• Приглашаем посетить наш сайт
    Техника (find-info.ru)
  • Гришиненко Оксана: "Третий Рим" Марины Цветаевой (к 85-летию со дня смерти Осипа Мандельштама)

    http: //tsvetayevs.org/publications/publications15.htm

    "Третий Рим" Марины Цветаевой

    к 85-летию со дня смерти Осипа Мандельштама

    Имя Марины Цветаевой знают многие, ну а те, кто не знает, наверняка любят ее стихотворение «Мне нравится, что Вы больны не мной», положенное на музыку. Посвящено оно гражданскому мужу сестры Марины Ивановны Маврикию Александровичу Минцу. Впервые песня прозвучала в художественном фильме «Ирония судьбы или С легким паром!». Сила цветаевских стихов, привлекающих внимание даже тех, кто не знаком с её творчеством, - в глубоких переживаниях, пронзительности, любви к России. Город Москва - символ русской культуры, воспетый многими поэтами Серебряного века: М. Цветаевой, К. Бальмонтом, А. Блоком, О. Мандельштамом и др.

    «Стихи о Москве» показала, что Москва - это символ Руси, а поводом для его написания послужила встреча с Осипом Мандельштамом. С Мандельштамом «странным…, трудным…, трогательным…, гениальным», как говорил о нем В. Шкловский, Марина Цветаева познакомилась не в своем любимом городе, а в Крыму, в том месте, где она была так счастлива в предвоенные годы.

    Знакомство состоялось летом 1915 года в Коктебеле, в доме Максимилиана Волошина. В «Истории одного посвящения» она описывает так их первую мимолетную встречу: «Я шла к морю, он с моря. В калитке волошинского сада мы разминулись». Так мимолетное знакомство, начавшееся в Коктебеле, переросло в дружбу, которая вылилась в удивительные стихи.

    Поэтический цикл М. И. Цветаевой «Стихи о Москве» написан после визита Осипа Мандельштама в Москву, к ней, зимой 1915 – весной 1916гг, и включает в себя девять наиболее значительных стихотворений ее раннего творчества, написанных весной и летом 1916 года. Героиня любуется красотами любимого города и передает восхищение своей Москвой.

    Она показывает свой город и как скажут позже «подарит свою Москву Осипу Мандельштаму». Красоту, величие, значимость столицы Марина Цветаева открывает коренному петербуржцу, поэту. Знакомит «странного и прекрасного брата» с церквями, часовнями Москвы, со Спасскими воротами, с московской святыней — иконой «Нечаянная радость», знакомит с тем, что было так дорого для нее самой. В конце, предчувствуя благодарность Мандельштама за такую своеобразную экскурсию по Москве, поэтесса говорит: «Ты не раскаешься, что ты меня любил».

    И своими впечатлениями о приезде Осипа Мандельштама Марина Ивановна делится с Понтиком (П. И. Юркевич - врач, специализировался в области военной терапии, «Другом моих 15-ти лет» называла его Цветаева): «…Никогда не забуду, в какую ярость меня однажды этой весной привёл один человек - поэт, прелестное существо, я его очень любила! - проходивший со мной по Кремлю и, не глядя на Москву - реку и соборы, безостановочно говоривший со мной обо мне же. Я сказала: « Неужели вы не понимаете, что небо - поднимите голову и посмотрите! - тысячу раз больше меня, неужели Вы думаете, что я в такой день могу думать о Вашей любви, о чьей бы то ни было. Я даже о себе не думаю, а, кажется, себя люблю!»

    «Стихи о Москве» воспевает город с точки зрения символа национальной святыни, центра русской православной культуры. Москва Цветаевой полностью вписывается в концепцию «Третьего Рима» Псковского инока Филофея, который говорил, что «два Рима пали, третий стоит, и четвертому не бывать...» как символа духовной культуры, единения, соборности. Ее Москва - это город храмов, где важно соборное единение, единство духа, в ней жива народная вера – «сорок сороков церквей». Москва невозможна без Христа, Москва вне православия — бессмысленна. Гаснут лампады у икон, и с ними гаснет свет в глазах Великого города. Марина Цветаева награждает Москву следующими эпитетами: странноприимный дом, нерукотворный град, дивный град, отвергнутый Петром, привольное колокольное семихолмие, мирный град, город сорока сороков.

    Москва! Какой огромный... (полный текст справа на белом поле)

    Москва для Марины Цветаевой не просто столица России, а город, в котором она родилась, ее маленькая родина:

    Красною кистью... (полный текст справа на белом поле)

    И хоть к тому времени Москва не была уже официальной столицей, но все также она продолжала восприниматься многими как сердце Родины и расположение православных святынь этому только во многом способствуют. Так и для Марины Цветаевой Москва была поистине живым существом, с которым поэт соединял себя, свое сознание, свет и сумрак своей жизни. Москва представляется как антитеза Санкт-Петербургу. В стихотворении «Над городом, отвергнутым Петром» Москва все равно остается первым городом России.


    Перекатился колокольный гром.

    Гремучий опрокинулся прибой
    Над женщиной, отвергнутой тобой.

    Царю Петру и Вам, о царь, хвала!

    Пока они гремят из синевы —
    Неоспоримо первенство Москвы.

    — И целых сорок сороков церквей

    Санкт-Петербург не отождествляется со всей Россией, оставаясь в языковом сознании особым городом, «мифом», «феноменом», не «растворяющимся» в стране. И новой столице не удалось занять место «Третьего Рима» в ментальном мире Марины Цветаевой. Чувство Родины, наполненность жизни города историческими событиями в течение веков, сосредоточенность духовной культуры в нем создают атмосферу Центра жизни, и тут нельзя не согласиться, что Москва – «Третий Рим» на основе образа, созданного Мариной Цветаевой.

    «Цветаева, подарив свою дружбу и Москву, как-то расколдовала Мандельштама. Это был чудесный дар, потому, что с одним Петербургом, без Москвы, нет вольного дыхания, нет настоящего чувства России…».

    «Литературная газета + Курьер культуры: Крым-Севастополь» № 23 (146) от 13-26.12. 2013 г.

    Раздел сайта: