• Приглашаем посетить наш сайт
    Некрасов (nekrasov-lit.ru)
  • Лурье В.: Марина Цветаева. Ремесло. Книга стихов

    Рец.: Марина Цветаева Ремесло: Книга стихов. Берлин: Геликон, 1923

    Цветаева — вся устремленность.

    Я рук не ломаю!
    Я только тяну их… [216]

    С протянутыми вперед руками, готовая броситься вслед неотвязно зовущему, но неожиданно окаменевшая в движении; внешне застывшая, чтобы под спокойным покровом свершать вечный полет. Такой легче всего представить себе Цветаеву.

    Люди с ее темпераментом, духовной силой и напряженностью совершают подвиги и преступления. Всходят на эшафот, сжигаются на кострах, фанатически верные, даже не идее, а только протесту, бунту, экс-тазу.

    Душа не знающая меры,
    Душа хлыста и изувера,
    Тоскующая по бичу.
    . . . . . . . . . .
    Как смоляной высокий жгут
    Дымящая под власяницей…
    . . . . . . . . . .
    — Саванароловой сестра
    Душа, достойная костра!

    Она жаждет реального подвига и жертвы:

    Быть между спящими учениками
    Тем, кто во сне не спит.
    При первом чернью занесенном камне
    — а щит!
    (О, этот стих не самовольно прерван!
    Нож чересчур остер!)
    И — вдохновенно улыбнувшись — первым
    Взойти на твой костер. [217] 

    В этих сухих строках сгущен мистический экстаз, духовное сладострастье, вся святость огромного, мрачного католического собора, готовая вдруг запрокинуться.

    Путь Цветаевой труден и страшен. Рядом с молитвенными «Стихами к Блоку» и освещенной чистым огнем «Разлукой» могла появиться резкая — «Царь-Девица». Но «Ремеслом» Цветаева показала, что нашла выход своему духовному взрыву. Она принадлежит к тем огромным поэтам, которым нет средних путей: или полное падение вниз головой, или победа. Цветаева победила себя и других.

    Поэтесса прекрасно озаглавила свою книгу, хоть далеко не все вошедшее действительно имеет право носить название «Ремесла».[218] «Переулочки» и еще несколько произведений, судя по характеру всей книги, случайны. Но рядом с ними есть изумительные произведения, в которых скрылась под внешней гладкостью сила в глубине ворочающегося вулкана:

    С такою силой в подбородок руку
    Вцепив, что судорогой вьется рот,
    С такою силою поняв разлуку,
    Что, кажется, и смерть не разведет —
    Так знаменосец покидает знамя,
    Так на помосте матерям: Пора!
    Так в ночь глядит — последними глазами —
    Наложница последнего царя.

    Как просто сделано: образное, неожиданное начало и несколько неотвязно ярких сравнений. Кратко, сжато, скреплено.

    За всем удальством, грубоватыми мужскими замашками и силой в Цветаевой кроется бесконечно много женского, все устремление ее к жертве и подвигу — чисто женское.

    Быть голубкой его орлиной!
    Больше матери быть — Мариной!
    — часовым — гонцом.
    . . . . . . . . . . . . . . .
    Черным вихрем летя беззвучным,
    Не подругою быть — сподручным!
    Не единою быть — вторым!

    Какой маленькой и бледной кажется женственность и нежность Ахматовой в сравнении с любовным порывом Цветаевой. А ту женщину, которая не смогла познать любви и жалости, она проклинает.

    Проклята, проклята будь
    Ты — Лжедимитрию смогшая быть Лжемариной. [219]

    Очень хороши и характерны стихи, обращенные к своей молодости. Муза «такая далекая» победила озорную и вольную молодость:

    Шалая моя! Пошалевали
    Досыта с тобой!.. [220]

    Храни ее, Господи![221] 

    Примечания

    Новая русская книга (Берлин). 1923. № 3/4. С. 14–15.

    Лурье Вера Иосифовна (Осиповна) (1901–1997) — поэтесса, литературный критик, мемуаристка.

    «Звучащая раковина», ученицей Н. Гумилева. В 1921 г. эмигрировала, жила в Берлине. В 20-е гг. как критик печаталась в альманахе «Струги», ж. «Воля России», «Новая русская книга», газ. «Дни», «Сегодня», «Голос России» и др.

    216. Из стихотворения «Все круче, все круче…»

    217. Из стихотворения «Быть мальчиком твоим светлоголовым…»

    «Мое святое ремесло!» («Ты, уцелевший в сердце нищем…»)

    219. Из стихотворения «Трем Самозванцам жена…»

    «Скоро уж из ласточек — в колдуньи!..»

    221. Из стихотворения «Муза».

    Раздел сайта: