• Приглашаем посетить наш сайт
    Есенин (esenin-lit.ru)
  • Рождественский Вс.: Марина Цветаева. Версты. Стихи

    Рец.: Марина Цветаева Версты: Стихи. М.: Костры, 1921; Версты: Стихи. М.: Госиздат, 1922

    С именем Марины Цветаевой в комнату входит цыганский ветер — бродячая песня. Только под мохнатыми черноморскими звездами, у степного костра в гитарном рокоте, в табачном дыму ресторана может петь человек так самозабвенно, так «очертя голову».

    У нас под окнами летят трамваи и авто, переливаются световые рекламы, мировой воздух полон гудением радиостанций, где-то в темных глубинах прапамяти еще бродит древнее вино кочевий, неуемная дикая песня, пестрая как шаль, острая как нож, пьяная как ветер.

    Полон стакан,
    Пуст стакан.
    Гомон гитарный, луна и грязь.
    Вправо и влево качнулся стан.
    Князем — цыган,
    Цыганом — князь,
    Эй, господин, берегись — жжет!
    Это цыганская свадьба пьет. [226]

    Помните цыганку Машу, ради которой забывал в московском «Яре» Федя Протасов[227] черную судьбу? Помните тонкую Грушу в «Очарованном страннике»,[228] об улыбку которой обжег себе сердце непутевый князь? Помните всю ветровую, cтепную любовь, которую отдала русская литература цыганской песне?

    Ах, на цыганской, на райской, на ранней заре
    Помните жаркое ржанье и степь в серебре?
    Синий дымок на горе,
    И о цыганском царе
    Песню…
    В черную полночь, под пологом древних ветвей,
    Мы вам дарили прекрасных — как ночь — сыновей.
    Нищих — как ночь — сыновей…
    И рокотал соловей
    Славу… [229] 

    Вся Марина Цветаева в этой кочевой прапамяти.

    Вся она слух к тому, что еще не выветрилось из древнего сердца. Потому-то она так прекрасно чувствует огневую стихию слова, хмель и солод всякой песни, безымянно зачатой и безымянно рожденной под открытым небом.

    — прерывистое дыхание речи взволнованной и горячей.

    Это — темная, сама себя не измерившая душа, где все растет от «дикой и татарской воли»,[230] — либо заговор, либо заклинанье. Ей ли, помнящей сквозь тысячелетия, не научиться ворожить. Кругом нее растет сказочный черный лес, где заблудился разум и папоротник расцветает детской верой в чудеса. О, конечно, она колдунья! Сколько она знает наговорных слов, как крылаты ее предвещания.

    Да, она колдунья, которую уже не сожгут на костре, потому что времена не те и люди в чудеса верить перестали, но которой выпал жребий страшней и чудесней — гореть на певучем огне жизни и страсти земной.[231]

    В новой России, по весне — думается мне — настала пора свежему, русскому слову. Европы нет, Европа руины, великий Рим, — и если нам суждено строить, вести за собой, то как отказаться от соблазна думать, что это путеводительное для всего мира слово — русское слово, взращенное черноземом, слово пушкинского закала, гоголевской окрыленности, лесковской сочности.

    Первым должны его почувствовать поэты, и Марина Цветаева уже несет его высоко в своих женских, вещих руках.

    Мы накануне возрождения русской культуры, распыленной и растраченной. Теперь, когда вся страна — единый народ, мы ближе к ней, чем когда-либо, — и солнечное имя Пушкина тому залогом.

    «Петербургские поэты» по мере своих сил ревниво берегли это слово. Но было оно у них четким и бесстрастным, как отражение града Китежа в озерной глубине. Из Москвы, из сердца страны, надо было ждать горячего русского ветра.

    У Марины Цветаевой именно такая, ветровая и жаркая любовь к Москве. С нею рождается истинно «московская» поэзия, нет, больше — русская, вольная, бродячая, цыганская.

    «Много ль нас таких на святой Руси, у ветров спроси, у волков спроси».[232]

    Книги Цветаевой неровны. Они показывают и высокое мастерство над строптивым словом, и творческое легкомыслие. Но в целом они прекрасны. Нужно быть искони русским человеком, нужно хорошо чувствовать вкус, цвет, вес и запах родной речи, песни, былины, частушки, чтобы обогатить свой стих таким исключительным ритмическим разнообразием.

    Марина Цветаева — поэт для немногих, удел хотя и горький, но достойный. Это — путь Дельвига, Баратынского, Тютчева, Иннокентия Анненского и Владислава Ходасевича. Наряду с ними Цветаевой выпала радостная и трудная доля — беречь слово и любить мир.


    Кроме божественной ноши — мира.
    Нежную руку кладу на меч,
    На лебединую шею лиры. [233]

    Записки передвижного театра (Петроград). 1923. № 54. 9 апреля. С. 7–8.

    Рождественский Всеволод Александрович (1895–1977) — поэт, критик.

    В 1920-е гг. его критические статьи печатались в ж. «Жизнь искусства», «Русский современник», в вечерних выпусках «Красной газеты».

    К оценке творчества М. Цветаевой он вернется еще раз, в 1977 г., и это будет большая обстоятельная статья (см. ее в книге 2 настоящего издания).

    «Цыганская свадьба».

    227. Герои драмы Л. Н. Толстого «Живой труп».

    228. «Очарованный странник» — повесть Н. С. Лескова.

    229. Из стихотворения «Милые спутники, делившие с нами ночлег…» 4

    230. Цитата не прямая, скорее всего, имеется в виду название стихотворения «Дикая воля».

    –1945) о «пламени» в стихах Цветаевой: «О Марининых „Верстах“ узнала к стыду своему из Вашего письма и тотчас приобрела. В стихах мне дороже всего внутреннее пламя, движущее их, за него прощаю все неудачи. В смысле этого пламени Марина стала совершенно неподражаема, но не всегда подставляет ему вполне достойные образы…» (Из письма к М. Волошину от 5 июля 1922 г.; цитируется по: Цветаева М. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1990. С. 714).

    «А во лбу моем — знай!..»

    233. Из стихотворения «Доблесть и девственность! — Сей союз…»

    Раздел сайта: