• Приглашаем посетить наш сайт
    Блок (blok.lit-info.ru)
  • Ответ на анкету

    Ответ на анкету[158]

    Марина Ивановна ЦВЕТАЕВА.

    Родилась 26 сентября 1892 г. в Москве.

    Дворянка.

    Отец — сын священника Владимирской губернии, европейский филолог (его исследование «Осские надписи» и ряд других), доктор honoris causa Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университетах, директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России музея изящных искусств (Москва, Знаменка). Герой труда. Умер в Москве в 1913 г. вскоре после открытия Музея. Личное состояние (скромное, потому что помогал) оставил на школу в Талинах (Владимирская губерния, деревня, где родился). Библиотеку, огромную, трудо- и трудноприобретенную, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей.

    Мать — польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано. Стихи от нее.

    Библиотеку (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так, от нас, Цветаевых, Москве три библиотеки. Отдала бы и я свою, если бы за годы Революции не пришлось продать.

    Раннее детство — Москва и Таруса (хлыстовское гнездо на Оке), с 10 лет по 13 лет (смерть матери) — заграница, по 17 лет вновь Москва. В русской деревне не жила никогда.

    Главенствующее влияние — матери (музыка, природа, стихи, Германия. Страсть к еврейству. Один против всех. Heroоca). Более скрытое, но не менее сильное влияние отца. (Страсть к труду, отсутствие карьеризма, простота, отрешенность.) Слитое влияние отца и матери — спартанство. Два лейтмотива в одном доме: Музыка и Музей. Воздух дома не буржуазный, не интеллигентский — рыцарский. Жизнь на высокий лад. Постепенность душевных событий: все раннее детство — музыка, 10 лет — Революция и море (Нерви, близ Генуи, эмигрантское гнездо),

    11 лет — католичество, 12 лет — первое родино-чувствие («Варяг», Порт-Артур), с 12 лет и поныне — Наполеониада, перебитая в 1905 г. Спиридоновой и Шмидтом, 13, 14, 15 лет — народовольчество, сборники «Знания», Донская речь. Политическая экономия Железнова, стихи Тарасова, 16 лет — разрыв с идейностью, любовь к Саре Бернар («Орленок»), взрыв бонапартизма, с 16 лет по 18 лет — Наполеон (Виктор Гюго, Беранже, Фредерик Массон, Тьер, мемуары. Культ). Французские и германские поэты.

    Первая встреча с Революцией — в 1902-03 гг. (эмигранты), вторая в 1905-06 гг. (Ялта, эсеры). Третьей не было.

    Последовательность любимых книг (каждая дает эпоху): Ундина (раннее детство), Гауф-Лихтенштейн (отрочество). Aiglon[159] Ростана (ранняя юность). Позже и поныне: Гейне — Гёте — Гёльдерлин. Русские прозаики — говорю от своего нынешнего лица — Лесков и Аксаков. Из современников — Пастернак. Русские поэты — Державин и Некрасов. Из современников — Пастернак.

    Наилюбимейшие стихи в детстве — пушкинское «К морю» и лермонтовский «Жаркий ключ». Дважды — «Лесной царь» и Erlkцnig. Пушкинских «Цыган» с 7 л<ет> по нынешний день — до страсти. «Евгения Онегина» не любила никогда.

    Любимые книги в мире, те, с которыми сожгут: «Нибелунги», «Илиада», «Слово о полку Игореве».

    Любимые страны — древняя Греция и Германия.

    * * *

    Образование: 6-ти лет — музыкальная школа Зограф-Плаксиной, 9 лет — IV женская гимназия, 10 лет — ничего, 11 лет — католический пансион в Лозанне, 12 лет — католический пансион во Фрейбурге (Шварцвальд), 13 л<ет> — ялтинская гимназия, 14 лет — московский пансион Алфёровой, 16 лет — гимназия Брюхоненко. Кончила VII классов, из VIII вышла.

    Слушала 16-ти лет летний курс старинной французской литературы в Сорбонне.

    Подпись под первым французским сочинением (11 лет): Trop d’imagination, trop peu de logique.[160]

    Первая книга — «Вечерний альбом». Издала сама, еще будучи в гимназии. Первый отзыв — большая приветственная статья Макса Волошина. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие.

    — Рильке, Р. Роллан, Пастернак. Печаталась, из журналов, в «Северных Записках» (1915 г.), ныне, за границей, главным образом в «Воле России», в «Своими путями» и в «Благонамеренном» (левый литературный фланг), отчасти в «Современных Записках» (правее). У правых, по их глубокой некультурности, не печатаюсь совсем.

    Ни к какому поэтическому и политическому направлению не принадлежала и не принадлежу. В Москве, по чисто бытовым причинам, состояла членом Союза Писателей и, кажется, Поэтов.

    1910 г. — Вечерний альбом (стихи 15, 16 и 17 л<ет>.

    — Волшебный фонарь.

    Перерыв в печати на 10 лет.

    Написано с 1912 по 1922 г. (отъезд за границу):

    Книги стихов:

    Юношеские стихи (1912–1916, не изданы).

    — (1916 г., изданы в 1922 г., Госиздатом).

    Версты II (1916–1921, не изданы, часть стихов появилась в «Психее»).

    «Лебединый стан» (1917–1922, не издано).

    Ремесло (1921–1922, изд<ано> в 1923 г., в Берлине Геликоном).

    Поэмы:

    «Звене»);

    Приключение (1919 г., напечатана в «Воле России»);

    Фортуна (1919 г., напечатана в «Совр<еменных> Записках»);

    Феникс (Конец Казановы) — 1919 г., напечатано в «Воле России». От книжки под тем же именем, обманом вырванной и безграмотно напечатанной в 1922 г. в Москве какими-то жуликами, во всеуслышанье отрекаюсь.

    Царь-Девица (1920 г., издана в России Госиздатом, за границей «Эпохой»);

    Переулочки (1921 г., напечатана в Ремесле).

    Заграница:

    Поэмы:

    <ано> в 1924 г. парижским «Пламенем»);

     1 парижского журнала «Версты»);

    Поэма Конца (1924 г., напечатана в парижском альманахе «Ковчег»);

    Тезей (1924 г., не напечатано);

    Крысолов (1925 г., напеч<атано> в «Воле России»);

    Подруга семиструнная (стихи 1922 г. — по 1926 г., не изд<аны>).

    Световой ливень (о Б. Пастернаке, 1922 г. «Эпопея»);

    Кедр (о «Родине» Волконского, 1922 г., напеч<атан> в пражском альманахе «Записки наблюдателя»),

    Вольный проезд (1923 г., напечатан в «Современных Записках»).

    Мои службы (1924 г., напечатаны в «Современных Записках»),

     2 «Благонамеренного»).

    Проза поэта (мой ответ О. Мандельштаму, 1926 г., имеет появиться в «Современных Записках»).

    * * *

    Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество.

    Полное равнодушие к общественности, театру, пластическим искусствам, зрительности. Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями.

    Был бы щит, начертала бы: «Ne daigne».[161]

    — вокзал, скоро уеду, куда — не скажу.

    <1926>

    Марина Цветаева

    Примечания

    158. для предполагавшегося издания библиографического Словаря писателей XX века.

    «Орленок» (фр.). 

    161. «Не снисхожу» (фр.). 

    Раздел сайта: