• Приглашаем посетить наш сайт
    Ахматова (ahmatova.niv.ru)
  • Степун Ф.: "Благонамеренный. Журнал русской литературной культуры", книга 2 (Отрывки)

    Рец.: «Благонамеренный: Журнал русской литературной культуры», книга 2, 1926

    <Отрывки>

    Второй номер «Благонамеренного» и лучше (цельнее) и хуже (беднее) первого.

    Будем надеяться, что третий счастливо объединит относительное богатство первого с относительною цельностью второго. Hекоторым ручательством того, что наши надежды оправдаются, является та внимательная любовь к русской литературной культуре, которою бесспорно исполнены как содержание, так и внешность нового эмигрантского журнала.

    В отделе поэзии надо прежде всего отметить «Соррентийские фотографии» Владислава Ходасевича. Эти стихи не принадлежат к лучшим вещам поэта, но они все же очень хороши: в них есть и характерное для Ходасевича умное чувство жизни и то органическое чувство формы, с которым нечего делать формалистам.

    «Старинное благоговение» М. Цветаевой, вряд ли принадлежащее к последнему периоду ее творчества, читается без той острой радости, которую мы привыкли испытывать над строками этого крупного поэта. <…>

    В отделе статей интересна большая вещь М. Цветаевой «Поэт и критик». О верности главных мыслей Цветаевой можно много спорить, но об остроте и даже блеске самого процесса мышления — спорить нельзя. У Цветаевой умны не только мысли, но и фразы; иногда не столько мысли, сколько фразы, самые жесты фраз: их темпы, перехваты, ракурсы. Читать Цветаеву всегда большое наслаждение; соглашаться же с нею часто опасно.

    Не думаю я, например, что критика «абсолютный слух на будущее». Абсолютный слух на будущее — пророчество. Пророческое же и критическое дарования — вещи весьма различные. Вряд ли справедливо также заподозревать серьезность и верность стихотворной критики на том основании, что ее автором является слабый, к ceбе самому недостаточно строгий, поэт. Правда Сент-Бев отверг в себе поэта, но А<вгуст> В<ильгельм> и Фридрих Шлегель[390] этого не сделали; а ведь и они были величайшими критиками своего времени; критиками, не лишенными слуха на вечное. Весьма спорна и та резкая грань, которую Цветаева полагает между жизнью и творчеством поэта: «в частной жизни все позволено — в стихах ничего». Человек, в особенности человек-творец, — существо духовное; духовное же начало, начало целостное, неделимое. Отделять Маяковского-коммуниста от Маяковского-поэта — значит пренебрегать духовным содержанием его стихов. Такое пренебрежение естественно для Шкловского, но Цветаева должна была бы думать иначе.

    … Особенно существенно все сказанное в 4-ой и 5-ой главах. Конечно, вещь пишется поэтом «не для миллионов, не для единственного и не для себя»… «а для самой вещи». И очень верно, что всякая вещь до того момента, как начинает писаться, «где-то существует, точно и полностью написанная». Платоновское убеждение и ощущение, что всякое творчество есть лишь воспроизведение некой высшей духовной реальности, передано Цветаевой очень хорошо: лично, просто и точно. <…>

    Примечания

    Современные записки (Париж). 1926. ХХVIII. С. 483, 485.

    Степун (Степпун) Федор Августович (1884–1965) — философ, литературовед, литературный и театральный критик, мемуарист.

    С 1922 г. в эмиграции. Печатался в различных периодических изданиях: ж. «Современные записки», «Своими путями», газ. «Дни», «Руль», «Возрождение» и др. В 1925–28 гг. выступал соредактором международного ежегодника по философии культуры «Логос» (Прага), в 1931–39 гг. — ж. «Новый град». Сотрудничал в немецкой периодике.

    –213; также: Марина Цветаева в воспоминаниях современников. Рождение поэта. М.: Аграф,2002. С. 101–103).

    390. Шлегель Август Вильгельм (1767–1845) и Шлегель Фридрих (1772–1829) — немецкие литературные критики, писатели.

    Раздел сайта: