• Приглашаем посетить наш сайт
    Ахматова (ahmatova.niv.ru)
  • Берберова Н.: "Записки наблюдателя". Литературный сборник

    Рец.: «Записки наблюдателя» Литературный сборник. Кн. 1. Прага, 1924

    Материал сборника далеко не равноценен, но, в общем, книга не безынтересна. Новые стихи Бальмонта, конечно, прекрасны, но звучат как-то слишком знакомо и привычно. Шесть пьес Маковского тоже ничего не прибавляют к облику этого тонкого поэта-дилетанта.[279] Стихи Цветаевой — бессвязно нагроможденный словесный и эмоциональный материал, еще не оформленный до искусства; в ее «Федре» — метрическая попытка, которая могла бы быть интересной, будь она исканием более широкого и гибкого строя, а не поводом, чтобы еще, и по-новому, разнуздать слово.

    После этого положительно отдыхаешь на первом из стихотворений Одоевцевой: [280] — это уже искусство. О стихах Туринцева лучше умолчать.[281]

    Повесть Крачковского «Желтые, синие, красные ночи» волнует и оставляет в недоумении. Как отнестись к этому мятущемуся потоку раскрепощенных атомов душевного мира, к этому непрерывному смещению угла зрения, к нарушению всех пропорций, искривлению всех линий? Нет остова в этой повести. И все держится лишь непрерывным напряжением подстилающей ее эмоции. Это не художественное создание, а эксперимент — талантливый и интересный, но опасный и вряд ли плодотворный.

    Отдел статей очень разнообразен по содержанию: о Блоке, о Манесе, о чешской поэзии, о Шевалье, Шарло и Максе Дэрли, о Дмитриевском.[282] Но ни новых материалов, ни нового подхода к материалу в упомянутых статьях не найти.

    Ценны замечания Маковского («К теории графики»). Никак не пройти мимо крикливой статьи Цветаевой о кн. Волконском. Автор прекрасной книги «Родина» уподобляется здесь и Лукрецию, и Гете и даже — «Богу первых дней», и это — с выкрикиванием и причитаниями, — на протяжении более чем тридцати страниц. Просто непонятно, откуда это кликушество по поводу такой спокойной и прозрачной книги.

    Звено (Париж). 1924. № 74. 30 июня. С. 3–4.

    Рецензия опубликована за инициалами Н. Б.

    В сборнике были помещены стихотворные циклы «Гамлет», «Федра» и очерк «Кедр».

    Берберова Нина Николаевна (1901–1993) — поэт, прозаик, литературный критик, литературовед, переводчик, мемуаристка.

    — в эмиграции. Участница литературных собраний «Зеленая лампа» (1927). Сотрудничала во многих эмигрантских периодических изданиях: ж. «Современные записки», «Воля России», газ. «Дни», «Последние новости» и др.

    «Курсив мой» (см. также в книге: Марина Цветаева в воспоминаниях современников: Годы эмиграции. М.: Аграф,2002. С. 48–52).

    279. Имеются в виду стихи К. Бальмонта «Нежужжащие», «Почему?», «Лезвие», «От постели» и стихотворный цикл С. Маковского «Somnium Breve».

    280. Речь идет о стихотворении И. Одоевцевой «Встать в тишине. Открыть окно…»

    –1984) — поэт, критик, позднее протоиерей. Жил в Праге, в 1930-е гг. переехал в Париж. Речь идет о его стихах: «К колодцу — задыхаясь — пусть!..» и «С недавних пор мне чудится все чаще…».

    «О Блоке» и «Три актера (Морис Шевалье, Шарло, Макс Дэрли)» Е. Зноско-Боровского, «Этапы чешской поэзии XIX и ХХ вв.» Е. Недзельского, «Иосиф Манес» Н. Еленева, «И. А. Дмитриевский и основные течения в сценическом искусстве» А. Кизеветтера.

    Раздел сайта: