• Приглашаем посетить наш сайт
    Фет (fet.lit-info.ru)
  • Цветаева М. И. - Сувчинскому П. П., 4 сентября 1926 г.

    St. Gilles, 4-го сентября 1926 г.

    Дорогой Петр Петрович,

    Письмо дошло, по этому руслу отвечу позже. Сейчас целиком (не я, время мое) поглощена перепиской Тезея, особенно трудностями начертания некоторых мест (ударения, паузы). Будь Вы здесь, Вы бы мне всё объяснили. Не зная теории, иду по слуху, не зная чужого — иду по собственному, не знаю, куда иду (веду).

    Смотрите:

    [Цитаты из четвертой картины “Наксос” трагедии “Тезей”.].

    1) Спит, скрытую истину

    Познавшая душ

    2) Спит скрытую истину

    Познавшая душ

    — разное ведь? —

    Мне нужно второе, вторым написано. Т. е. ударяются равно первый и второй слоги, от равной ударяемости, в промежутке, естественно, пауза. Другой пример:

    Ветвь, влагой несомая,
    Страсть, чти ее — спит

    И

    Вeтвь, влaгой несомая
    Страсть, чти ее — спит

    NB! То, что мне нужно

    Мне нужен звук молота в первом слоге, тяжелое падение слога. Но печатать всё с ударениями — невозможно. Ограничиваюсь пометкой: “ударяются первый и второй слоги” и в словах многосложных — тире. Пример:

    Те — ла насыщаемы,
    Бес — смертна алчба…

    — 64 стр<аницы> (писчей бумаги, больш<ого> формата). — Задача! —

    Много поправок (смысловых и словесных) возникают прямо под рукой. Никакая машинка не заменит! Я — рука — бумага. Я — рука — машинка — бумага. Насколько утяжелена инстанция передачи.

    Тезей мне, в конечном счете, нравится. Нравится, что справилась. Есть вещи — услада сердцу (Поэмы горы, конца), есть — задача… голове в первую голову. Трудней всего фабула, т. е. постепенность событий. На нее и льщусь.

    _______

    Вы большой умник. Помните, весной кажется, Вы мне сказали: “Теперь Вам уже не захочется… не сможется писать отдельных стихов, а?” Тогда удивилась, сейчас — сбылось. Лирическое стихотворение: построенный и тут же разрушенный мир. Сколько стихов в книге — столько взрывов, пожаров, обвалов: ПУСТЫРЕЙ. Лирическое стихотворение — катастрофа. Не началось и уже сбылось (кончилось). Жесточайшая саморастрава. Лирикой — утешаться! Отравляться лирикой — как водой (чистейшей), которой не напился, хлебом — не наелся, ртом — не нацеловался и т. д.

    — здесь — жизнь, другая — там (в тетради). И посмотрим еще какая сильней!

    Из лирического стихотворения я выхожу разбитой. Да! Еще! Лирика (отдельные стихи) вздох, мечта о том, как бы (жил), большая вещь — та жизнь, осуществленная, или — в начале осуществления.

    — Согласны ли Вы со мной? (Наспорившись, хочу общности.)

    _______

    О нашей жизни здесь. Все были больны, кроме меня. — С<ергей> Я<ковлевич>, Аля, Мур (животная грызть). Шло непрерывное варение каш: всем разных. Теперь С<ережа> и Аля обошлись. Мур еще на диете, отощал и погрустнел.

    <нны> И<льиничны> — трое с еще ее родственницей [А. И. Андреева. Дети Андреевой — Вера, Валентин, Савва. Родственница — Н. М. Андреева.]. Живут все у А<лександры> З<ахаровны> [Туржанская А. З., актриса, жена кинорежиссера Н. Туржанского.]. Купаемся.

    У осла не были. Ежевику ели — ртом с кустов — раз. Варим варенье и жалеем, что не догадались раньше, в ваше пребывание. Это бы усластило память.

    Много раз мысленно начинала Вам письмо, удерживала — от написания — воспитанность: кодекс расставаний, требующий первенства от отъезжающего. Это письмо — не в счет, по другому руслу. Настоящее напишу позже, если дадите свой венский адрес [Сувчинский собирался в Вену на съезд руководителей евразийского движения.]. Хочу — в нем — рассказать Вам, как я с Вами познакомилась. Вы об этом не знали, я об этом — до кануна Вашего отъезда — начисто забыла. Теперь — вспомнила. Мне только нужна уверенность в единоличности. — Вот. —

    Знайте, что Вы мне сейчас — родной.

    МЦ.

    Да! Найдите мне в Вене Stoll — Мифы (Mythen [Мифы (нем.).] или Griechische Mythologie [Греческая мифология (нем.).], очень известная книга) [“Мифы классической древности” немецкого писателя Г. В. Штолля. Для работы над продолжением “Тезея” Цветаева использовала книгу немецкого писателя-романтика Густава Шваба “Прекраснейшие сказания классической древности”.] и подарите, непременно с надписью. Хочу, пока еще здесь, начать II ч<асть> Тезея — Федру. Вышлите в St. Gilles из Вены. Эта книга была у меня в России, только, если можно не избранные мифы, а полностью. Хотите, в благодарность перепишу “С моря”? [Поэма “С моря” (май 1926 г.). Опубликована в журнале “Версты”. 1928. № 3.]

    — ничего. Возьмите самую полную.

    <Приписка на полях: >

    О письме не упоминайте.

    Раздел сайта: