• Приглашаем посетить наш сайт
    Чехов (chehov-lit.ru)
  • Загребельная Мария: Кальвинизм в поэзии Марины Цветаевой

    «Кальвинизм в поэзии Марины Цветаевой»

    «Я не хочу умереть. Я хочу не быть».

    (из записной книжки Марины Цветаевой, 5 сентября 1940 г.)

    В диалоге с Соломоном Волковым Иосиф Бродский в очередной раз называет Марину Цветаеву кальвинисткой, «прежде всего имея в виду ее синтаксическую беспрецедентность, позволяющую — скорей, заставляющую ее в стихе договаривать все до самого конца. Кальвинизм в принципе чрезвычайно простая вещь: это весьма жесткие счеты человека с самим собой, со своей совестью, сознанием. Кальвинист — это, коротко говоря, человек, постоянно творящий над собой некий вариант Страшного Суда — как бы в отсутствие (или же не дожидаясь) Всемогущего. В этом смысле второго такого поэта в России нет».

    Вообще кальвинизм — одно из протестантских вероучений, возникшее в Швейцарии в XVI веке в ходе Реформации. Его основателем был Ж. Кальвин (1509—1564). В основе этого вероучения лежит идея об абсолютном предопределении и о божественном невмешательстве в закономерность мира. Согласно этой идеи Бог еще до сотворения мира предопределил одних людей к спасению, других — к погибели, одних — к раю, других, к аду, и этот приговор абсолютно неизменен. По законам кальвинизма, человек, вместо того, чтобы превратиться в убежденного фаталиста, должен быть уверен в том, что он является «божьим избранником» и доказать это своей жизнью и деятельностью.

    Перечитывая цветаевские стихи и останавливаясь на отдельных моментах, я не могла не отметить «кальвинистские проблески», а порой и целые мотивы, на которые ранее внимание обращать не приходилось. Бросается не просто в глаза — а в душу — ее умопомрачительная искренность, с которой она признается в своих слабостях.
     

    Ранняя поэзия Цветаевой щедро наполнена мыслями о ее греховности. Позже в своем творчестве она совершает суд над собой, над своими чувствами, поступками, над всей прожитой жизнью, анализируя, подводя как бы итог, устав быть.

    Одно из первых стихотворений во многих ее сборниках — «Идешь, на меня похожий...» подготавливает нас к противоречивости поэта:

    Я слишком сама любила
    Смеяться, когда нельзя.

    «... аплодировать не в те минуты, что ее соседи, глядеть одной на опустившийся занавес, уходить во время действия из зрительного зала и плакать в темном пустом коридоре...» — добавил бы Илья Эренбург.

    Перелистываешь страницы ее книги — и просто сыпятся «греховные» строки:

    Шалость — жизнь! Мне имя — шалость!..

    Легкомыслие! — Милый грех,
    Милый спутник и враг мой милый!
    Ты в глаза мои вбрызнул смех,
    Ты мазурку мне вбрызнул в жилы...

    ... И как могу
    Не лгать, раз голос мой нежнее,
    Когда я лгу?


    Как разволнованное ветром платье!

    Заповедей не блюла, не ходила к причастью.
    Видно, пока надо мной не пропоют литию,
    Буду грешить — как грешу — как грешила: со страстью!
    Господом данными мне чувствами — всеми пятью!

    Оттого и плачу много,
    Оттого,
    Что взлюбила больше Бога
    Милых ангелов его.

    Я свято соблюдаю долг.
    — Но я люблю вас — вор и волк!

    Такая любовь к тому, что нельзя, что запрещено, проходит красной нитью сквозь все ее творчество. Она и судит себя за эту отдачу вседозволенности, за невозможность и нежелание устоять перед тем, что запрещено. Как сказано в одном афоризме: «Запретный плод никогда не был пищей изголодавшихся». А она и не была изголодавшейся. За ее плечами было детство «лучше сказки», которым она была насыщена.

    Ее стихи о смерти — далеко не просто желание освободиться от земных тягот, убежать от жизни. Это скорее и есть свершение суда над собой. Но какого суда...

    Знаю, умру на заре! На которой из двух,
    Вместе с которой из двух — не решить по заказу!
    Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
    Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
    Пляшущим шагом прошла по земле! — Неба дочь!
    С полным передником роз! — Ни ростка не наруша!..

    Свершение суда над собой происходит через стихи о смерти. Какую смерть воображала она себе, кроме того, что «на заре»? В стихотворении «Поезд» прямо-таки бросают в дрожь слова:


    Ждать смертного часа!
    Я хочу, чтобы поезд и пил и пел:
    Смерть — тоже вне класса!

    Ведь это так перекликается с ее постоянными признаниями в стихах, письмах, дневниковых записях, что она всегда вне. Запись 1938 года, во Франции: «... я внезапно осознала, что я всю жизнь прожила за границей, абсолютно-отъединенная — за границей чужой жизни — зрителем: любопытствующим, сочувствующим и уступчивым — и никогда не принятым в чужую жизнь — что я ничего не чувствую, как они, и они — ничего — как я...»

    Но вот что примечательно: говоря о смерти, завершающей ее грехи, она часто говорит и о рае, о небе.

    И мерещится мне: в самом
    Небе я погребена!



    Только закрою горячие веки —
    Райские розы, райские реки...

    Стою и шлю, закаменев от взлету,
    Сей громкий зов в небесные пустоты.


     

    А вот это стихотворение, написанное в 1923 году и помещенное в сборнике как продолжение стихотворения «Поезд», с моей точки зрения, является самым точным примером кальвинизма в цветаевском творчестве:

    Площадка. — И шпалы. — И крайний куст
    В руке. — Отпускаю. — Поздно
    Держаться. — Шпалы. — От стольких уст
    — Гляжу на звезды.
    Так через радугу всех планет
    Пропавших — считал-то кто их? —

    Раскаиваться не стоит.

    — пустоте счастья и о том, что «от исполнения всех желаний Анне Карениной ничего другого не осталось, как лечь на рельсы». Но какое у Марины Цветаевой, покинувшей голодающую родину, оставившей разрушенный родительский дом в Трехпрудном, полуразвалившийся дом в Борисоглебском, где она проводила дни с двумя маленькими дочерями во время Гражданской войны; скитавшейся в 1923 году еще только по Праге и опять же голодавшей, — какое у нее «исполнение желаний»? Может, она пережила это исполнение в ином мире, том, в котором жила она одна — среди тетрадей на ее письменном столе — и в том же мире свершает она этот беспощадный суд над собой?..

    13 мая 2001

    Раздел сайта: