• Приглашаем посетить наш сайт
    Некрасов (nekrasov-lit.ru)
  • Святополк-Мирский Д.: Современное состояние русской поэзии. Марина Цветаева

    Современное состояние русской поэзии. Марина Цветаева

    Всей этой Красной Москве противостоит одно имя — Марины Цветаевой. Марина Цветаева — старшего поколения: ей больше тридцати лет, и ее стихи печатаются с 1911 года.[124] Она — не продукт революции. Она недостаточно оценена и малоизвестна широкой публике. Между тем, она одна из самых пленительных и прекрасных личностей в современной нашей поэзии. Москвичка с головы до ног. Московская непосредственность, Московская сердечность, Московская (сказать ли?) распущенность в каждом движении ее стиха. Но это другая Москва — Москва дооктябрьская, студенческая, Арбатская. Поэзия ее похожа на поэзию петербуржанок Ахматовой и Радловой[125] так же мало, пожалуй, как на поэзию «кафейных» поэтов. Это поэзия «душевная», очень своевольная, капризная, бытовая и страшно живучая. Цветаеву очень трудно втиснуть в цепь поэтической традиции — она возникает не из предшествовавших ей поэтов, а как-то прямо из-под Арбатской мостовой. Анархичность ее искусства выражается и в чрезвычайной свободе и разнообразии форм и приемов, и в глубоком равнодушии к канону и вкусу — она умеет писать так плохо, как, кажется, никто не писал; но, когда она удачлива, она создает вещи невыразимой прелести, легкости невероятной, почти прозрачной, как дым папиросы («И лоб в апофеозе папиросы»[126]), и часто с веселым вызовом и озорством. Этот вызов и это озорство иногда чисто формальны. Одно из самых лучших (и последних) ее стихотворений из цикла, где она говорит о радостях ученичества, начинается:

    По холмам — круглым и смуглым,
    Под лучом — сильным и пыльным,
    Сапожком — робким и кротким —
    За плащом — рдяным и рваным. 

    Сапожком — робким и кротким —
    За плащом — лгущим и лгущим…[127] 

    Такие стихи пьешь, как шампанское.

    Примечания

     131. С. 93–94.

    Святополк-Мирский Дмитрий Петрович (1890–1939) — князь; критик, историк литературы, публицист, поэт, переводчик, участник евразийского движения. Писал также на английском и французском языках.

    В 1920-е гг. публиковал критические статьи в ж. «Современные записки», «Воля России», «Звено», «Благонамеренный» и др. Являлся учредителем и соредактором ж. «Версты» (1926–1928), который выпускался при ближайшем участии Цветаевой, Ремизова и Шестова.

    Данная статья, состоящая из отдельных главок, посвященных русским поэтам, была написана в 1921–22 гг. и предназначалась для выходившего в Софии под ред. П. Б. Струве ж. «Русская мысль». Позже статью обнаружил в архиве отца Г. П. Струве, который и опубликовал ее в «Новом журнале».

    124. Первый свой сборник «Вечерний альбом» М. Цветаева издала в 1910 г.

    –1949) — поэтесса.

    «Але» («Когда-нибудь, прелестное созданье…»)

    127. Из стихотворения «По холмам — круглым и смуглым…»

    Раздел сайта: