baiser usuel, presque machinal du bonjour et de l’adieu. Ce n’était pas de la mauvaise - ou bonne - honte, c’était - mais la meme chose qu’avec le «tu»: je l’aimais trop, tout était mouns.

    Car un baiser, quand on n’aime pas - dit tellement plus, et quand on aime - dit tellement moins, est tellement moins. Boire pour reboire encore. Le baiser en amour c’est l’eau de mer dans la soif. (Eau de mer ou sang - bon pour les naufragés!) Si cela a dégà été dit - je le redis. L’important, ce n’est pas de dire du neuf, c’est de trouver seul et de dire vrai.

    J’aimais mieux garder ma soif entière.

    Et - une chose qui n’a surement, par sa simplicité même, jamais été écrite: le baiser en amour c’est le mauvais chemin menant à l’oubli de l’autre. De l’aimné, non à l’aimé. Commencant par baiser une ame, on continue par baiser une bouche et on Unit par baiser - le baiser. Anéantissement.

    Mais je l’embrassais souvent de mes bras, fraternellement, protectionnellement, pour la cacher un peu à la vie, au froid, à la nuit. C’était la Révolution, done pour la femme: vie, froid, nuit.

    ...Ma petite enfant que je n’ai jamais laissée rentrer seule.

    Et simplement je n’y avais jamais pensé - qu’il у avait - ça, cette possibilité entre gens comme nous. (Cette impasse.) Ce n’est que maintenant, quinze ans aprés que j’y pensé, pleine de gratitude de n’y avoir alors pas même pensé11.

    Сонечка жила в кресле. Глубоком, дремучем, зеленом. В огромном зеленом кресле, окружавшем, обступавшем, обнимавшем ее, как лес. Сонечка жила в зеленом кусту кресла. Кресло стояло у окна, на Москва-реке, окруженное пустырями - просторами.

    В нем она утешалась от Юры, в нем она читала мои записочки, в нем писала мне свои, в нем учила свои монологи, в нем задумчиво грызла корочку, в нем неожиданно, после всех слез и записочек - засыпала, просыпала в нем всех Юр, и Вахтангов, и Вахтанговых...

    C’était son lit, son nid, sa niche...12

    «Исправляю почерк»... (В 1919 году! Точно другой заботы не было! Да еще - такими буквами!)

    Стоит дом. В доме - кресло. В кресле - Сонечка. Поджав ноги, как от высящейся воды прилива. (Еще немножко - зальет.) Ножки спрыгивают, ручки - навстречу:

    - Марина! Какое счастье!

    Заботливо разгружает меня от кошелки и черезплечной сумки. Сонечку не нужно убеждать не-сажать меня в кресло: знает твердость моего нрава - и навыков. Сажусь на окно. Подоконник низкий и широкий. За ним - воля. За спиной - воля, перед глазами - любовь.

    - Марина! Я нынче была у ранней обедни и опять так плакала (деловито, загибая в ладонь пальчики): - Юра меня не любит, Вахтанг Леванович меня не любит, Евгений Багратионович меня не любит... А мог бы! хотя бы, как дочь, потому что я - Евгеньевна, - в Студии меня не любят...

    - А - я?!

    - О - вы! Марина, вы меня всегда будете любить, не потому что я такая хорошая, а потому что не успеете меня разлюбить... А Юра - уже успел, потому что я сама не успела... умереть.

    (Любить, любить... Что она думала, когда все так говорила: любить, любить?..

    Это напоминает мне один мой собственный, тогда же, вопрос солдату бывшего полка Наследника, рассказывавшему, как спасал знамя:

    - Что вы чувствовали, когда спасали знамя?

    - А - ничего не чувствовал: есть знамя - есть полк, нет знамени - нет полка.

    (Есть любовь - есть жизнь, нет любви...)

    Сонечкино любить было - быть: небыть в другом: сбыться.)

    Сжалась в комочек, маленькая, лица не видно из-за волос, рук, слез, прячется сама в себе - от всего (как владимирская нянька Надя про мою дочь Ирину:) - угнежживается... А вокруг и над и под - лес, свод, прилив кресла.

    По тому, как она в него вгребалась, вжималась, видно было, до чего нужно было, чтобы кто-нибудь держал ее в сильных широких любящих старших руках. (Ведь кресло - всегда старик.)

    По Сонечке в кресле видна была вся любящесть ее натуры. (Натура - слово ее словаря, странно-старинного, точно переводного из Диккенса.) Ибо вжималась в него не как кошка в бархат, а как живой в живое.

    Чтобы немножко развлечь ее, отвлечь ее от Юры, рассказываю, насказываю ей, как вчера ходили с Алей пешком на Воробьевы горы, как я, посреди железнодорожного моста, завидев сквозь железные перекладины - воду, от страха - села, как Аля заговаривала моему страху зубы тут же изобретенной историей: как мост тут же раздался, и мы с ней тут же упали в воду, но не потонули, потому что нас в последнюю минуту поддержали ангелы, а поддержали - потому что в последнюю минуту узнали, что «эта дама с солдатской сумкой через плечо» - поэт, а эта девочка с офицерскими пуговицами - ее дочь, и как ангелы на руках отнесли нас на ярмарку, и потом с нами катались на карусели, «Вы, Марина, со своим ангелом на льве, а я со своим на баране...» и как потом эти ангелы отнесли нас в Борисоглебский переулок, и остались с нами жить, и топили нам плиту, и воровали нам дрова... «потому что эти ангелы были не ангелы, а... вы сами, Марина, знаете, какие это были ангелы...»

    И как мы, с Алиной и ангельской помощью, действительно перешли мост и действительно катались на карусели: я - на льве, она - на баране... и как я ей тут же, за хороший перевод через мост, покупаю на лотке какую-то малиновую желатиновую трясучку, и как она ее истово, наподобие просфоры, ест, и как потом нас перевозят через реку не ангелы, а двое мужиков в красных рубахах, в одном из которых она узнает своего обожаемого Вожатого из «Капитанской Дочки» - и так далее - и так далее... - до Сонечкиного просветления - потом смеяния - потом сияния...

    - Марина, я тогда играла в провинции. А летом в провинции - всегда ярмарки. А я до страсти люблю всякое веселье. Бедное. С розовыми петухами и деревянными кузнецами. И сама ходила в платочке. Розовом. Как надела - ну, просто чувство, что в нем родилась. Но у меня во всем это чувство, от всего: и в косынке и в огромной белой шляпе моих сестер... я иногда думаю: хоть корону надень! - но нет, провалится: ведь у меня ужасно маленькая голова: смехотворная - нет, нет, не говорите! Это - волосы, а попробуйте меня обрить! Говорю Вам: ничего не останется!.. - Марина, вы бы меня любили бритую? Впрочем, вы уже меня любите - бритую, потому что перед вами всякий - бритый, перед вами даже Юрочка - бритый, нет, полубритый: арестант! - Марина, я страшно-много говорю? Неприлично-много, и сразу обо всем, и обо всем - всё сразу? Вы знаете, нет минуты, когда бы мне не хотелось говорить, даже когда плачу: плачу - навзрыд, а сама говорю! Я и во сне все время говорю: спорю, рассказываю, доказываю, а в общем - как ручей по камням - бессмыслица, Марина! Меня же никто не слушает. Только вы. Ах, Марина! Первый человек, которого я любила - он был гораздо старше меня, больше чем вдвое, и у него уже были взрослые дети - за это и любила - и он был очень снисходительный, никогда не сердился, даже он мне, часто, шутя, с упреком: - Ах, Соня! Неужели вы не понимаете, что есть минуты, - когда не нужно говорить?

    А я - продолжала - не переставала - не переставая говорила - мне всё время всё приходит в голову, всё сразу - и такое разное. Я иногда жалею, что у меня только один голос зараз... Ой, Марина, вот я и договорилась до чревовещателя!

    (Да, она «страшно много» говорила. О ней царицыно любимое слово в тобольских письмах: «Дети болтают, как водопады...»)

    ...Так - про ту ярмарку. Раз иду в своем платочке и из-под платочка - вижу: громадная женщина, даже баба, бабища в короткой малиновой юбке с блестками под шарманку - танцует. А шарманку вертит - чиновник. Немолодой уже, зеленый, с красным носом, с кокардой. (Нос сам вроде кокарды.) Тут я его страшно пожалела: бедный! должно быть, с должности прогнали за пьянство, так он - с голоду... А оказалось, Марина, от любви. Он десять лет тому назад, где-то в своем городе, увидел ее на ярмарке, и она тогда была молоденькая и тоненькая и должно быть страшно трогательная. И он сразу в нее влюбился (а она в него - нет, потому что была уже замужем - за чревовещателем), и с утра стал пропадать на ярмарке, а когда ярмарка уехала, он тоже уехал, и ездил за ней всюду, и его прогнали с должности, и он стал крутить шарманку, и так десять лет и крутит, и не заметил, что она разжирела - и уже не красивая, а страшная... Мне кажется, если бы он крутить - перестал, он бы сразу все понял - и умер.

    - Марина, я сделала ужасную вещь: ведь его та женщина ни разу не поцеловала - потому что, если бы она его хоть раз поцеловала, он бы крутить перестал: он ведь этот поцелуй выкручивал! - Марина! я перед всем народом... Подхожу к нему, сердце колотится: - «Не сердитесь, пожалуйста, я знаю вашу историю: как вы все бросили из-за любви, а так как я сама такая же...» - и перед всем народом его поцеловала. В губы.

    Вы не думайте, Марина, я себя - заставила, мне очень не хотелось, и неловко, и страшно: и его страшно, и ее страшно, и... просто не хотелось! Но я тут же себе сказала: - Завтра ярмарка уезжает, - раз. Сегодня последний срок, - два. Его никто в жизни не целовал, - три. И уже не поцелует, - четыре. А ты всегда говоришь, что для тебя выше любви нет ничего, - пять. Докажи, - шесть. И - есть,

    - Ну, а он?

    - Он? (С веселым смехом):

    Стоит как громом пораженный -
    Евгений...

    Да я и не смотрела. Пошла, не оглядываясь. Должно быть - до сих пор стоит... Десять лет, десять лет пыльных площадей и пьяных мужиков, а поцеловала - все-таки не та!

    А вот еще, Марина, история - про моряка Пашу...

    Где «Рассказ Сонечки Голлидэй про моряка Пашу» - а рядом свободный листок для вписания так и не вписанного. Пропал моряк Паша! Заплыл моряк Паша!

    О, кресло историй, исповедей, признаний, терзаний, успокоений...

    Вторым действующим лицом Сонечкиной комнаты был - сундук, рыжий, кожаный, еще с тех времен, когда Сонечкин отец был придворным музыкантом. - Сонечка, что в нем? - Мое приданое! (какое - потом узнаем). Потому что я потом когда-нибудь непременно выйду замуж! По самому сериозному: с предложением, с отказом, с согласьем, с белым платьем, с флердоранжем, с фатою... Я ненавижу венчаться... в штатском! Вот так взять и зайти, только зубы наспех почистив, а потом через месяц объявить: - Мы уже год как женаты. Это без-дарно. Потому что - и смущаться нужно, и чокаться нужно, и шампанское проливать, и я хочу, чтобы меня поздравляли - и чтобы подарки были - а главное - чтобы плакали! О, как я буду плакать, Марина! По моему Юрочке, по Евгению Багратионычу, по Театру, по всему, всему тому, потому что тогда уже - кончено: я буду любить только его.

    Третьим действующим лицом Сонечкиной комнаты был - порядок. Немыслимый, несбыточный в Революции. Точно здесь три горничных работали, сметая и сдувая. Ни пылинки, ни соринки, ничего сдвинутого. Ни одной (моей или Юриной) записочки. Или все - под подушкой? Это была комната институтки на каникулах, гувернантки на кондициях, комната - сто, нет - двести лет назад. Или еще проще - матросская каюта: порядок, не как отсутствие, а как присутствие. В этой комнате живет порядок. Так гардемарин стоит навытяжку.

    саморучно.

    Поэтому меня особенно умиляла ее дружба со мною, ее искреннее восхищение моим странным и даже страшным домом - где все было сдвинуто - раз навсегда, то есть непрерывно и неостановимо сдвигалось, все дальше и дальше - пока не уходило за пределы стен: в подарок? в покражу? в продажу?

    Но прибавлю, что всем детям, особенно из хороших домов, всегда нравился мой дом (все тот же по нынешний день), его безмерная свобода и... сюрпризность: вот уже boîte à surprises13, с возникающими из-под ног чудесами - гигантская boîte, с бездной вместо дна, неустанно подающей все новые и новые предметы, зачастую - sans nom...14

    Сонечке мой дом нравился, как четырнадцатилетнему ребенку, которым она была.

    Чтобы совсем все сказать о моем доме: мой дом был - диккенсовский: из «Лавки древностей», где спали на сваях, а немножко из «Оливера Твиста» - на мешках, Сонечка же сама - вся - была из Диккенса: и Крошка Доррит - в долговой тюрьме, и Копперфильдова Дора со счетной книгой и с собачьей пагодой, и Флоренса, с Домби-братом на руках, и та странная девочка из «Общего друга», зазывающая старика-еврея на крышу - не быть«Montez! Montez! Soyez mort!15 » - и та, из «Двух городов», под раздуваемой грозой кисеею играющая на клавесине и в стуке первых капель ливня слышащая топот толп Революции...

    Диккенсовские девочки - все - были. Потому что я встретила Сонечку.

    Сонечкина любовь к моему дому был голос крови: атавизм.

    =========

    (Диккенс в транскрипции раннего Достоевского, когда Достоевский был еще и Гоголем: вот моя Сонечка. У «Белых Ночей» - три автора. Мою Сонечку писали - три автора.

    суметь - Белых Ночей?!)

    =========

    Приходила я к ней всегда утром, - заходила, забегала одна, без детей. Поэтому ее комнату помню всегда в сиянии - точно ночи у этой комнаты не было. Золото солнца на зелени кресла и зелень кресла в темном золоте паркета.

    - женскими добродетелями, не требовали идей, а радовались - чувствам, и во всяком случае - радовались поцелуям, которыми вы в Девятнадцатом году всех только пугаете.

    Чтобы с вашего кресла свешивались не эти вот две квадратных железных необходимости, а - туфельки, и чтобы ступали они не по московскому булыжнику, а - вовсе не ступали, чтобы их подошвы были - как у еще не ходивших детей.

    Ибо вы (все искала вам подходящего слова - драгоценность? сокровище? joyau? bijou?) - Kleinod!16 и никто этого в Москве Девятнадцатого Года - не видит, кроме меня, которая для вас - ничего не может.

    =========

    Перед «ним» - на этот раз не перед Юрой. Сонечка в мою жизнь вошла вместе с моим огромным горем: смертью Алексея Александровича Стаховича, в первые дни его посмертья. Кто для меня был Алексей Александрович Стахович - я уже где-то когда-то рассказывала, здесь дам только свои неизданные стихи к нему:

    Хоть сто мозолей - трех веков не скроешь!
    Рук не исправишь - топором рубя!
    О, сокровеннейшее из сокровищ:


    Как ни коптись над черной сковородкой -
    Все вкруг тебя твоих Версалей - тишь.
    Нет, самою косой косовороткой
    Ты шеи не укоротишь!


    Дугой согбен - все ж гордая спина!
    Не окриком, - все той же барской блажью


    Выменивай по нищему Арбату
    Дрянную сельдь на пачку папирос -
    Все равенство нарушит - нос горбатый:
    Ты - горбонос, а он - курнос.


    Тебе дитя цветок протянет - в дань,
    Ты так же поцелуешь эту ручку,
    Как некогда - царицы длань.

    (Один из слушателей, тогда же: «Что это значит: утомлено получкой?» - «Когда человек, продавщик, устает получать. (Непонимающие глаза.) Устает получать деньги, ну - продавать устает». - «Разве это бывает?» (Я, резво:) «Еще как. Вот с Львом Толстым случилось: устал получать доходы с Ясной Поляны и за сочинения гр. Л. Н. Толстого - и вышел в поле». - «Но это исключительный случай, гений, у вас же рэчь (мой собеседник - поляк) - о «дитя». - «Мое дитя - женщина, а получать ведь вопрос терпенья, а женщины еще более терпеливы, чем гении. Вот мое «дитя» сразу и подарило розу Стаховичу...»)



    И не от заледенелых печек -
    Барским шагом, распрямляя плечи,
    Ты сошел в могилу, русский барин.


    «Дворянин, дорогу - дровосеку!»
    Чернь цвела, а вблизь тебя дышалось
    Воздухом Осьмнадцатого века.

    И пока, с дворцов срывая крыши,

    Вы «bon ton, maintien, tenue»17 мальчишек
    Обучали - под разгром вселенной.

    Вы не вышли к черни с хлебом-солью,

    В черном царстве трудовых мозолей
    Ваши восхитительные руки.


    =========

    (Не мне презирать мозоли - тогда бы я должна была презирать себя первую - но тогда

    Прибавлю еще, что Сонечка со Стаховичем были в одной студии - Второй, где шли и Сонечкины «Белые Ночи» с единственным действующим лицом - Сонечкой, и «Зеленое кольцо» с единственным действующим лицом - Стаховичем (кольцо - молодежь).

    1 2 3 4
    Часть 2: 1 2 3 4
    Раздел сайта: