• Приглашаем посетить наш сайт
    Ахматова (ahmatova.niv.ru)
  • Лавренев Б.: "Христолюбивая Палингенезия"

    «Христолюбивая Палингенезия»

    Литературные заметки

    «Что такое Госиздат?»

    «Госиздат — аппарат Советской власти, осуществляющий издательскую работу по социалистическому просвещению масс, путем печатного слова».

    (Из никчемных диалогов)

    Лошади едят овес.

    Александр Македонский ездил на Буцефале.

    Наполеон был император.

    Госиздат занимается социалистическим просвещением масс.

    Первые три фразы из новейшего самоучителя совершенно бесспорны.

    Четвертая должна быть не менее бесспорной.

    Потому, что социалистическое просвещение — хлеб насущный для темной и малограмотной страны.

    Поэтому Госиздат старается всячески выполнить возложенные на него почетные задачи.[212]

    Поэтому он издал замечательный календарь со святцами, в которых есть святые, имен коих не знают самые ученые богословы.

    Поэтому в этом календаре превозносится римский царь Пума(?) Помпилий, которого горячо любили римские граждане и которого рекомендуется также горячо любить русским рабочим и подражать ему в уме и трудолюбии, равно как и римской богине Май, прекрасной, «как сказка» (!!!).

    И, очевидно, поэтому Госиздат издал две лежащие передо мной книги.

    Первая книга стихов Марины Цветаевой «Версты», вторая тоже книга стихов Георгия Шенгели «Раковина».

    Начну с оговорки.

    Меньше всего хочу хулить авторов этих книжек. Несомненно, что Марина Цветаева талант большого диапазона. Несомненно, что кованые стихи Георгия Шенгели могут стать учебником стиля для начинающего поэта, так же как и исключительно прихотливая и чудесная метрика и ритмика Цветаевой.

    но социалистическим просвещением масс не занимается.

    Начнем с книги Цветаевой.

    Вся она с первой до последней страницы проникнута византийским кликушествующим и истеричным религиозным фанатизмом.

    «Бог», с большой буквы, не сходит с ее строк во всех видах и падежах. Вот ряд последовательных выдержек из стихов Цветаевой: «на страшный полет крещу вас», «потруди за меня уста — наградит тебя Царь Небесный», «Богородица в небесах, вспомяни о моих прохожих», «помолюсь угодникам», «Архангелы меня ведут», «Благовещенье праздник мой», «Благословен плод чрева твоего, Дева милая», «по устам слово — Богородица», «за вас в соборе Архангельском большая свеча горит», «и все сорок чти — сороков церквей», «и на тебя с багряных облаков уронит Богородица покров», «одену крест серебряный на грудь», «молюсь угодникам», «всюду, где Бог-судья», «Богородицей слыву — Троеручицей», «да молитесь за помин моей души», «плачьте о мертвом ангеле», «О, Господи Боже ты мой!», «что надобно любить Иегову», «возлюбила больше Бога милых ангелов его».[213]

    Мне кажется, что этой неполной сводки богопочитания Марины Цветаевой достаточно.

    Не осуждаю поэтессу, ибо каждому свое. Один любит горький хрен, другой бланманже, как сказал Прутков.[214]

    Насильно мил не будешь.

    Но царелюбивый Госиздат решил, что в область социалистического просвещения, кроме почтения к Пуме Помпилию, входит обязательно и богопочитание.

    Результат — тиснутая книжка Марины Цветаевой, с сохранением всех больших букв по отношению всемогущего управителя судеб мира, а в миру и Госиздата.

    Всякий атом хвалит имя Господне.

    Госиздат также атом.

    Следовательно, и Госиздату надлежит хвалить имя Господа.

    Из этого вытекает одно следствие: религия — опиум для народа.

    Выпуском книги Цветаевой Госиздат дал явное доказательство актуальности означенной аксиомы…

    О чем еще говорить. Доказывать непреложную истину, что в России существуют десятки частных издательств, которые (вольному воля — спасенному рай) могли бы издать книги Цветаевой и Шенгели?

    «христолюбивую Палингенезию».[215]

    Кратко, непонятно, но красиво.

    Примечания

    Туркестанская правда (Ташкент). 1923. № 54. 14 марта. С. 8.

    212. В брошюре 1925 г. «Государственное издательство РСФСР» говорится: «Одной из главных задач Госиздата, особенно в годы Гражданской войны, было издание такой литературы, которая выясняла бы широкий народный массовый смысл совершающихся событий. Госиздат должен был явиться орудием самых разнообразных книжных ценностей, охватывающих все многообразные человеческие знания и достижения».

    «Никто ничего не отнял…», «Собирая любимых в путь…», «Разлетелось в серебряные дребезги…», «Еще и еще песни…», «В день Благовещенья…», «Канун Благовещенья…», «Димитрий! Марина! В мире…», «Облака — вокруг…», «Из рук моих — нерукотворный град…», «Над синевою подмосковных рощ…», «Да с этой львиною…», «Всюду бегут дороги…», «Коли милым назову — не соскучишься!..», «Продаю! Продаю! Продаю!..», «Думали — человек…», «Белое солнце и низкие, низкие тучи…», «Наездницы, развалины, псалмы…», «Бог согнулся от заботы…»

    214. Из басни К. Пруткова «Разница вкусов»: «Тебе и горький хрен — малина, // А мне и бланманже — полынь!»

    215. «Палингенезия» — название стихотворения Георгия Шенгели.

    Раздел сайта: