Усень-Ивановский завод,

11-го августа 1911 г.

Милый Максинька,

Одновременно с твоим ля́сьiм письмом, я получила 2 удивительно дерзких открытки от Павлова[1], друга Топольского[2].

Мое молчание на его 2-ое письмо он называет «неблаговидным поступком», жалеет, что счел меня за «вполне интеллигентного» человека и радуется, что не прислал своих «произведений».

Я думаю отправить ему в полк открытку такого содержания:

«Милостивый Государь, так как Вы, очевидно, иного далекого общества, кроме лошадиного, не знаете, то советую Вам и впредь оставаться в границах оного.

На слова, вроде «неблаговидный поступок» принято отвечать не словами, а жестом».

__________

— Как хорошо, что лошадь женского рода!

С удовольствием думаю о нашем появлении в Мусагете[3] втроем и на ты! Ты ведь приведешь туда Сережу?

А то мне очень не хочется просить об этом Эллиса.

Спасибо за письмо, милый Медведюшка.

Меня очень обрадовало твое усиленное рисование, Сережу тоже, — по какой чудной картине ты нам подаришь, с морем, с горами, с полынью! Если ты о них забудешь при встрече в Москве, ты ведь позволишь нам напомнить, — vous refraîcher la mémoire?[4]

Сережа готовит тебе сюрприз, я … мечтаю о твоих картинах, — видишь, как мы тебя вспоминаем!

Макс, я сейчас загадала на тебя по Jean Paul’y и вот что вышло: «Warum erscheinen uns keine Tierseelen?»[5]

— Доволен?

Довольно глупостей, буду писать серьезно.

Сперва о костюмах:

у меня с собой только серая юбка, разодранная уже до Коктебеля в 4-ех местах. Я ее каждый день зашиваю, но сегодня на меня упал рукомойник и разодрал весь низ. Мы и его и ее заклеили сургучом.

— Во-вторых, о Сережином питании: он выпивает по две бутылки сливок в день, но не растолстел.

— В-третьих, о моей постели: она скорей похожа на колыбель, притом на плохую. В середине ее слишком большое углубление, так что ложась в нее, я не вижу комнаты. Кроме того, парусина рвется не по часам, а по минутам. Стоит только шевельнуться, как слышится зловещий треск, после к<оторо>го я всю ночь лежу на деревяшке.

— В-четвертых, о книгах: я читаю Jean Paul’a, немецкие стихи и Lichtenstein[6]. Представь себе, Макс, что я совсем не изменилась с 12-ти л<ет> по отношению к этой книге.

Жду письма с Мишиным дуэлем[7], Спящей Царевной, названием и описанием предназначенных нам картин, всем, что не лень будет описать — или не жалко.

Спасибо за Гайдана, 4 pattes[8] и затылок[9]. А когда ты в меня мячиком попал, я тебе прощаю.

МЦ.<…>

Примечания

1. Речь идет о малоизвестном поэте Николае Васильевиче Павлове, коктебельском соседе Волошина. Опубликовал в своем сборнике два стихотворения с эпиграфами из произведений Цветаевой («Распятые тени». Стихотворения. Одесса, 1917. С. 48, 54).

2. А. Д. Топольскому посвящено стихотворение М. Цветаевой «Белоснежка» («Спит Белоснежка в хрустальном гробу…»). См. т. 1.

3. О Мусагете см. письмо 2 к Эллису и комментарии 1, 2 к нему.

4. Освежить вам память (фр.).

нем.).

6. Роман немецкого писателя В. Гауфа (1802–1827). Одно из самых любимых произведений М. Цветаевой в детстве и юности. Ее детские впечатления от этого романа нашли отражение в раннем стихотворении «Как мы читали «Lichtenstein». См. т. 1.

8. 4 лапы (фр.).

9. Похоже, что М. Волошин вложил в письмо к Цветаевой отпечатки лап коктебельской собаки Гайдана и свое шуточное стихотворение «Гайдан». В нем от имени пса рассказывается о дружбе с Цветаевой, взявшей его под свое покровительство. (См.: Фейнберг Л. В Коктебеле, у Максимилиана Волошина. — Дон. 1980. № 7).