• Приглашаем посетить наш сайт
    Паустовский (paustovskiy-lit.ru)
  • Адамович Г.: Литературные заметки (Отрывок) "Марина Цветаева написала... "

    Литературные заметки

    <Отрывок>

    <…> Марина Цветаева написала две статьи, обе безмерно-восторженные. Одну о поэме Б. Пастернака,[294] другую о кн. С. Волконском.

    Князь Волконский, как все знают, человек очень культурный, даровитый и умный, писатель сдержанный и спокойный. Не думаю, чтобы он мог без усмешки прочесть статью, в которой его ежеминутно сравнивают с Гете, с Лукрецием и бог весть с кем еще.

    Не думаю, чтобы в нем вызвал добрые чувства этот кликушеский стиль, бесчисленные восклицательные знаки, многоточия, вскрики, скобки, вся эта претенциозная и совершенно пустая болтовня.

    Марина Цветаева, как бы в свое оправдание, пишет в начале статьи от лица каких-то неведомых «нас»:

    «Нас, кажется, уже ничем не потрясешь, — после великой фантасмагории Революции, с ее первыми-последними, последними-первыми, после четырехлетнего сна наяву, после черных кремлевских куполов и красных над Кремлем знамен, после саженного: „Господи, отелись!“ на стенах Страстного монастыря, после гробов, выдаваемых по 33-му талону карточки широкого потребления, после лавровых венков покойного композитора Ск<ряби>на, продаваемых семьей на рынке по фунтам…»

    Это верно. Но после этих действительно потрясающих явлений менее всего способны взволновать или просто дойти до человека такие мелко-неврастенические записи. Есть какая-то фальшь и наивность в столь распространенном теперь стремлении отразить стилистическими судорогами катастрофы последних лет.

    нет никакой выдержки: она пишет очень много, ничего не вынашивает, ничего не обдумывает, ничем не брезгует. Но все-таки ей — одной из немногих! — дан «песен дивный дар»[295] и редкий, соловьиный голос. Некоторые ее строчки, а иногда и целые стихотворения, совершенно неотразимы и полны глубокой прелести. Не хватает ей простоты. Пушкин писал жене: «Если будешь держать себя московской барышней, ей-ей разведусь», — цитирую по памяти, едва ли точно.[296] В Цветаевой очень много московской барышни. Не сомневаюсь, что это показалось бы ей упреком не существенным — эстетическим «возраженьицем». Но мне кажется, что это гибельный порок. <…>

    Примечания

    Звено (Париж). 1924. № 88, 6 октября. С. 2.

    –1972) — поэт, писатель, литературный критик, мемуарист.

    В 1913 г. был приглашен участвовать в собраниях 1-го «Цеха поэтов», близким участником которого скоро и становится. В 1916–17 гг. являлся одним из руководителей 2-го петроградского «Цеха поэтов», в 1920–22 гг. участником 3-го «Цеха поэтов». С 1923 г. — в эмиграции. Жил в Париже. Плодотворно работал в литературно-критическом отделе газ. «Звено», являясь одним из ее редакторов, затем в 1924 г. возглавил этот отдел, в нем вел под рубрикой «Отклики» и псевдонимом Сизиф еженедельный обзор культурной жизни и получившие большую известность «Литературные беседы». К концу 20-х гг. он сотрудничал в ж. «Современные записки», газ. «Дни», возглавлял литературно-критический отдел «Последних новостей», в котором печатался до 1940 г. В 30-е гг. вел критический отдел в ж. «Числа», вместе с М. Л. Кантором в 1934 г. он начал издавать ж. «Встречи». В 1946 г. возобновил рубрику «Литературные заметки» в новосозданной газ. «Русские новости», позже печатался в газ. «Новое русское слово» и «Русская мысль».

    Его критические отзывы о поэтах в периодике послужили М. Цветаевой поводом к написанию статьи «Поэт о критике» и эссе «Цветник».

    Знакомство М. Цветаевой с Г. Адамовичем состоялось в 1916 г. в Петербурге в доме Каннегисеров. В эмиграции они встречались, начиная с 1926 г. и вплоть до 1938 г., главным образом на литературных вечерах Союза молодых поэтов, объединения «Кочевье», вечерах ж. «Числа» и др.

    О творчестве М. Цветаевой Г. Адамович писал многократно: см. статью Л. А. Мнухина «Отношения с Адамовичем» (Марина Цветаева: Песнь жизни: Международный парижский симпозиум. Paris: YMCA-Press, 1996. С. 58–77), а также сборник рецензий и отзывов поэтов о творчестве друг друга «Марина Цветаева — Георгий Адамович: Хроника противостояний» (М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2000), подготовленный О. Коростелевым.

    «Кедр», посвященную книге С. Волконского «Родина». В письме к О. Е. Колбасиной-Черновой от 17 октября 1924 года М. Цветаева отметила: «Рецензию в „Звене“ прочла… Хочу послать эту рецензию Волконскому, а отзыв на нее Волконского — Адамовичу. Пусть потешится один и омрачится другой» (СС. Т. 6. С. 683).

    294. 1 Б. Пастернаку и его только что вышедшему сборнику стихов «Сестра моя жизнь» посвящена статья «Световой ливень» (1922).

    «Цыганы».

    296. Из Болдина в Петербург 30 октября 1833 г. А. С. Пушкин писал жене: «…Я не ревнив, да и знаю, что ты во все тяжкое не пустишься; но ты знаешь, как я не люблю все, что пахнет московской барышнею, все, что не comme il faut, все, что vulgair… Если при моем возвращении я найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя» (Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10. М.: Правда,1981. С. 105)

    Раздел сайта: