• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой (tolstoy-lit.ru)
  • Амфитеатров А.: Записная книжка (Отрывки)

    Записная книжка

    <Отрывки>

    Два стиха Марины Цветаевой:

    Так — государыням руку,
    — так, [431]

    увенчаны ныне едва ли не такою же знаменитостью, как некогда брюсовское:

    — О, закрой свои бледные ноги!..

    У Брюсова — что же? И сказуемое на месте, и подлежащее подразумевается. Предложение крепко, как самодержавие в XIX веке. Но Марина Цветаева творит советски смело и прекрасно. Октябрьская революция в синтаксисе. Подлежащее, как Романовых, — на убой, в Екатеринбург. Сказуемое, как буржуазную интеллигенцию, — за границу.

    Великая Марина уже создала «школу». Подражателей — несть числа.[432] И пишут они, пишут!

    Белой горячки вздоры,

    В надписях ярких заборы:
    Так, распротак, так, так!!!

    А несчастное на Руси это имя — Марина. Начиная с былинной Маринки-Еретницы, которую богатырь Добрыня Никитич так свирепо наказал за колдовские проделки и грязную связь со Змеем Горыничем, все исторические русские Марины были — либо превредные существа, либо им ужасно не везло в жизни. А некоторым выпали на долю оба эти жребия. Наиболее яркий пример: Марина Мнишек, неудачная русская царица, супруга злополучного Дмитрия Первого, а потом — черт его знает, кто он был, — самозванца, назначенного в Дмитрии из Польши Сапегою и Рожинским. <…>

    В литературе Марине классически не везет.

    [433] «Марину из Алого Рога». Повесть вышла плохая, а нашумела много, потому что ни критика, ни публика не могли разобрать определенно: что это — панегирик популярному человеку (поэту гр. А. К. Толстому) или памфлет на него? А в общем, пахло обсахаренным пасквилем.

    Написал Лев Толстой добродетельную Марину во «Власти Тьмы». Вышла — самая бледная, скучная и наименее правдоподобная из всех фигур знаменитой драмы.

    А теперь — Марина Цветаева стихи пишет. Ну, разве не рок?!

    Примечания

    «За свободу!» (Варшава). 1927. № 29, 6 февраля. С. 5.

    Амфитеатров Александр Валентинович (1862–1938) — прозаик, драматург, литературный, театральный и музыкальный критик.

    Началом своей профессиональной журналистской деятельности сам Амфитеатров считал работу в тифлисской газете «Новое обозрение» (1889–1891). В 1891–99 г. он являлся постоянным фельетонистом газ. «Новое время», издававшейся А. С. Сувориным. С 1904 г. находился в эмиграции (Франция, Италия). В 1907–08 гг. издавал в Париже журнал антимонархической направленности «Красное знамя». В 1916 г. вернулся в Россию, где в 1917 г. стал издателем петроградского ж. «Бич». С 1921 г. вновь в эмиграции сначала в Чехии, затем в Италии (Леванто). Будучи за границей, он активно печатался в русской и итальянской периодике.

    «Поэмы Конца».

    «подражающих» Цветаевой или находящихся под ее влиянием, были А. Гингер (см.: Зноско-Боровский Е. «Парижские поэты». Воля России. 1926. № 1; Елита-Вильчковский К. «Заметки о книгах». Бодрость. 1939, 18 июня), Д. Резников (См.: Ходасевич В. «Заметки о стихах». Дни. 1926, 14 марта), В. Андреев (См.: Ходасевич В. «Молодые поэты». Возрождение. 1928, 28 июля; Слоним М. «Литературный дневник». Воля России. 1928. № 7.), В. Лебедев (См.: Струве Г. «Заметки о стихах». Россия и славянство. 1929, 24 авг.), Ю. Иваск (Бем А. «Письма о литературе». Меч. 1938, 12 июня), Несмелов А. (критик, скрывшийся за инициалами Н. З. Чураевка. 1934, октябрь), Н. Снесарева-Казакова (См.: Пильский П. «Книга». Сегодня. 1929, 28 сент.), М. Комиссарова (См.: Пильский П. «Клочки на ветру». Сегодня. 1927, 27 июля) и др.

    –1884) — писатель, драматург, публицист.

    Раздел сайта: