• Приглашаем посетить наш сайт
    Тютчев (tutchev.lit-info.ru)
  • Цветаева М. И. - Гулю Р. Б., 27 июня 1923 г.

    МОКРОПСЫ, 27-ГО ИЮНЯ 1923 Г.

    Дорогой Гуль,

    Вчера получила и вчера прочла. О «В рассеянии сущих» — жаль, что Вы в Берлине, а не в Праге, ибо книга, за некоторыми лирическими отступлениями, написана Берлином, а не Вами.

    Здесь таких людей нет. Здесь молодость, худоба и труд. Здесь любовь и долг. Здесь жертва и вера. Здесь нет сытости.

    — но исключительно среди «земгорцев» (эсерово!) Горцы земли, горцы — равнины, предпочитаю горцев высот!

    Здесь старые и молодые профессора, старые и молодые студенты, и первые и вторые, и третьи и четвертые — работают из кожи. Для них Мессия — есть, Бог — есть, черт — есть.

    Гуль, Вы заслуживаете лучшего, чем та гниль и слизь, которые Вас окружают, Вы не существо Nacht Local’oв, я Вас причисляю к Романтикам — сначала Контр-Революции, потом — Революции; если книга автобиографична — мне жаль Вас. Где Вы нашли таких уродов??? Почему Вы не писали — себя, душу, живую жизнь в Берлине? Я не верю, что это — Вы.

    Есть хорошие места, хорошие мысли. Везде, где Вы один с природой, с любовью, с собой. Но в общем книга, несмотря на основную накипь ее, тяжелая — м. б. благодаря накипи как основе?

    Я рада, что Вы ее не любите.

    Ах, да! Помните спор о кровном и о рубашке? Так вот, Гуль, тo, что для буржуа — рубашка, то для Романтика — кровь. Зачем таких белых? Бог и честь для буржуа рубашка, согласна, но кроме буржуа, — ничего нет у белых? Гуль, есть белые без рубашки, таких берите в противники, таких (если можете!) судите, — с буржуазией справляться — слишком легко!

    О «Поле в Творчестве». Первая часть для меня целиком отпадает, вторую на две трети принимаю.

    «Божественная Комедия» — пол? «Апокалипсис» — Пол? «Farbenlehre» и «Фауст» — пол? Весь Сведенборг — пол?

    Пол, это тo, что должно быть переборото, плоть, это тo, что я отрясаю.


    Sie fragen nicht nach Mann und Weib

    Основа творчества — дух. Дух, это не пол, вне пола. Говорю элементарные истины, но они убедительны. Пол, это разрозненность, в творчестве соединяются разрозненные половины Платона.

    Если пол, — то что же ангелы? А разве ангелы не — (не ангелы в нас!) творят?!

    Пол, это 1/2. — Формула.

    — согласна. Об отсутствии любовного Эроса — согласна. О призрачности и неубедительности героинь — согласна. О звукописи — согласна. Раньше была и цветопись, но такая же от всего оторванная и… жуткая, как ныне — звукопись. («Золото в лазури» — перечтите.) Он не — небесный и не земной, он — повисший. И изживающий постепенно все 5 чувств. (Зрение и слух.)

    ________

    Это первые, беглые отклики: как отозвалось. Немножко освобожусь, перечту, подумаю и скажу еще. И если Вам любопытно, буду сообщать Вам отзывы студенчества, — здесь ведь тоже три союза!

    ________

    «Земными Приметами». Пишет, между прочим, что больше 1 ф‹унта стерлингов?› т. е. 4 1/2 дол‹лара› у вас не платят. Хорошо бы довести до 5 д‹олларов›, но если окончательно невозможно, соглашайтесь и на это. Теперь ряд оговорок: 1) только на одно издание 2) две корректуры 3) лист с важнейшими опечатками, установленными мною 4) деньги, по возможности, по представлению рукописи 5) 25 авторских экз‹емпляров› 6) СТАРАЯ ОР?ОГРАФIЯ 7) установить колич‹ество› экз‹емпляров›, срок выхода и переиздания — и все, что еще измыслите в мою пользу.

    — как определить число листов? По количеству букв в странице? По количеству строк? Или как? Сколько листов в Ваших «Рассеянных»?

    Переписать здесь на машинке не берусь, и «Геликон» и «Эпоха» переписывали сами, — и прозу. Переписать такую книгу здесь целое состояние. Рукопись, сравнительно, четка, но на обеих страницах.

    ________

    — обо всем, есть наверное и об этом. Пишу поздно вечером, устала.

    — Спасибо за все.

    МЦ.

    ‹ес›: Praha P. P. Dobrichovice, Horni Mokropsy, c‹islo› 33, u Pana Grubnera — мне — на фамилию Эфрон.

    ‹Приписка на полях: ›

    — брюхо: «доброе брюхо» — Добробрюхово. — Хорошо?! —

    ‹На отдельном листе: ›

    В следующем № «Русской Книги» поместите, пожалуйста, если не поздно:

    — «ПОБЕЖДЕННЫЕ» (С МОСКОВСКОГО ОКТЯБРЬСКОГО ВОССТАНИЯ — ПО ГАЛЛИПОЛИ. ЗАПИСКИ ДОБРОВОЛЬЦА)

    МАРИНА ЦВЕТАЕВА — «ЗЕМНЫЕ ПРИМЕТЫ» Т. 1 (МОСКВА, МАРТ 1917 г. — ОКТЯБРЬ 1919 г. ЗАПИСИ.)

    — «МOЛОДЕЦ» (ПРАГА, 1923 г. ПОЭМА-СКАЗКА.)

    — «ЛЕБЕДИНЫЙ СТАН» (МОСКВА, МАРТ 1917 г. — ДЕКАБРЬ 1920 г. БЕЛЫЕ СТИХИ.)

    ‹ес› и Сережин и мой: Praha P. P. Dobrichovice, Horni Mokropsy, c. 33, u Pana Grubnera

    (хорошо бы не перепутать!)

    На упомянутые книги из‹дате›лей еще нет (кроме «Зем‹ных› Прим‹ет›?) — м. б. таким образом найдутся.

    Раздел сайта: